| ||
Сила всех преобразований состоит в том, чтоб постановить образ правления Империи на непременяемом законе, дать внутреннее политическое бытие России. Для сего надлежало прежде всего определить разум коренных государственных законов, т.е. начертать план конституции. В разуме коренных законов определяются следующие существенные предметы: I. Права державной власти. II. Права престола и его наследства. III. Образ составления законов, их сила и действие. IV. Права подданных. Разделение состояний. Означение прав политических каждого состояния и общих прав гражданских, из них проистекающих. V. Законы органические, т.е. устройство тех установлений, коими закон составляется и исполняется. По троякому порядку сил государственных устройство сие относится к трем установлениям: 1) в порядке законодательном, установление законодательного сословия под именем Государственной Думы и ее постепенностей, т.е. думы губернской, окружной и волостной; 2) в порядке судном, установление высшей власти судной под именем Сената и его постепенностей, суда губернского, окружного и волостного; 3) в порядке исполнительном, устройство Министерства и частей управления, от него зависящих, управления губернского, окружного и волостного. К сим трем установлениям присоединяется четвертое, в коем все они соединяются и чрез которое державная власть на них действует и приемлет их действия, — установление Государственного Совета. Каждое из сих четырех установлений имеет свои коренные законы и свои обряды. Коренные законы всех сих установлений, соединенные с таковыми же законами: 1) о правах верховной власти, 2) о правах престола, 3) о составе закона и 4) о правах подданных составляют Государственное Уложение. Начертание обрядов, каждому постановлению свойственных, заключать будут их уставы. Разум Государственного Уложения и уставов, к нему принадлежащих, определен, остается сделать им окончательное изложение. Между тем как изложение сие изготовляется, должно определить порядок, коим все сии установления должны быть приводимы в действие. Существенные правила сего порядка состоять могут в следующем: 1) не терять времени, но избегать всякой торопливости; 2) каждое установление открывает не прежде, как все образование его будет изготовлено; 3) переход от настоящих установлений к новым так учредить, чтоб он казался самым простым и естественным, чтоб новые установления казались возникающими из прежних, чтоб ничего не отваживать и иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей его силе, если бы, паче чаяния, встретились к новому какие-либо непреоборимые препятствия. Соображаясь с сими правилами, должно всем частям преобразования назначить следующий порядок. I. Из четырех государственных установлений, к действию Государственного Уложения необходимых, прежде всего устроить и открыть Государственный Совет. Причины сему следующие. 1) Совет есть место средоточия, чрез которое власть державная действует на другие установления. Следовательно, прежде всего должно устроить и утвердить сие средоточие. 2) Открытие Совета в новом его устройстве не предполагает никаких трудных приуготовлений. 3) Если бы устройство Совета и не входило в план общего преобразования, то необходимо нужно бы было его расширить и дать ему публичные формы по двум следующим не терпящим времени обстоятельствам. а) Положение наших финансов требует непременно новых налогов, и весьма нарочитых. Без сего никак и ни к чему приступить невозможно. Налоги тягостны бывают особенно потому, что кажутся произвольными. Нельзя каждому с очевидностью и подробно доказать их необходимость. Следовательно, очевидность сию должно заменить убеждением в том, что не действием одного произвола, но необходимостью, признанною и представленною от Совета, полагаются налоги. Таким образом власть державная сохранит к себе всю целость народной любви, нужной ей для счастия самого народа, она оградит себя от всех неправых нареканий, заградит уста злонамеренности и злословию, и самые налоги не будут казаться тягостными с той минуты, как признаны будут необходимыми. б) Смешение дел управления и суда в Сенате дошло уже до такого беспорядка, что, независимо от общего преобразования, нельзя более отлагать нужные меры и исправления, а меры сии во всех предположениях не могут быть приняты иначе, как отделением части управления и назначением ей особенного порядка. Итак, все уважения заставляют положить начало преобразованию открытием Совета. Два предлога, весьма естественные, можно взять к сему преобразованию: первое — рассмотрение гражданского закона. Предмет сей сам по себе весьма уважителен. Со времен Петра I непрестанно думали о гражданских законах. Во всех царствованиях они были начинаемы. Теперь настало время их совершения, а сие уже одно во всех государствах может составить эпоху важных установлений. Нет ничего справедливее, как расширить существующий ныне Совет, чтобы доставить гражданскому закону всю зрелость уважения. Второй предлог — финансы. Скрывать затруднения финансов есть верный способ умножать запутанность и питать беспокойство; к тому же ежедневное падение бумаг преграждает всякую возможность скрыть настоящее их положение. Первый шаг исправления есть признать публично сии затруднения, но вместе с тем показать средства и пути исправления.* Кто чувствует свою силу, тот не боится угроз или нареканий. Россия в отношении к ее финансам точно стоит в сем отношении. ______________________ * Предать дела финансовые уважению Государственного Совета есть самым гласным образом объявить, что правительство не находит более ни удобности, ни нужды пользоваться выпуском ассигнаций, а приемлет совсем другую систему, и не только не хочет делать новых долгов, но и решилось уплачивать старые. Средство сие соответствует тому, которое предлагал Талейран для восстановления кредита: "La premiere mesure c'est de prendre les moyens de notification pour annoncer, qu'il ne peut plus etre mis en emission de papier de Banque qu'en presence d'une Commission", — в наших установлениях никакая комиссия не могла бы иметь столько важности, как Совет. ______________________ Время открытия Совета можно назначить 1 генваря нового года. Органические законы сего установления в том самом порядке, как они в свое время войдут в состав Государственного Уложения, должны быть к 15 декабря не только изготовлены, но совершенно рассмотрены и решены. Вместе с сим должны быть готовы обряды сего места и образ его открытия. Последние две недели определяется на окончательное избрание разных чинов, к устройству сему принадлежащих. При открытии Совета внесутся в оный два важных предмета: 1) Гражданское Уложение; 2) план финансов. Совет, следуя установленному порядку, передает их в свои отделения. Таким образом, два департамента его — законов и экономии — восприимут свое действие, а департаменты военный и внутренних дел, также и общие собрания отсрочатся на две недели, дабы дать время переместить дела без торопливости. Через две недели общие собрания Совета должны воспри-ять свое действие. Из департамента законов внесутся к нему первые рассмотренные главы Гражданского Уложения с мнением департамента. Из департамента экономии — рассмотренный план финансов. План сей должен быть решен к концу генваря месяца и окончен манифестом. Дальнейшие упражнения Совета состоять будут: 1) в продолжении рассмотрения Гражданского Уложения; 2) в постепенном образовании одного из трех государственных установлений, и именно порядка исполнительного. Сюда принадлежать будет рассмотрение общего плана Министерств и общего министерского наказа и учреждения об управлении губерний. Министерства в подробностях их должны быть образуемы одно за другим, начиная с полиции; 3) в разрешении дел, кои поступать будут из департаментов Совета. Устройство исполнительной части должно быть кончено к 1 мая. С 1 мая начать в Совете устройство судной части и представить ее к 1 сентября, но не обращать к исполнению. II. Вместе с открытием Совета наименовать министров финансов и казначейства, кои с 1 генваря и должны вступить в свое звание. Доколе в Совете рассматриваем будет план финансов, что продолжится месяц, они будут иметь время сделать все главные распорядки по плану, который им за восемь недель будет уже известен. III. В то же время открыть и Министерство полиции и присоединить коммерцию к делам внутренним. Сию часть в течение генваря месяца также легко перенести могут, тем более что для первоначального образования Министерства полиции есть готовые уже экспедиции, а Министерство коммерции по делам его столь маловажно, что и перемещать нечего. Вместе с открытием Совета откроется и Государственная Канцелярия, которая в течение того же месяца может быть устроена. IV. Вместе с сим и в течение того же времени дела первого департамента Сената разместят по Министерствам и из них уже примут установленный им ход в департаменты Совета. Второй департамент Сената примет наименование первого и так далее. Из всех дел первого департамента есть два только предмета, кои ни к одному Министерству особенно принадлежать не могут: 1) дела герольдмейстерские, кои, впрочем, весьма маловажны, 2) обнародование указов. В течение первого месяца, доколе не образуется Государственная Канцелярия, дела сии останутся под особенным ведомством министра юстиции. V. Вместе с сим наименовать канцлера юстиции, поручив ему на первый раз в общих выражениях главный надзор над судебного частию. VI. Можно бы даже было и учебную часть поручить главному директору, а министру сделать некоторое вознаграждение. Утвердясь таким образом в средоточии, можно уже с надежностью поступить далее. Образование исполнительной части к маю месяцу как в Министерствах, так и во всех его разрядах должно быть совершенно кончено. К сему же времени Гражданское Уложение в Совете будет рассмотрено. Государственное Уложение в течение четырех месяцев не только будет составлено, но и во всех частях как здесь, так и вне России, если будет признано сие нужным, успеет быть рассмотрено. Следовательно, с 1 мая можно положить первые начала его введения. Для сего манифестом, сообразным тому, какой издан был в 1767 г., назначить выбор депутатов из всех состояний.- Срок собрания определить 15 августа. Предлогом сего собрания взять введение Гражданского Уложения. Собрание депутатов наименовать Государственною Думою, не назначив сроку ее продолжения. Для рассмотрения депутатских наказов, как то и прежде было, наименовать здесь канцлера Государственной Думы, к коему и предъявят депутаты свои полномочия. На рассмотрение полномочий определить две недели. 1-й день сентября, в новый год по старому русскому стилю, открыть Государственную Думу со всеми приличными обрядами. Действие ее начнется гражданским законом. Между тем расположения депутатов будут надлежащим образом испытуемы и приуготовляемы. Если не встретится каких-либо непреоборимых препятствий, то, с Божиею помощью, предложится Государственное Уложение. Принятие его утверждено будут общею присягою. С сего времени Государственная Дума восприимет предназначенное ей в порядке государственных установлений место. За сим образуется и судная часть, и Сенат станет в порядке государственных сословий. Если Бог благословит все сии начинания, то к 1811 г., к концу десятилетия настоящего царствования, Россия воприимет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется. 1809 г. Сперанский, Михаил Михайлович (1772-1839) — общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор и законотворец. Член Российской академии (1831). | ||
|