Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в Прощеное Воскресенье

О тяжком грехе осуждения и о борьбе с этим грехом

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



«Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15).

Как не соответствует, мои возлюбленные о Христе чада, этим словом Христа наша действительность! Мы не прощаем наших ближних, когда они согрешают против нас, и потому живем в постоянной злобе и ненависти. А ненависть есть, после ереси, самый великий грех, который влечет за собою, как видно из притчи Спасителя о милосердном царе и безжалостном заимодавце, страшное наказание, адскую вечную муку за гробом. После смерти мы узнаем, что такое адская мука, и горько будем сокрушаться, что не слушали Господа и не прощали ближних своих, к чему Церковь призывает нас всегда, а в особенности перед наступлением Великого поста. К несчастью, мы настолько предались нерадению, что не вразумляемся и не руководствуемся в своей жизни настоящими словами Христа, ибо диавол усыпляет нашу совесть, внушая нам такую мысль: «У нас нет ни к кому никакого зла, мы не питаем вражды и ненависти к ближним своим, мы их давно уже простили». Но если мы их простили и не имеем к ним злобы, то зачем же мы продолжаем их осуждать? Ведь осуждение есть источник злобы. Сначала надо осудить человека, а потом уже само собою возникнет против него у нас чувство злобы и ненависти.

Поэтому мы обманываем себя, когда говорим, что мы ближних своих уже давно простили и на них не злобимся. Только тогда не будет в нас этой злобы, когда мы перестанем их осуждать. Часто мы злобимся на ближних даже и тогда, когда говорим: «Я прощаю тебя», ибо говорим это с сознанием своей правоты; преподаем ближнему свое прощение как самодовольный богач бросает милостыню нищему. Нет, не только отпущения грехов нашим ближним Господь ищет от нас, а отпущения с сознанием, что в нашем столкновении с ними виноваты не они, а мы.

Таким образом, только тогда наше прощение будет истинным, когда мы перестанем осуждать наших ближних и будем осуждать самих себя. Да, трудно, очень трудно этого достигнуть. Мы так привыкли к осуждению, так сроднились с ним, что оно сделалось для нас природою или дыханием, почему все наши разговоры наполняются осуждением ближних. Человек, который не осуждает других есть необыкновенное явление.

Однако несмотря на великую трудность сего подвига, мы все должны оставить осуждение. Чтобы побудить нас к этому, св. Церковь показывает нам, как тяжело Господь карает еще в земной жизни тех, которые осуждают. Некогда Мариам, сестра Моисея, осудила его за то, что он взял в жены себе эфиоплянку. Моисей отличался особенною кротостью и любовью, за это Господь, как никого из ветхозаветных праведников, прославил его на земле: Он говорил с ним «усты ко устом» (Числ. 12, 8), и лицо Моисея блистало Божественным светом. И вот, несмотря на такую близость Моисея к Богу, и на то, что он, по своему незлобию, умолял Бога простить Мариам за осуждение, Господь не простил ее и поразил проказой. Так и нас Господь тяжко карает всевозможными несчастиями за осуждение, ибо слишком оно противно Богу.

С другой стороны, жития святых и святоотеческие писания показывают нам, что Господь за одно только неосуждение ближнего, без всякого подвига с нашей стороны, может спасти нас. Так, Он даровал спасение одному нерадивому иноку, в то время как вся братия была убеждена, что за свою нерадивую жизнь он будет лишен небесного Царства. Между тем перед самою смертью ему явился ангел, показал хартию, всю исписанную его грехами, и сказал: «Смотри, каковы грехи твои; но так как ты ни разу никого не осудил, то вот что делает милосердие Божие». При этих словах хартия сделалась чистою. После этого инок, утешенный дивным видением ангела, скончался. Вот почему прп. Павел Препростый, ученик Антония Великого, был так высок в очах Божиих. Он отличался неосуждением и за это получил от Бога дарование совершать такие же чудеса, какие совершал сам прп. Антоний.

Св. Церковь с целью приучить нас к неосуждению ближних дает, словами св. отцов, такой совет: никогда не осуждать ближних в бесчестных поступках, на основании слухов и молвы. Вот какой назидательный урок по этому поводу мы находим в жизнеописании прп. Виталия (Четьи-Минеи. Апреля 22-го). Последний в течение многих лет спасался в одном пустынном монастыре вблизи Александрии. В его сердце сильно заговорила любовь к погибающим. Он пришел в Александрию и стал служить людям. Каким же образом? Он обходил падших женщин, отдавая каждой из них по очереди свой дневной заработок, всю ночь читал им Евангелие, жития святых, пел псалмы и со слезами умолял оставить нечистую жизнь. Так многих падших женщин он вернул к истинной христианской жизни, заклиная их до его смерти никому об этом не говорить. Страшно осуждали монаха Виталия за его ночное времяпрепровождение и клеветали на него. Но за эти клеветы и чистоту жизни Господь даровал ему такую же дивную кончину, какой сподобился св. Серафим Саровский. Преподобный Виталий умер во время молитвы, стоя на коленях. В руке у неге нашли записку такого содержания: «Мужи александрийские, прежде времени никогда никого не осуждайте». Тогда же все возрожденные им женщины исповедали во всеуслышание все то, что прп. Виталий для них сделал.

Но если бы мы даже собственными глазами видели согрешение нашего ближнего, то и в таком случае мы не должны осуждать его. А св. Пимен Великий говорит, чтобы мы и глазам своим не верили, если бы увидели брата совершающим грех, ибо часто диавол принимает на себя всевозможные образы, чтобы побудить нас к осуждению, так как знает, что осуждение есть начало нашей вечной гибели.

Не ближних должны мы осуждать, а самих себя, памятуя слова ап. Павла: «...мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10,12); «Блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал. 6.1). По учению св. Исаака Сирина, только тогда мы будем чистыми, когда себя будем считать грешниками, а ближних своих святыми.

Конечно, нелегко приобрести такое неосуждение. Здесь требуется величайший подвиг борьбы с нашею гордостью, с укоренившимся в нас сознанием, что мы лучше других. Но если этой борьбы у нас не будет, то мы никогда не будем способны прошать ближних, никогда не получим от Бога прошения наших грехов и не наследуем небесного Царства Христова.

Как же нам быть в таком случае Свв. Антоний Великий и Серафим Саровский говорят, что без решимости жить свято мы никогда не сделаемся подвижниками, не приобретем ни одной христианской добродетели. Все дело в решимости нашей. Так и в данном случае: надо нам раз навсегда решиться не осуждать своих ближних, т.е. встать на путь истинного христианского смирения.

Церковь и здесь идет нам навстречу. Она призывает нас осуществить эту решимость в очень удобное для сего время — при наступлении Великого поста, почему и установила спасительный обычай, чтобы в прошеное воскресенье все чада ее смирились друг перед другом, взаимно испросивши себе прощение, без всякого рассуждения, кто прав и кто виноват.

Во исполнение этого обычая Церкви я прошу вас, мои возлюбленные о Христе чада, теперь же испросить друг у друга прошение и тем положить начало своему спасению, которое невозможно без смирения и покаяния. Поэтому и я, как ваш архипастырь, от всего сердца прошу вас простить меня во всех моих грехах вольных и невольных, которые я совершал против вас. Со своей стороны, прощаю и вам все ваши согрешения против меня. Властию, данною мне от Бога, разрешаю все ваши согрешения против ближних в надежде, что вы, как чада нашего Спасителя, искупленные бесценною Его кровию, от всего сердца, по-христиански примиритесь с ними и простите им все причиненные вам обиды, чтобы исполнились над вами слова Господа: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6.14). Тогда за ваше смирение и незлобие Господь дарует вам здравие, утешение в скорбях и радость вечного спасения в Его неизреченном Царстве молитвами Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского и всех святых. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 1933 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада