Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице

Православная вера как средство к достижению Царства Божиего

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Ныне за божественной литургией на евангельском чтении св. Церковь призывала нас с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, стремиться к Царству Божиему такими словами Христа: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6,33).

Спасительно нам знать, почему Господь повелевает нам прежде всего стремиться к Царству Божиему? Потому, что Царство Божие есть самое высшее и драгоценное для нас благо, ибо, в ком царствует Бог Своею благодатью, тот неуклонно исполняет заповеди Божий, достигает святости, делается обителью всей Св. Троицы, еще здесь предвкушает райское блаженство и навеки соединяется со Христом для неизреченной радости на небесах и, таким образом, наследует вечное спасение.

Но, для того чтобы сделаться участником Царства Божиего, надо прежде всего иметь веру, разумеется, истинную православную. Вот почему Господь сказал: «Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16,16). Без этой веры Царство Божие никогда не будет нашим достоянием, Господь никогда не воцарится в сердцах наших, в нас будет царствовать не Бог Своею благодатию, а грех с нашими страстями, и мы навеки погибнем.

Вот какое великое спасительное значение имеет для нас вера. Отсюда понятно, почему ап. Павел сказал: «Благодатию есте спасены чрез веру» (Еф. 2,8). И если Царство Божие есть самое высшее и драгоценное для нас благо, то таким же драгоценным благом является для нас и православная вера как главное средство к достижению Царства Божиего, или нашего спасения. Без веры не будет доступно нам Царство Божие. Без веры нет нам спасения. Поэтому будем больше всего страшиться отступления от православной веры.

Увы, как много их было в нашей жизни! И каких только заблуждений не было у нас! Известно, как русское общество увлекалось лжеучениями Льва Толстого. Имя Толстого было окружено каким-то божественным ореолом. Он был кумиром для русской интеллигенции. Спасителя, Его Пречистую Матерь, св. Церковь, веру православную можно было хулить как угодно. А хулить Толстого считалось делом совершенно недопустимым. Между тем он вносил в русскую жизнь смуту и анархию своим безнравственным, богоборческим и противогосударственным учением. Оно в своих основах прививалось русским людям с самого их детства, ибо учителями земских сельских школ были почти сплошь толстовцы, питомцы учительских семинарий, этих атеистических ячеек в России. Толстой не только разрушал наши религиозно-нравственные начала. Он кощунственно относился ко Христу и Его Евангелию, ко всем догматам нашей веры, к Пречистой Деве Марии и к самому великому таинству — Божественной Евхаристии.

Известно также и то обаяние, какое производила, да и сейчас производит на русскую интеллигенцию личность знаменитого русского философа Владимира Соловьева. Наша учащаяся молодежь относится к его словам, как к словам Евангелия. И это делается несмотря на то, что в своих «Чтениях о Богочеловечестве» Вл. Соловьев проповедует языческое учение пантеизма, ибо сущность видимого мира им отождествляется с сущностью мира божественного. Этого мало. Вл. Соловьев оживил древнее гностическое учение о Софии как особом божестве, будто существующем наряду с Божественной Троицей. А в своем сочинении «Россия и вселенская церковь» Вл. Соловьев называет Софию субстанцией (основою) Святой Троицы.

К числу весьма талантливых последователей Вл. Соловьева принадлежат прот. о. Сергий Булгаков и свящ. о. Павел Флоренский. Они в своих сочинениях подробно развили кощунственное учение Вл. Соловьева о Софии. Это учение, по удивительному совпадению, было в 1935 г. осуждено как еретическое и здесь, за рубежом, нашею высшею церковного властью, и там в России митрополитом Сергием.

Нельзя обойти молчанием и того увлечения, с которым русские интеллигентные люди читают сочинения Мережковского, этого фанатичного последователя богоотступника Толстого. В 1920 г. в одной русской эмигрантской газете он поместил свою статью, которую закончил такими безумными словами: «Спасение и возрождение России последует только тогда, когда весь русский народ воскликнет: Святителю отче Льве Толстой, моли Бога о нас».

Это не все. В своем сочинении «Тайна трех» Мережковский берется за истолкование дивной церковной песни в честь Пресвятой Девы Марии «О Тебе радуется» и, в частности, слов: «ложесна Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела». Вот какое страшное кощунство допускает здесь Мережковский. По его словам, под ложеснами надо разуметь бездну ада, престол диавола, куда будто при Своем воплощении сошел Господь, разрушивший сей престол и образовавший вместо него Свой божественный престол.

Немало среди русских православных людей находится таких, которые увлекаются теософией, несмотря на то что в ней содержится богоборческое учение, которое считает Христа простым человеком и ставит Его в один ряд с Магометом и Буддой.

И все эти пагубные религиозные увлечения русских православных людей происходят на почве искания истины! Как жаль, что истину ищут не там, где она находится. Нам следовало бы всегда помнить слова св. Иринея Лионского: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни»*. Только здесь, в Церкви, в ее богооткровенном и святоотеческом учении, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, мы найдем ответ на все вопросы религиозно-нравственные, политические и государственные, ибо в Церкви живет и действует Дух Святый — Дух истины.

______________________

* Пространный христианский катехизис Православной кафолической восточной Церкви. М, 1894. С. 6.

______________________

Но так как русские православные христиане не в Церкви искали истину, а в сочинениях безбожных и богоборческих учителей, то отличительным признаком их стало заблуждение, а не истинная православная вера. Они стали ложь считать истиной, зло — добром, тьму — светом.

Да не будет у нас впредь такого ослепления, такого отступления от православной веры. Всем своим умом, всем сердцем, всеми усилиями своей свободной воли будем стремиться к православной истине, которую мы найдем только в святой нашей Церкви. Если мы будем неуклонно держаться чистоты православной веры, то пребудем всегда в благодати Св. Духа и, таким образом, станем обладателями Царства Божиего.

Тогда не оставит нас Господь и всеми земными благами. Последние без наших усилий приложатся нам от Бога, по неложному Его обетованию (Мф. 6,33), а бедствия, которых ныне так много в нашей жизни, не будут нам страшны. Тогда не будут нам страшны даже самые великие из них, которые произойдут при кончине мира, если Господь приведет нас дожить до этого времени. Мы увидим тогда на себе величайшее чудо милости Божией, ибо восчувствуем изменение наших тел из тленных в нетленные (1 Кор. 15,52—54), когда вместе с умершими мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4,17) и услышим из уст Спасителя нашего сладчайший глас на Страшном суде Его: «...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25,34). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 14 июня 1943 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада