Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в Прощеное Воскресенье

Об истинном покаянии

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Нет ничего любезнее в очах Божиих нашего покаяния. Это мы видим из притчи Христа о блудном сыне. А также знаем мы, с какою трогательною любовью отнесся Господь к покаявшейся блуднице в доме Симона Фарисея. Ради покаяния благоразумный разбойник удостоился войти вместе со Христом в рай. За покаяние Господь не только простил ап. Петру грех его отречения, но ему первому из всех прочих апостолов явился после Своего воскресения.

Конечно, так угодно бывает Богу только наше истинное покаяние, которое состоит в том, чтобы не возвращаться к нашим прежним грехам. Как жаль, что такое покаяние редко бывает среди нас. Мы так сроднились со своими грехами, что предаваться им стало для нас привычкою, а привычка есть вторая природа. Правда, мы сознаем свои грехи и сокрушаемся о них. но после исповеди опять возвращаемся к ним и таким образом продолжаем жить до самой своей смерти без истинного покаяния. Поэтому в загробной жизни нас ожидает вечная адская мука.

Очень много есть среди нас и таких, которые не сознают за собою никаких особых грехов и когда приходят на исповедь, то затрудняются сказать хотя несколько слов о своей греховности, не зная, в каких грехах им надо каяться. А между тем эти люди грешат постоянно эгоизмом, тщеславием, осуждением, завистью, гневом, нарушением постов, развязностью в молитве, стыдом молиться перед вкушением пиши, отсутствием страха Божия, ложью и клеветой, непочтительным отношением к старшим, к пастырям и архипастырям и даже к авторитету св. отцов Церкви и многими другими грехами, а более всего — нечувствием своих грехов. И так как все эти грехи не сознаются ими, то остаются нераскаянными и. следовательно, смертными. Однажды св. Макария Великого спросили: какой грех называется смертным? «Тот, — ответил он, — который остается нераскаянным». О, если бы у нас были духовные очи! Тогда мы сознавали бы нашу греховность и таким образом могли бы избегнуть нераскаянности, которая приводит нас к вечной духовной смерти с ее нескончаемыми адскими мучениями.

К сожалению, много есть среди нас и таких, которые, хотя и сознают свои великие грехи, но не сокрушаются в них. а, напротив, оправдывают себя, говоря: «Все так живут, весь мир так живет». Как бы следовало этим несчастным и погибающим людям всегда помнить слова ап. Иакова: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4,4). Не миру грешному и прелюбодейному мы должны подражать в сей жизни, и не всем людям, а очень немногим: «Подобиимне бывайте, — сказал ап. Павел, — якоже аз Христу» (1 Кор. 4,16; ср.: Фил. 3,17). А Господь требует от нас, чтобы мы подражали Самому Богу, когда говорит: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5,48). Если грех, не сознанный нами и не раскаянный, считается смертным, то каким же великим является грех, сознаваемый нами, в котором мы не только не каемся, но себя оправдываем?! Здесь мы совершаем грех дерзновенною рукою. Здесь мы самоутверждаемся в своей гордой и злой воле и поистине совершаем грех сатанинский, за который мы в будущей жизни разделим участь сатаны и его злых духов.

К весьма тяжким грешникам надо отнести и тех, которые грешат против православной веры, несмотря на то что не отрицают ее основных догматов. Но в чем бы мы ни расходились с Православною Церковию, мы одинаково подпадаем анафеме, по слову ап. Павла, сказавшего: «...аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1,8). А сколько среди нас найдется людей, которые иначе мыслят, чем учит Православная Церковь: о бесах, об Ангелах, о посте, о мощах, иконах, святых угодниках Божиих, о монашестве, о Свящ. Писании Ветхого Завета, о будущей загробной жизни, вечных мучениях и вечном блаженстве. Трудно теперь найти среди православных таких людей, вера которых всецело совпадала бы с верой Православной Церкви. И так как люди под влиянием научного прогресса чрезвычайно возгордились, то покаяние, особенно в области веры, стало для них почти недоступным. А между тем грех против православной веры есть самый опасный и гибельный. Поэтому те, которые умирают без покаяния в сем грехе. испытывают в аду более тяжкие муки, чем все другие грешники.

Так, связанные тяжкими грехами, мы живем без истинного покаяния, ибо не оставляем своих страстей и пороков и не отступаем от своих религиозных заблуждений. За это Господь наказывает нас великими несчастиями еще в земной нашей жизни и даже внезапною смертью без покаяния. Вот какое великое зло происходит от нашей нераскаянности.

Поэтому возлюбим покаяние. Будем подражать апостолам и святым, жизнь которых была одним непрерывным покаянным подвигом. Используем для этого наступающий Великий пост. Пусть он будет для нас началом вступления на путь истинного покаяния к нашему обновлению.

Правда, подвиг сей весьма труден, он труднее подвигов целомудрия и поста и всех других христианских подвигов, ибо требует от нас, чтобы мы сломили свою гордость, оставили прежнюю жизнь и сделались новою тварью о Христе.

Но покаяние, будучи самым трудным, является самым угодным Богу подвигом, в котором Господь оказывает нам особую Свою помощь. Поэтому не будем, возлюбленные, его страшиться. Только вначале он будет для нас путем узким и тернистым, а потом он явится для нас легким и благим бременем Христовым, ибо Господь, ради нашей спасительной решимости к покаянию, будет являть нам дивную Свою благодать. Не оставят нас в этом спасительном деле и Пречистая Божия Матерь, наш Ангел Хранитель и все святые.

Но не будем забывать, возлюбленные, что только тогда Господь изольет на нас Свою милость в деле нашего покаяния, если мы окажем своим ближним милость, о которой говорилось нам ныне в св. Евангелии словами Христа: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14—15). Если мы не будем прощать ближних в их согрешениях против нас, то и Господь не простит наших согрешений. Тогда, как бы мы ни каялись, наше покаяние не будет истинным, Господь не примет его и будет для нас не Отцом милостивым, а грозным, карающим Судиею.

Вот почему наша Русская Православная Церковь, заботясь о нашем спасении и желая побудить нас к покаянию, установила для своих чад обычай, чтобы они в Прощеное воскресенье после вечерни испрашивали друг у друга прощение. Каждый год мы с вами исполняли этот святой обычай. Для сего доброго христианского дела мы собрались и сейчас. Поэтому я умоляю вас, перед вступлением в подвиг покаяния, испросить друг у друга прощение. Но прежде всего прошу вас, мои возлюбленные во Христе чада, простить меня, согрешившего против вас мыслью или чувством, словом или делом, вольно или невольно. Со своей стороны прощаю и вас, если кто-нибудь согрешил против меня по неведению или по злой воле. Молитвенно желаю вам всем, как и себе, от всего своего сердца истинного покаяния и вечного спасения. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 1925 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада