Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в Прощеное Воскресенье

Радость покаяния и причащения св. Тайн. Необходимость прощения врагам согрешений их

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



«Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14—15).

О, если бы мы, возлюбленные о Христе мои чада, сознавали все спасительное значение для нас этих слов Христовых! Мы всецело бы тогда, всем своим сердцем искали этого отпущения наших грехов от Бога, жили бы свято, неразрывно соединялись бы со Христом и сделались самыми близкими и любящими Его детьми для участия в Христовой радости и здесь, и в будущей жизни.

Во всей полноте испытал на себе спасительную силу этого божественного отпущения благоразумный разбойник. За покаяние на кресте он получил от Христа прощение всех своих грехов и потому тотчас после своей смерти введен был Господом в рай для вечного блаженства в Небесном Царствии.

Точно так же во всей силе испытала блаженство сего отпущения и преподобная Таисия. После обращения ее прп. Иоанном (Кодовым) она сразу и решительно оставила свою нечистую жизнь и тотчас в сопровождении св. Иоанна отправилась в женский монастырь, чтобы вступить в число инокинь для пламенного Богоугождения. Но на пути в монастырь она скончалась, и прп. Иоанн видел, какой великий огненный столп поднялся от умершей Таисии до самого неба. Из этого дивного видения преподобный понял, что за истинное покаяние Таисии, т.е. за бесповоротное оставление прежней греховной жизни и за решимость служить только Единому Богу, Господь даровал ей полное отпущение грехов и в один час, как благоразумного разбойника, удостоил райского блаженства.

В некоторой мере блаженство этого отпущения испытывают и обычные верующие благочестивые люди. Недавно мне передавали, что один из прихожан нашего храма более десяти лет не исповедовался и не причащался, после чего решился приступить к сим великим таинствам. Исповедь его была чистосердечная, и потому после нее он почувствовал точно пуды свалились с его плеч. А после причастия он ощутил неземной мир в душе своей.

В 1909 г. умер родной брат писателя Л.Н. Толстого. Очевидно, под влиянием последнего он почти всю жизнь провел в неверии и разобщении с Церковью. Но перед смертью совесть в нем заговорила, и он позвал священника исповедать и причастить его. Душа его трепетала, и он перед исповедью все спрашивал священника, простит ли его Господь. Священник его успокаивал, указывая на пример благоразумного разбойника. После исповеди и св. Причастия умирающий почувствовал в своем сердце небывалую небесную радость единения со Христом и с этой радостью покаявшийся грешник отошел в вечность.

Как жаль, что многие из нас, объятые житейской суетой, нередко склонные ко грехам, страстям и порокам, не могут оценить, какое великое и спасительное благо, какое блаженство и временное и вечное заключается в отпущении нам грехов от Господа. Немало среди нас найдется людей, у которых даже отсутствует стремление к сему благу. Поэтому всевозможные грехи тяготеют над нами, и в силу этого мы впадаем в бесчисленные беды.

Как бы следовало нам всегда памятовать евангельские повествования об исцелении нашим Спасителем недужных. Перед этими исцелениями Господь нередко говорил: «Чадо, отпущаются тебе грехи твои» (Мк. 11,5), после чего следовало освобождение от болезней. Достопримечательно, что Господь, встретив в храме исцеленного Им, тридцативосьмилетнего расслабленного, сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5,14).

Ясно, что грехи часто бывают причиною болезней. Как только Господь отпускал грехи, так оканчивались болезни. Не может быть сомнения в том, что грехи являются причиною и всех других наших бедствий, о чем свидетельствует Библия, указывающая множество к тому примеров.

А церковное предание говорит нам, что отпущение грехов Господом Иисусом Христом вызывало иногда и полное возрождение души. Так, например, было с женщиной-блудницей, которая обливала слезами ноги Христа, отирала их волосами своими и целовала их. По свидетельству церковного предания, эта женщина после отпущения ей Господом грехов так возлюбила Христа, что переродилась, а со временем окончила свою жизнь мученически за Христа. То же самое было и с другою порочною женщиною, обвиненною фарисеями в прелюбодеянии и приведенною ими на суд Христа. Господь не осудил, простил ее. И эта великая любовь к ней Господа возродила ее, и она так полюбила Христа, что отдала за Него свою жизнь, принявши венец мученический.

Поэтому если мы хотим избавиться от своих болезней и всяких несчастий, если хотим быть новыми людьми и истинными чадами Христа Спасителя, чтобы иметь всегда радость единения с Ним и наследовать блаженство рая, то должны всем существом своим искать отпущения наших грехов от Бога и стремиться к сему отпущению, как к самому великому для себя благу. Но это благо, эта великая любовь Божия даруется нам только в том случае, если и мы явим истинную любовь к ближним и простим им от всего сердца все их грехи и все обиды, содеянные против нас и по-христиански примиримся с ними. Иначе и быть не может, ибо непреложны слова Господа: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; ащели не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14—15). А если Господь не отпустит нам согрешений наших, то мы будем всегда находиться в бедствиях и страдать беспросветно, без всякой отрады. После же смерти не предназначенная нам радость Небесного Царства Христова, а нескончаемые адские мучения будут нашим вечным уделом.

Итак, Господь требует от нас всегда, а в особенности перед наступлением дней Великого поста и покаяния, истинной любви к нашим личным врагам, к нашим обидчикам. Господь хочет, чтобы мы от всего сердца простили их.

Есть люди, которые не прощают своих врагов, хотя бы последние умоляли о прошении. Так некогда диакон Киево-Печерской лавры Евагрий, когда братия насильно привела его к умиравшему пресвитеру Титу для примирения, отказался простить его, несмотря на то что пресвитер Тит умолял о прошении. За такую жестокость ангел тут же огненным мечом своим умертвил диакона Евагрия, а пресвитера Тита, коснувшись рукою своею, мгновенно исцелил. Так, некогда пресвитер Санрикий, веденный на смертную казнь за веру во Христа, отказался простить мирянина Никифора, хотя последний просил его неоднократно о прошении. За эту злобу благодать оставила Санрикия, он отрекся от Христа и лишился мученического венца, который вместо него получил Никифор. Обо всем этом повествуется в жизнеописании мученика Никифора, память которого Церковь праздновала вчера.

Лет восемь тому назад в Белграде одна русская женщина, по имени Евдокия, сообщила мне, что долгое время находилась в ссоре с проживавшей в том же городе одной русской монахиней. Ежегодно во время Великого поста, перед тем как монахине причаститься. Евдокия испрашивала у нее прошения. Но этого прошения она не получала. Монахиня грубо ее отталкивала от себя. И в таком-то состоянии злобы монахиня приступала к чаше с Телом и Кровью Христа, пока под влиянием проповеди одного русского архиерея она не вразумилась. После сей проповеди монахиня первая подошла к Евдокии и попросила у нее прошения.

Так всегда поступали русские православные люди, и по преимуществу в прошеное воскресенье. Они первые протягивали врагам своим руку примирения, повинуясь голосу матери нашей Церкви, призывающей нас к этому примирению по словам Христа, которые мы слышали сегодня за литургией на евангельском чтении. Так поступите и вы, мои возлюбленные о Христе братья и сестры. Первые подайте руку тем, которые вас оскорбили. Вы дети великого русского народа, отличительным свойством коего всегда была и есть всепрощающая любовь. Простите друг друга и примиритесь от всего сердца, чтобы благодать Св. Духа снизошла на вас, чтобы Господь ослабил узы всех ваших скорбей и навеки даровал вам здесь и в будущей жизни великую радость единения с Собою.

Но прежде всех я, как ваш архипастырь, должен испросить у вас прощения. Поэтому покорно прошу вас, мои милые дети, ради Христа простить меня, согрешившего против вас мыслью, или чувством, или словом, или делом, вольно или невольно. Со своей стороны от всего сердца прощаю вас и властью, данной мне от Бога, разрешаю ваши грехи, содеянные против меня. В знак сего прошения я прочитаю над вами сейчас разрешительную молитву для дарования вам всех неизреченных милостей от Бога, земных и небесных, временных и вечных. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 10 февраля 1947 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада