Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в Великую Субботу

О христианских радостях, проистекающих от Воскресения Христова

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Сегодня за литургией св. Церковь уже говорила нам в своем евангельском чтении о воскресении Христовом. Сначала ангел возвестил эту радостную весть св. мироносицам, а когда они шли от гроба, то Сам Господь воскресший явился им и сказал: «Радуйтеся».

Можно представить себе, какую великую радость испытали мироносицы, а затем все ученики Христа, получив весть о воскресении, и притом после великого позора на кресте, после тяжких страданий и смерти, которые претерпел Господь, Которого они так любили. Эта радость была настолько необъятна, что апостолы не поверили мироносицам, когда последние сообщили им о воскресении Христовом. Некоторые из учеников не верили от радости даже глазам своим, когда Христос явился им по Своем воскресении. И не только св. мироносицы и апостолы испытали сию радость от явления им воскресшего Господа. Ее испытывали и многие из великих праведников, живших после апостолов в силу непреложных слов Христа: «...любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14,21). Эту радость испытал и наш великий угодник Божий св. Серафим Саровский, когда ему было только двадцать шесть лет, т.е. когда он не очистился еще от всех страстей, но имел лишь огненную решимость не изменять Христу в своей жизни и принадлежать Ему всем своим существом. Блаженство от явления ему Господа во славе было так велико, что он сам не смог сойти с места после этого дивного ему божественного откровения, не смог в течение нескольких часов сказать ни одного слова и сердце его таяло от райского блаженства. Впрочем, сказанное Господом мироносицам слово «Радуйтеся» включает в себе не только дивную радость от явления воскресшего Господа. Это слово говорит нам и о другой такой же великой радости, которую надлежало иметь мироносицам, апостолам и всем христианам. Сия радость проистекает от внутренней возрождающей благодати Св. Духа, которую восприяли в себе апостолы в Пятидесятый день после воскресения Христова и которая стала сообщаться всем православно верующим людям при св. крещении, в таинстве св. миропомазания. Радость от сей благодати не сразу чувствуется нами, но вместе с благодатью постепенно раскрывается в нас, по мере исполнения нами святых Христовых заповедей, как об этом учит св. Никита Стифат в «Добротолюбии» и другие св. отцы Церкви.

Раскрывши сию благодать, праведною жизнью св. люди делались небожителями на земле и подобно им испытывали непрестающую радость Небесного Царствия. Вот как об этом блаженстве говорит св. Антоний Великий: «Я молился о вас, чтобы вы приняли Того огненного Духа. Которого имею я. Но прежде приносите телесные труды и смирение сердца. И этот Дух Святый дастся вам. И когда Он придет и вселится в вас, Он отгонит от вас страх людей и зверей. Он откроет вам высшие небесные тайны, и будет у вас небесная радость день и ночь, и будете вы в этом теле подобны тем, которые находятся уже в Небесном Царствии Христовом».

Вот почему св. ап. Павел назвал принятую нами возрождающую благодать Св. Духа залогом будущего наследия (Еф. 1,13—14), т.е. вечного блаженства Царства Христова. Мы не можем сейчас во всей полноте чувствовать это великое блаженство, эту необъятную Божественную радость. Поэтому Господь дарует нам возможность только предвкушать ее. Не все блаженство мы сейчас получаем, а только часть его — залог, которым и является благодать Св. Духа.

И это еще не все наши христианские радости, которые вмещаются в слове Воскресшего Христа: «Радуйтеся». Оно указывает нам и на ту великую радость, которую мы получаем от принятия Тела и Крови Христа. Конечно, не всякий испытывает такой благодатный плод в душе своей от сего страшного и дивного таинства. Сию радость чувствует тот, который подходит к Чаше с Телом и Кровью Христа с истинным покаянием, т.е. с глубоким сердечным сокрушением о грехах своих и с непреклонною решимостью не возвращаться более к своим прежним грехам. Сию радость чувствуют те, которые всегда пребывают в смирении и неуклонно соблюдают все Божественные заповеди, уподобляясь ангелам по своей целомудренной чистоте и по своей кротости. При наличии такой святой жизни истинно верующие люди озаряются от принятия Пречистых Тайн Божественным светом, соединяются с Богом по благодати, обожаются и испытывают райское блаженство. Тогда Господь дает им вкушать такое высшее величайшее благо, которое пророк Исайя предсказывал и апостол Павел засвидетельствовал: «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9; ср.: Ис. 64,4).

Несомненно, слово «Радуйтеся» включает в себя и то блаженство райское, которое во всей полноте мы будем испытывать в будущей жизни, после всеобщего воскресения и страшного суда Христова. Сейчас этого блаженства мы себе не можем даже представить, «...не у явися, что будем: — говорит св. Иоанн Богослов, — вемы же, яко, егда явится, подобии Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть» (1 Ин. 3, 2). Вот почему прп. Серафим Саровский, предвкушая по своему собственному опыту сие будущее райское блаженство, сказал: «Если бы нам предстояли самые страшные и весьма длительные страдания, то мы должны со всякой готовностью согласиться их терпеть, лишь бы не лишиться той великой неизреченной радости и блаженства, что уготовал Господь всем любящим Его». Как же может быть иначе, когда св. ап. Павел, испытавший блаженство райских обителей, постоянно терпевший всевозможные и тяжкие скорби на земле, сказал: «...нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18).

Вот о каких христианских радостях или райских блаженствах говорит нам божественное слово «Радуйся». Это слово вместе с тем говорит нам, что все эти радости являются нашим достоянием, ибо они дарованы нам Воскресением Христовым.

Св. ап. Павел сказал, что «если Христос не воскрес..., то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15,17—19). Ясно, что в силу Воскресения Христова мы являемся самыми счастливыми людьми в мире.

Да, мы испытываем много, очень много скорбей. Но пусть никакие скорби не омрачают наших христианских радостей, проистекающих от Воскресения Христова. Господь воскресший знал, в каких великих скорбях жили и будут жить св. мироносицы, св. апостолы и все истинные Его последователи. И несмотря на это сказал им всем: «Радуйтеся». Никогда не будем забывать, что Пасха есть избавление от скорби.

В силу Своего Воскресения Господь даровал нам свойство радоваться даже и при скорбях, даже в самых скорбях полагать источник нашего утешения, нашей радости. Вот почему св. ап. Павел сказал: «...по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1,5). Будем только любить Христа, как любили св. мироносицы, ученики и все Его истинные последователи. Ведь за любовь ко Христу Он явился им, так радовал и утешал их Своими явлениями. Будем и мы любить Христа, т.е. свято исполнять Его волю. Его божественные заповеди. Тогда Господь Воскресший, согласно Своему обетованию, и нам явится или явит нам Свои неизреченные милости. Тогда Он будет пребывать с нами всеми радостями Своего светлого Воскресения, ибо непреложны Его Божественные слова: «Се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Мф. 28, 20).

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 7 апреля 1946 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада