Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в неделю 24-ю по Пятидесятнице

О чудесных знамениях благодати

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Сегодня за божественной литургией св. Церковь предлагала нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, евангельское повествование об исцелении Господом кровоточивой жены и о воскрешении Им дочери Иаира.

Слушая это повествование, невольно приходишь к мысли, как блаженны были люди, среди коих жил и действовал Христос Спаситель наш, и в особенности ученики Его, которые были очевидцами таких дивных чудес Христовых. Недаром Господь говорил им: «Ваши же блаженные очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13,16-17).

Впрочем, Господь назвал учеников Своих блаженными в сравнении с ветхозаветными праведниками, но не в сравнении с праведниками новозаветными, хотя бы отдаленными от земной жизни Христа (Спасителя) многими веками. Все истинные последователи Христа, жившие после апостолов, также блаженны, ибо и они не лишены созерцания тех же дивных чудес, которые совершал Господь в их жизни или через святых людей, или через св. иконы, мощи Своих угодников и другие благодатные источники.

Даже более того. Господь сказал ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Ин. 14,12). И мы из Деяний Апостольских знаем, что головные повязки и опоясания ап. Павла совершали исцеления недугов в людях (Деян. 19,12). Даже тень ап. Петра была целебна для людей (Деян. 5,15). А из церковного предания нам известно, что великий апостол св. Иоанн Богослов однажды воскресил из мертвых несколько сот человек.

Ныне св. Церковь празднует память св. великомученика Мины, который особенно чтится в Болгарии. Может быть, многим из вас, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, известны те поразительные чудеса, которые он совершал после своей великомученической кончины, вскоре после которой и был прославлен Церковью. В честь его имени был создан храм, где покоились его св. мощи. Верующие во множестве стекались сюда, прибегая к молитвенному заступничеству св. великомученика. Однажды некий благочестивый купец отправился в храм св. Мины. Он взял с собою мешочек с золотом, чтобы отдать его на украшение храма. Во время этого благочестивого паломничества ему пришлось заночевать в одном доме, в котором находился один только хозяин. Последний узнал, что у купца есть золото и решил ограбить и убить его. Этот злой умысел он привел в исполнение, задушил купца, разрезал тело его на части и положил в корзину, чтобы утром закопать свою жертву где-нибудь в близости от своего дома. Но когда настал день, к дому злодея подъехал на коне сам великомученик Мина в виде вооруженного воина. Он спросил хозяина, где купец, который ночевал у него. Хозяин заявил, что у него никто не ночевал. Тогда великомученик слез с коня, вошел в дом и приблизился к корзине с рассеченным трупом. Силою своей благодати он в одно мгновение соединил все части тела в цельного человека и воскресил убитого. Затем великомученик наказал злого хозяина, а воскрешенного им благочестивого купца в благополучии препроводил в свой храм и сделался невидим.

Поразительные чудеса, которые совершал великомученик Мина, всегда были в православной Церкви на протяжении всей истории христианства. Да и как же иначе может быть? Ведь благодать Св. Духа, которою совершал дивные чудеса Господь в Своей земной жизни, действует и ныне в Православной Церкви, ради чистоты нашей веры. И так еще недавно мы были очевидцами тех дивных благодатных чудес, которые совершал Господь через великого пастыря земли русской о. Иоанна Кронштадтского. А какие великие чудеса Господь совершал через величайшего Своего угодника св. Серафима Саровского! Силою своих молитв он поднимал недужных буквально с одра смертного, как и прп. Сергий Радонежский воскрешал мертвых.

Эти чудесные знамения благодати всегда будут в Православной Церкви до скончания века. Всегда они будут источником утверждения нас в вере, упования на милосердие Божие, источником утешения и духовного блаженства.

Но вот на что мы должны, возлюбленные, обратить свое внимание. Чудеса не являются главным и высшим источником нашего блаженства. Они представляют собою внешнюю благодать, ибо спасительно на нас со вне. Но мы получаем от Бога через таинства Церкви внутреннюю возрождающую благодать Св. Духа, которая является главным и высшим источником нашего блаженства, самым драгоценным для нас благом. Эта благодать настолько для нас драгоценна, что дарование ее нам было целью пришествия в мир нашего Спасителя, Его крестных страданий и смерти. «Уне есть вам, да Аз иду (на крест и смерть), аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам» (Ин. 16,7). Эту божественную истину прекрасно раскрыл в своих творениях учитель Церкви прп. Симеон Новый Богослов.

Если же эта благодать, как наше достояние, была целью крестной смерти Христа, всего Его домостроительства в деле нашего спасения, то ясно, что мы должны стремиться к ней, т.е. к раскрытию ее в себе до ее дивных проявлений, как самой высшей своей цели, как к самому драгоценному для нас благу. Эту истину поясняют нам св. Отцы Церкви, и в частности великий св. отец прп. Серафим Саровский, который сказал, что целью всей нашей жизни христианской должно быть стяжание нами благодати Св. Духа. Да, она уже есть с момента восприятия ее в таинстве св. Миропомазания. Но мы должны исполнением всех Божественных заповедей возгревать ее в себе настолько, чтобы она царствовала в нас во всех спасительных разнообразных дарованиях Св. Духа. Пусть осуществляются в нашей жизни слова ап. Павла: «...как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5,21).

Конечно, больше всего и главным образом мы должны стремиться к достижению величайшего проявления в нас возрождающей благодати, к приобретению высшего дара Св. Духа, т.е. совершенной христианской любви или кротости. Вот почему Господь прежде всего требует от нас для соединения с Ним кротости, когда говорит: «Приидите ко Мне... и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф. 11,28—29), который есть не что иное, как блаженство Небесного Царства Христова. Ясно, что без кротости мы никогда не приидем ко Христу, не соединимся с Ним и поэтому будем не блаженными, а самыми несчастными людьми.

Будем помнить и слова Божественного Писания: «И на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66,2). Следовательно, только кроткий находится под особенным покровительством Божиим. А это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих, всякого нашего счастья и блаженства временного и вечного.

Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: «Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес».

Поэтому будем с вами, возлюбленные о Христе братья и сестры, искать этой кротости и прежде всего к ней стремиться. Для этого мы должны знать, что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное.

Эту кротость имел прп. Серафим Саровский. Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди и кротко сказал им: «Делайте со мной что вам угодно». Разбойники почти до смерти избили св. старца его же собственным топором. А когда этих разбойников изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников, по ходатайству прп. Серафима, освободили из тюрьмы. Они пришли к угоднику Божьему просить у него прощения, и он от всего сердца, как родной отец, простил их.

Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прошения.

Эту кротость имел великий инок Глинской пустыни в России блаженный Феодот. Однажды эконом пустыни, человек очень грубый и плохо относящийся к о. Феодоту, начал пороть его среди монастырского двора плетью. Блаженный Феодот, вместо того чтобы поспешить удалиться от эконома, бегал вокруг него и как дитя смеялся. За такое ангельское незлобие душа о. Феодота тут же, во время избиения его экономом, была вознесена в райские обители и насладилась их блаженством. Об этом чрезвычайном откровении Господь возвестил другу блаженного о. Феодота праведному и прозорливому настоятелю Глинской пустыни архимандриту о. Иннокентию.

Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость Спаситель наш. Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, кротко и молча Он смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.

Вот к какой благодати, к какому высшему и дивному ее проявлению в нас мы должны стремиться всем своим сердцем.

Если мы достигнем сей кротости, мы достигнем блаженства Небесного Царства Христова. Недаром св. ап. Павел возрождающую благодать, которую мы получаем в таинстве св. Миропомазания, именует залогом нашего наследия (Ефс. 1, 14). Теперь нам дается от Бога через Православную Церковь не все райское блаженство, а только залог — часть его. А после нашей смерти нам даруется все это блаженство, если мы в земной жизни своей раскроем полученную благодать во всех ее проявлениях, вплоть до дивной кротости или совершенной любви к ближним.

Тогда внутренняя возрождающая благодать Св. Духа, данная нам от Бога как многоценный талант для умножения, — не пропадет для нас. Она еще здесь даст обильные плоды, ибо соединит нас навеки со Христом, источником нашей истинной радости и всех благ, временных и вечных. А после нашей смерти эта благодать, раскрытая нами, во всей полноте перейдет с нами в загробный мир. Она будет для нас брачною одеждою, в которой мы войдем в небесный чертог для вечного райского блаженства в Небесном Царствии Христовом, и чего да удостоит нас Господь молитвами ныне празднуемого Церковью св. вмч. Мины, всех святых, а наипаче ради всесильных молитв Матери Божией, Пречистой Девы Марии. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 11 ноября 1946 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада