Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в Прошеное Воскресенье

О неосуждении

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Сущность таинства покаяния состоит в том, что Господь через священника прощает все наши согрешения для дарования нам самой великой милости Божией — соединения со Христом в св. Причащении.

Нет слов изобразить все величие блага, даруемого нам Богом в таинстве покаяния, но велико и требование Господа от тех. кои приступают к сему таинству. «Лще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный: ащели не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15). Весьма трудного подвига требует от нас Господь в этих словах, призывающих нас любить наших врагов. Такая любовь есть дело сверхъестественное, ибо нашему естеству, пока оно не возродилось благодатию, свойственно противиться, когда оно подвергается ударам как физическим, так и нравственным. «Что чудесного сделал Господь?», — спрашивали некогда сарацины-разбойники одного святого старца-путника, нанося ему оскорбления. «Вот что чудесного сделал Господь, — отвечал старец. — вы меня оскорбляете, а я прощаю вас и молюсь за вас Богу». Подобной любви ищет Господь и от нас. Да, поистине велико требование Господа, с которым обращается к нам св. Церковь, вводя нас во дни поста и покаяния. Но иного пути к получению от Бога прошения грехов не указал нам Господь. Это явствует не только из данных слов Христа, но и из Его притчи о милосердном царе и безжалостном заимодавце. Весь великий долг, т.е. все грехи, простил последнему Господь, но так как заимодавец не простил своему ближнему малого долга, то был осужден на вечное мучение.

Если же так трудно иметь истинную христианскую любовь, т.е. прошать наших врагов во всех их согрешениях против нас, — а иного средства к получению от Бога милости нет. — то что же в таком случае нам нужно делать, возлюбленные?

Несомненно, сразу мы никогда не сделаемся подобными Христу и Его истинным ученикам в делах христианской любви. Сначала нам надо приобрести смиренное настроение сердца и перестать осуждать наших близких. Ведь все наши ссоры, распри и диавольская злоба, доходящая до уничтожения друг друга, начинаются с осуждения и происходят оттого, что у нас нет смиренного сознания нашего ничтожества. Мы всегда склонны думать, что мы лучше наших ближних. Правда, иногда, под влиянием памятования о своей греховности и немощности, мы доходим до сознания, что ближние наши лучше нас. Но это сознание не бывает достаточно глубоким, ибо тут же опять мы возвращаемся к осуждению.

Итак, как же нам очистить свое сердце от осуждения? Вот какие советы в данном случае преподают нам св. отцы Церкви. Когда возникнут в нашей душе осудительные мысли, мы должны рассуждать так: «Да, сей брат мой во Христе пал ныне, а я паду завтра; он согрешил, а я в его положении согрешил бы еще более. Но он покается, а я не покаюсь». Когда перед нами начнут осуждать наших ближних, то мы должны пресечь это осуждение молчанием, разговором на другую тему или сказать: «Друг мой. будем помнить слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1); вспомним, что Господь не осудил блудницу, взятую в прелюбодеянии, и спас ее от смерти; что Он не осудил Своих распинателей и лаже молился о них Отцу Своему».

Если так мы будем мыслить, чувствовать и поступать, то в нашем сердце зародится истинное христианское, т.е. смиренное, неосудительное настроение. Пока же его нет, мы не христиане, хотя бы ради Христа совершили много великих дел и даже отдали свое тело на сожжение. Только при неосуждении ближних мы достигнем истинной христианской любви к врагам своим (конечно, личным, а не Божиим). Тогда Господь не лишит нас Своих милостей и в особенности Своего небесного Царствия.

За что Господь помиловал благоразумного разбойника? Не только за раскаяние и исповедание веры во Христа как Бога, но и за неосуждение, через которое он явил Божественному Страдальцу, оставленному Богом и людьми, жалость и любовь свою. Вот за что благоразумный разбойник первый из людей вместе со Христом вошел в рай. Так спасительно неосуждение. При жизни св. Серафима Саровского около него жил простой монах Павел, который не отличался никакими подвигами, но ни разу в своей жизни никого не осудил. И св. Серафим, которому открыты были небесные тайны, сказал о нем: хотя брат Павел и не подвижник, но за свое неосуждение после смерти наследует несказанное блаженство небесного Царства Христова.

Не будем и мы, возлюбленные, осуждать наших ближних. И за одно только неосуждение мы получим от Бога прощение всех наших грехов, соединимся достойно со Христом в таинстве св. Причащения, когда будем испытывать Его неизреченную милость в этом и в будущем веке.

К этому вожделенному и блаженному неосуждению да направит Господь наши сердца и в особенности ныне, перед наступлением Великого поста, дней нашего покаяния. Дадим обет никогда более не осуждать своих ближних. А чтобы покончить с этим укоренившимся в нас грехом, я прошу вас начать с осуждения самих себя и, согласно принятому обычаю Русской Церкви, явить это самоосуждение, теперь же испросивши прошение друг у друга. Следуя сему обычаю, я первый прошу вас простить меня ради Христа во всех моих согрешениях против вас, содеянных мною словом или делом, вольно или невольно. Со своей стороны, я от всего сердца прощаю вас, мои возлюбленные о Христе чада, во всех ваших грехах против меня. Властью, данною мне от Бога, я разрешаю их и призываю вас вместе со мной вознести сейчас молитву Богу о ниспослании нам прошения всех наших согрешений и о даровании нам вечного спасения ради молитв Пречистой Божией Матери и всех святых. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 25 декабря 1930 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада