Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в Великий Четверток

О «пути добрейшем смирения»

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Поздравляю вас, возлюбленные о Христе чада мои, с принятием Божественных Христовых Тайн. Вы причастились в день, когда Господом нашим Иисусом Христом было установлено на Тайной вечери великое Евхаристическое Таинство и Его ученики впервые вкусили Тела и Крови Христа.

Знаменательно, что прежде чем совершиться сему Таинству, Спаситель умыл ноги Своих учеников и сказал им: «...если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13,14—15). Таким образом, Господь показывает всем Своим истинным последователям, что они должны делать пред св. Причащением. Мы должны являть друг другу трогательное смирение, проникнутое истинною христианскою любовью.

Впрочем, Господу угодно, чтобы мы не только перед св. Причащением, но и всегда, в течение всей жизни, являли друг другу истинное смирение Христово. Обратите внимание на отпуст Великого четверга. Здесь говорится: «Иже за превосходящую благость путь добрейшим смирения показавый, внегда умыти ноги учеников...» Ясно, что смирение есть направление всей христианской жизни нашей или ея основа. За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни.

О, если бы мы сознавали все спасительное для нас значение смирения, которое Господь явил нам как пример на Тайной вечери! Да, иметь смирение в смысле сознания своей греховности не трудно. Легко нам смиряться и пред Богом, сознавая все свои немощи и все свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться перед нашими ближними; ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато редко, когда мы извиняем недостатки своих ближних. Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом воображении. При таком отношении нашем к ближним у нас никогда не будет того трогательного истинного смирения, которое явил Господь на Тайной вечери и которого Он требует от нас, если мы хотим быть отверженными Им и здесь, и в будущей жизни от вечного спасения за наше сознание своего мнимого превосходства перед ближними.

Как бы следовало нам, возлюбленные, помнить весьма поучительное для нас повествование великого старца Оптиной пустыни иеросхимонаха о. Амвросия об одной женщине. Она отличалась внешнею благочестивою жизнью и благотворением в отношении к бедным, но всегда сознавала себя лучше других. Очевидно, ради этой милостыни Господу угодно было вразумить ее через сонное видение. Она видела Иисуса Христа, стоящего перед большой толпой людей. Спаситель начал звать к себе по преимуществу простых людей. Каждого, кто подходил ко Христу, Он оделял ласкою Своей Божественной любви и возлагал на него Свои пречистые руки.

Женщина все ожидала, что Господь и ее позовет к Себе. Но каков же был ее ужас, когда она увидела, что Он перестал уже звать к Себе, а на нее ни разу не посмотрел и даже отвернулся от нее. Тогда она сознала свой грех, поняла, что не она лучше других, а другие лучше нее и достойнее в очах Божиих. Она подбежала ко Христу, упала к Его ногам, зарыдала и стала умолять Его простить ее грех. Господь поднял ее, с великою любовью возложил на нее Свои руки и сказал: «Вот с таким то покаянием, с такими то слезами и смирением надо всегда приходить ко Мне».

Будем, возлюбленные о Христе чада мои, смиряться перед своими ближними до рабского угождения им не из-за страха, а по любви к ним, как заповедал нам Господь на Тайной Своей вечери с учениками. А для этого не будем считать себя выше и лучше других по своему нравственному состоянию. Будем обращать внимание своего сердца и ума только на свои собственные грехи, а не на грехи своих ближних. Мытарь ни с кем не сравнивал себя, но думал только о своей греховности, почему и молился такими словами: «Боже, милостив буди мне грешному». Так будем поступать, так будем смиряться и мы. Тогда мы будем весьма угодны и близки нашему Спасителю. Тогда св. Причащение будет нам во исцеление душ и телес наших. Оно соединит нас со Христом навеки и будет источником истинного для нас счастья на земле и вечного блаженства на небесах в Его нескончаемом Царстве. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 26 марта 1947 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада