Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в Великий Четверг на Страстной Седмице

Причащение Св. Таин есть источник исцеления наших недугов телесных и душевных

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Ныне св. Церковь вспоминает установление на Тайной вечери таинства Евхаристии. Здесь впервые ученики Христа сделались причастниками Его Тела и Крови, восприняли такое таинство, без которого нет спасения, без которого не может быть у нас святой и блаженной жизни. «Аще не снесте плоти Сына Человеческого, —сказал Господь, — не пиите Крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53).

Это божественное учение о всей необходимости и спасительности для нас евхаристического таинства содержится и в словах Христа: «Аз есмь лоза, вы же рождие: и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и в огнь влагают, и сгорает» (Ин. 15,5.6). Так тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь со своим стволом мы можем только в Евхаристическом таинстве. Ясно, что, как отломленная от дерева ветвь засыхает и погибает, так и мы погибнем и не только для сей, но и для будущей вечной жизни, если не пребудем в единении со Христом через Таинство Божественной Евхаристии.

Несмотря на такое учение Христа о сем таинстве, можно встретить среди православных много людей, которые не причащаются в течение многих лет. Куда же пойдут души таких православных людей после их смерти? Конечно, только в место вечных адских мучений.

Впрочем, останутся вне небесного чертога с его вечным райским блаженством и те из нас, которые принимают евхаристическое таинство не так, как должно его принимать. Суть дела здесь заключается не в причащении Святых Христовых Тайн, а в том, как мы должны причащаться.

На этот вопрос св. Церковь отвечает нам евангельским повествованием о Тайной вечери словами тропаря в Великий четверток и словами своих богослужений на этот день. Она побуждает нас не причащаться Тела и Крови Христа, как причастился Иуда — предатель. Он причастился в суд и осуждение, будучи одержим страстью сребролюбия. Постепенно сия страсть овладевала им, а к моменту предательства она стала господствующей силою в душе Иуды. Он позабыл, какие великие милости изливал на него Господь. Св. Иоанн Златоуст говорит, что при отправлении апостолов на исповедь Иуд;; вместе с другими учениками Христа получил дарования исцелять всякие недуги в людях и воскрешать мертвых, и в силу этих дарований он действительно совершал исцеления всевозможных болезней и воскрешал мертвых. На Тайной вечери Господь обнаружил перед ним Свое крайнее смирение и умыл его ноги. А в саду Гефсиманском, в самый момент предательства. Спаситель назвал его другом Своим в ответ на предательское лобзание. Все это позабыл Иуда, всецело отдавшись страсти сребролюбия. Поэтому как только он причастился Тела и Крови Христовых, так сатана окончательно вошел в его душу и повел его на предательство Христа. Но предательством не ограничилась страсть сребролюбия Иуды. Она довела его до отчаяния, а потом — до самоубийства.

Как же мы должны, возлюбленные, причащаться Христовых Тайн? Так, как причастились св. апостолы. Они восприняли сие великое таинство будучи объяты любовью ко Христу. Сердца их таяли от этой любви к Нему. Св. Иоанн Богослов возлежал на груди Господа. Все прочие апостолы, разумеется, кроме Иуды — предателя, не могли удержать в себе этой любви и выражали ее в изъявлениях своей готовности умереть за Христа. Действительно, они и умерли бы вместе со своим Божественным Учителем, если бы Он не сказал пришедшему за Ним народу в саду Гефсиманском: «...если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» (Ин. 18,8).

Так будем и мы, возлюбленные чада мои, причащаться в любви ко Христу. Если эта любовь будет в нас, то никакая страсть не овладеет нами и никаким грехом мы не отпадем от Него, ибо, по слову апостола: «Любы николиже отпадает» (1 Кор. 13,8).

Если эта любовь будет в нас, то тогда исполним мы все спасительные заповеди, ибо Господь сказал: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите... Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет... Нелюбяй Мя, словес Моих не соблюдает» (Ин. 14,15. 23—24).

А через соблюдение заповедей мы достигаем невинной детской чистоты, когда св. Тайны Христовы действуют на нас разительно. Св. Иоанн Златоуст о воспитании людей говорит, что принятие Тела и Крови Христа невинными детьми действует на них поразительно, в особенности во время их болезней. Душа младенца от сего таинства чувствует успокоение и радость, а тело исцеляется от всевозможных болезней.

Эту истину очень хорошо раскрывает в своих творениях наш великий богослов еп. Феофан Затворник. О. Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе» свидетельствует, что вкушение Тела и Крови Христа чистыми и невинными детьми есть самое лучшее врачевство в их болезнях. «И сколько раз, — говорит он, — я причащал больных младенцев, и всегда они выздоравливали от самых даже безнадежных недугов».

Причащение св. Божественных Тайн при наличии любви ко Христу и соблюдении заповедей сообщает нам особенную бодрость и силу. Сам о. Иоанн Кронштадтский представляет собой дивное доказательство этой истины. Нередко он спал только два часа в сутки, и, несмотря на это, весь день его проходил в огненной деятельности и в непрестанных богослужениях и молитвах для исцеления больных и утешения страждущих.

За любовь ко Христу и за исполнение заповедей мы исполняемся от св. Причастия Божественной радостью, согласно обетованию Христа: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей... да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» (Ин. 15,10—11). И эту радость св. Причащения всегда и неизменно испытывали все угодники Божий, все истинные последователи Христовы.

Если, наконец, мы будем причащаться в любви ко Христу, то божественный свет Его таинства будет озарять нас. Сей свет будет отгонять от нас бесов, которые, как духи тьмы, не выносят Божественного света, он будет опалять и уничтожать в нас наши страсти, и мы будем просвещаться, как просветились от св. Причастия апостолы на Тайной вечери, о чем в нынешнем тропаре говорится в таких словах: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся». Свет сего страшного таинства, будучи нашим достоянием, перейдет с нами в загробный мир, он отгонит от нас всех бесов, когда наши души будут проходить воздушные мытарства, и сделается источником вечной радости для нас в небесном царстве Христовом.

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с принятием Тела и Крови Христа. От всего сердца желаю вам, чтобы вы причастились не так, как причастился Иуда — предатель, а как святые ученики Христовы на Тайной вечери. Дай Бог, чтоб после сего причастия все страсти, если они были у нас, никогда не возвращались бы к вам. Да пребывает всегда в вашей жизни любовь ко Христу с неуклонным соблюдением вами всех божественных заповедей. Тогда св. Причащение будет источником исцеления всяких ваших недугов и телесных, и душевных. Тогда бодрость, и сила, и божественная радость будут всегда присущи вам. Тогда благодатный свет принятых вами Тела и Крови Христа будет всегда просвещать вас, а после вашей смерти Господь осуществит над вами слова Свои: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их» (Мф. 13,43). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 5 апреля 1946 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада