Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в неделю 27-ю по Пятидесятнице

О борьбе со страстями блуда и гнева и о достижении при помощи благодати Божией целомудрия и кротости

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



«Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение... Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших... совлекшеся ветхаго человека с деяньми его и облекшеся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшаго его» (Кол. 3,5.8—10).

Такие слова ап. Павла св. Церковь предложила нашему вниманию сегодня за литургией, на апостольском чтении. Здесь св. апостол увещевает нас, чтобы мы умертвили, т.е. совершенно уничтожили, свои страсти: блуд и гнев. По учению св. отцов, от них мы более всего страдаем и губим себя. Они искажают в нас образ Божий и делают людей подобными неразумным тварям. Зато победивший эти страсти уподобляется самому Богу, совлекаясь ветхого человека и облекаясь в нового, по образу своего Создателя.

Великого подвига требует от нас ап. Павел. Трудность его поймет тот, кто добросовестно боролся с этими страстями. О борьбе с первой из них св. Иоанн Златоуст говорит, что здесь нужно выступать против меча и не быть раненым, идти по раскаленным угольям и не обжечься.

Но не менее тягостна и борьба со страстью гнева. Мы можем даже сказать, что здесь требуется от нас больший подвиг, ибо многие подвижники, сохранившие девство и достигшие целомудрия, не могли победить в себе страсти гнева. На это именно обстоятельство Господь указывает в притче о десяти девах. По словам св. Иоанна Златоуста, пять из них названы Господом неразумными не потому, что они не сумели сохранить своего девства. Нет, они его сохранили, почему Господь и называет их девами. Свое неразумие они проявили в том, что оказались без елея, т.е. без любви, в силу своего самолюбия и его прямого порождения — гнева и злобы. И если подвиг девства является для всех поразительным, то еще более поразительным является подвиг стяжания кротости, которая совершенно уничтожает гнев.

Может быть, некоторые скажут: нельзя к нам, слабым и немощным людям, предъявлять такие требования, ибо быть девственно чистыми и кроткими, это значит идти против своей природы и победить ее, чего слабый, ничтожный человек сделать не в силах.

Что же сказать нам на это? Если бы действительно мы не могли достигать святости, то Господь не сказал бы нам: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5,48; ср.: Лев. 11,44). Тогда и ап. Павел не требовал бы от нас нравственного совершенства в ныне слышанных нами его словах. Если же Спаситель и Его величайший апостол призывают нас к святости и, в частности, к целомудрию и кротости, то значит, есть в нас соответственно этим величайшим подвигам и величайшая сила. О ней сказал Господь ученикам перед Своим вознесением: «Се Аз послю обетование Отца Моего на вы; вы же седите во граде Иерусалиме, дондеже облечетеся силою свыше» (Лк. 24,49). Силу эту Он послал им в пятидесятый день в виде огненных языков. Сия божественная сила сообщается с тех пор каждому православному христианину в таинствах Церкви, и прежде всего в таинствах крещения и миропомазания. Она есть благодать Св. Духа, при помощи которой мы можем совершать великие подвиги жизни христианской, чтобы совлечься ветхого человека и сделаться новою тварью во Христе. Вот почему ап. Павел в послании к Титу сказал: «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2,11—13).

К сожалению, не все православные христиане, имея в себе эту благодатную силу, пользуются ею для своего спасения. Поэтому она, как божественная искра, только тлеет в нас под пеплом наших бесчисленных страстей. Да не будет сего с нами. Мы должны помнить слова ап. Павла, сказанные ученику его Тимофею: «...воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе» (2 Тим. 1,6). Будем через исполнение заповедей возгревать в себе эту благодать так, чтобы она горела в нас ярким пламенем своего божественного огня и мы могли быть действительно духовным светом для мира, согласно словам Христа (Мф. 5,14).

Так пользовались этою внутреннею благодатию угодники Божий. И мы видим в их жизни множество примеров, как они, при помощи благодати, совершили величайший подвиг умерщвления в себе плотской страсти, чтобы быть подобными ангелам по чистоте и невинности. Несказанно трудно было Марии Египетской в пустыне в течение 17 лет бороться с этой страстью, в особенности после ее нечистой жизни. Но чем более она укреплялась в решимости лучше умереть, чем изменить Христу нечистотой, тем более благодать Божия действовала в ней и, наконец, она достигла такой победы над естественным законом своей плоти, что получила от Господа дарование побеждать законы и внешней природы. Вот почему она переходила через Иордан, как по суше, а когда молилась — возвышалась над землею.

При помощи благодати святые люди совершенно побеждали и страсть гнева. Прп. Моисей Мурин, бывший ранее разбойником, под действием благодати Божией переродился до такой степени, что своею кротостью и детским незлобием приводил в умиление всех иноков своей обители.

Несомненно, и каждый из нас мог бы также спасительно пользоваться благодатию Божиею. И если мы не перерождаемся при помощи сей благодати, то в этом виноваты мы сами, так как не имеем решимости стать на бесповоротный путь святой жизни. Некогда прп. Серафима Саровского спросили, почему теперь так мало стало подвижников в Церкви Христовой. «Потому, — ответил св. Серафим, — что в людях не стало решимости, а благодать Божия одна и та оке».

Да вдохнет Господь в сердца наши решимость вступить в подвиг борьбы со страстями, и в особенности с блудом и гневом, к чему призывает нас нынешнее апостольское чтение. И чем скорее воссияет в нас эта решимость, тем скорее начнет действовать в нас благодать Божия, и мы по опыту узнаем всю радость и красоту жизни святой, ибо тогда исполнятся над нами слова Иисуса Христа: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви. Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (будет совершенна)» (Ин. 15,10— 11). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 1921 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада