Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице

Вера как средство избавления от скорбей

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



«Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея... утрудился зовый, ...изчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего» (Пс. 68,2.4). Так некогда молился божественный Псалмопевец в тяжких скорбях, которые, как глубокие воды, объяли его. Особенная тяжесть этих скорбей заключалась в оставленности Богом царя Давида, ибо он призывал Господа, молился Ему, а ответа не было. Недаром св. Церковь в этих страданиях Псалмопевца видит прообраз крестных страданий Христа с Его богооставленностью среди страшных мук, которые побудили Спасителя воскликнуть: «Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27,46).

Бог судил и нам, мои возлюбленные о Христе чада, испытывать сейчас великие, небывалые скорби. Мы так же тонем в них, как в глубоких водах. Мы горячо молимся об избавлении от переживаемых нами несчастий, но Господь пока не исполняет наших молитв.

Поэтому многие из нас впадают в печаль и даже уныние и думают, что настала их гибель.

Да, скорби наши слишком велики. Они разъедают наши сердца и днем, и ночью. Однако нельзя так духовно расслабляться. Мы должны всегда сознавать, что живем под промыслительною десницею Господа. Нам нужно всегда помнить, что Господь печется даже о птицах небесных и полевых растениях. Нас ли, искупленных Его драгоценною Кровию, Он забудет и оставит вне Своего промыслительного попечения?! И совсем не для гибели Господь послал нам эти скорби, а для искупления наших грехов и для нашего испытания, чтобы соединить нас, так далеко от Него удалившихся, и излить на нас всю Свою неизреченную любовь. Не будем забывать слов Свящ. Писания: «Егоже бо любит Господь, наказует» (Притч. 3.12; Евр. 12,6).

Мы могли бы роптать на Бога в своих скорбях только в том случае, если бы Он оставил нас беспомощными. Но Господь дал нам великое несокрушимое орудие для христианского перенесения скорбей и для избавления от них. И этим средством является наша вера. Как велико и спасительно это средство, об этом свидетельствует ап. Павел, говоря: «...верою победита царствия... заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих» (Евр. 11,33—34).

Конечно, вера здесь разумеется истинная православная. За отступление от этой веры, хотя на одну йоту, мы сразу делаемся игралищем бесов, становимся совершенно беспомощными для борьбы со злом и всякими несчастиями. И это понятно, ибо тогда благодать Божия отходит от нас. И хотя бы св. Церковь видимо не отлучала нас за это отступление, мы невидимою божественною силою отсекаемся от общения с Богом, во исполнение апостольских слов: «...ащемы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1,8).

К сожалению, православные христиане, как никогда, теперь отступают от чистоты нашей православной веры. Очень многие из них, под влиянием богоборческого теософского учения, а главным образом под влиянием всевозможных страстей и пороков, утратили чистоту православных воззрений, и настолько, что не видят никакой существенной разницы между православием и инославием, и говорят, что истина находится во всякой религии, во всяком веровании. Если бы это было так, то зачем же под страхом анафемы нам запрещено св. Церковью и святыми ее канонами молиться с еретиками и язычниками? Почему же в таком случае св. Церковь учит, что спасутся и наследуют вечное блаженство только те, которые принадлежат к истинным ее последователям по вере, согласно словам Христа: «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры (разумеется православной), осужден будет» (Мк. 16,16). И та же св. Церковь свидетельствует, что еретики никогда не спасутся: они обречены на вечное адское мучение.

Поэтому никогда не будем допускать лжеумствований в области нашего догматического учения. Будем неуклонно и с радостию прибегать к таинствам покаяния и причащения, будем свято блюсти праздники и посты и все, чему учит нас Православная Церковь. Будем во всей чистоте хранить и исповедывать свою православную веру, памятуя слова прп. Серафима Саровского: «Горе тому человеку, который хотя на одну букву изменит постановление Вселенских Соборов; все, что облобызала св. Церковь на этих Соборах, свято исполняй». «Радость моя, — говорил преподобный одному богомольцу, — не имей общения с теми, которые нарушают пост в среду и в пяток».

Но это не все, что мы хотели бы сказать о православной вере. Св. Симеон Новый Богослов говорит, что истинная вера заключается не только в чистоте православного учения, чуждого всякой ереси, но и в твердой уверенности, что Господь никогда не оставит нас в скорбях без Своей дивной помощи. Как следовало бы нам, возлюбленные, всегда помнить великого вождя и пророка когда-то избранного народа Моисея. Ему пришлось пережить страшное испытание, когда он со своим безоружным народом подошел к Чермному морю, а сзади его настигал фараон со своим воинством. Но Моисей верил в помощь Божию. и вера его не осталась постыженной: он перешел море, как по суху, со всем своим народом, а фараон со всем египетским воинством погиб в волнах Чермного моря.

Так верил в помощь Божию и Иосиф Прекрасный. Ему, оклеветанному, угрожала смертная казнь, и он был брошен в темницу. Но Иосиф верил в милосердие и всемогущество Божие и был с Богом. Поэтому и Господь был с ним. Он вывел его из темницы и поставил его над всею землею Египетской первым лицом после фараона. Такою же славою исполнил Господь и великого пророка Даниила. Его также оклеветали и даже бросили в ров на съедение львам. Но пророк Даниил не поколебался в своей вере в помощь Божию, и львы его не тронули. А царь сделал его первым после себя лицом по управлению всем своим царством.

Так верили в Бога, как в своего Божественного помощника и Утешителя в скорбях, и св. апостолы. Дивное явление наблюдалось в их жизни: чем больше было у них скорбей, тем большую радость Господь посылал им. Вот почему ап. Павел сказал: «...по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1,5).

Такую истинную веру имели и все святые. И чем больше у них было скорбей, тем более в их жизни блистала благодать Св. Духа в ее дивных и разнообразных проявлениях, превращая все их скорби в радости и покрывая их неувядаемою славою.

Будем, возлюбленные, и мы стараться иметь такую же веру. И не будем унывать от скорбей. Они заповеданы нам Господом и являются отличительным признаком Его истинных учеников, ибо Ему угодно было сказать: «...в мире скорбны будете: но дерзайте, яко Аз победихмир» (Ин. 16, 33).

Вся земная жизнь Христа была исполнена скорбей. Ему с самого рождения угрожала смертельная опасность. Книжники и фарисеи, несмотря на все Его великие чудеса и благодеяния страждущим людям, всегда порывались убить Его. Нельзя выразить словами всех душевных и телесных мук Его на кресте. Чем же окончились все скорби и страдания Спасителя? Полною победою над диаволом и всеми твердынями ада. Эту победу дарует Господь и нам с вами над диаволом, всяким злом и всеми скорбями за нашу веру во Христа.

Поэтому будем стремиться к сей вере, держаться ее, как якоря нашего спасения, и вместе с Церковью всегда взывать ко Христу: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбие» (4-й ирмос воскресного канона 8-го гласа).

Тогда Господь не допустит, чтобы скорби поглотили нас, как бы они ни были велики. Господь избавит нас от них и осуществит над нами Свои слова: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33, 20); «Не оставлю вас сиры: прииду к вам» (Ин. 14, 18); «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Аминь.

Русская инвалидная церковь св. вмч. Пантелеиимона,
с. Княжево, 14 августа 1944 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада