М.М. Сперанский
Предложение томскому губернскому правительству

Вернуться в библиотеку

На главную


По обозрении дел томского губернского и уездного управления и по рассмотрении входивших ко мне жалоб считаю нужным прежде, нежели можно будет постановить общие правила лучшего устройства, обратить в особенности внимание здешнего губернского правительства на следующие предметы.

I. О ЗЕМСКОМ УПРАВЛЕНИИ

По жалобам, ко мне дошедшим, по следствиям, на месте произведенным и по личному моему удостоверению, найдены в сей части многие беспорядки и злоупотребления. Но как общее ее преобразование требует продолжительных и подробных соображений, то, дабы положить до того времени некоторую меру исправления, сколько крайний недостаток чиновников дозволить может, признал я нужным:

1) Удалить от должности исправников N. N., комиссаров N.N.

2) Определить на их места...

3) Переместить для удобности службы и...

Но как все сии перемены и перемещения тогда только могут быть надежны, когда земские и уездные чиновники будут состоять под строгим надзором губернского начальства, когда на действии их обращаемо будет непрерывное внимание, когда отверсты будут все пути к правильным жалобам, когда следствия по сим жалобам будут производимы скоро, строго и бескорыстно, то губернское правительство и должно поставить себе в обязанность блюсти, и надзирать за подчиненными ему местами и лицами, зная, что управление губерниею состоит не в одном письмоводстве, но более и существеннее в точном познании нужд народных и в деятельном о них попечении. Г-н гражданский губернатор обязан по установленному порядку два раза в год обозревать по частям вверенную ему губернию.

Местное пребывание частных комиссаров в волостях, где поселяются они целыми домами, часто весьма бывает отяготительно. Губернское правительство имеет войти в рассмотрение, до какой степени и где именно таковое пребывание комиссаров нужно, и там, где нет в сем очевидной необходимости, присоединить комиссаров к земским судам, подчинив их во всем земским исправникам на правиле заседателей.

II. О ЗЕМСКИХ ПОВИННОСТЯХ

Земские повинности разделяются на три рода:

а) повинности денежные общие,

б) повинности денежные волостные и

в) повинности, отправляемые лично.

А) О ПОВИННОСТЯХ ДЕНЕЖНЫХ ОБЩИХ

Рассмотрев положение, на коем учреждены здесь были в истекающем трехлетии земские денежные общие повинности, и сообразив разные жалобы, по сему предмету принесенные, считаю нужным в руководство на будущее время, доколе не сделано будет общего по сей части постановления, преподать следующие правила.

1) Смету и раскладку общих повинностей составить на один последующий 1820 г.

2) Торги на почтовую гонбу обыкновенно открываются прежде сметы; они должны бы быть давно уже окончены, но как сего доселе еще не сделано, то и поспешить открыть оные, дабы можно было сумму определить с точностию, а не гадательно, и дабы избежать отяготительных для крестьян расчетов в случае недостатка сметной суммы и потребных дополнений.

3) К торгам непременно вызвать всех волостных голов и повестить их во всех городах, волостях и лучших селениях.

4) По торгам сметы составлять в общем присутствии губернского правительства.

5) Рассмотреть в общем присутствии правительства, не можно ли бы было смету почтовой повинности ограничить одним содержанием почтовых лошадей, уменьшив или и вовсе исключив из оной обывательских, как чрезмерно обременительных и нигде по другим губерниям не употребляемых.

6) Если найдется сие предположение возможным, то для разъездов полицейских, подобно как и для помощи казакам в провожании колодников и рекрутских партий, учредить между селениями очередь особенным постановлением правительства, приписав по удобности побочные селения к трактовым.

7) Смету представить мне на утверждение благовременно и не позже сентября, а между тем приступить и к раскладке установленным порядком, так чтоб по крайней мере в конце октября месяца могли они быть отправлены к министру финансов. Само собою разумеется, что в смету должны быть внесены остатки прошедшего трехлетия; в раскладке, впрочем, дóлжно принимать в соображение разные выгоды волостей и уездов, как и прежде сие было допускаемо.

Б) О ПОВИННОСТЯХ ДЕНЕЖНЫХ ВОЛОСТНЫХ

В сей части наиболее допущено неопределительности и тем самым подан повод к злоупотреблениям.

К пресечению их губернское правительство имеет составить подробное росписание всех необходимых волостных издержек, как-то: суммы, потребной на содержание волостных правлений, на достройку, где необходимо нужно, колодничьих казарм, на мелкие случайные издержки, на вино и съестные припасы рассыльщикам и даже самым членам земского суда, когда они по делам бывают в волостях, ибо лучше определить сии издержки явно и с учетом, нежели попустить вносить их в так называемые темные тетради. Росписание сие должно быть готово к концу сентября, так чтоб оно могло быть рассмотрено, напечатано, прибито на стенах во всех волостных правлениях и введено в полное действие с 1 генваря будущего года. За сим постановлено будет строгое запрещение на все мирские приговоры о какой бы то ни было денежной складке. Как роспись рекрутских участков к сему же времени должна быть готова, то казенная экспедиция сообразно прежним примерам определит и ту сумму, какая может быть нужна для законной сдачи рекрут, полагая в том числе их провоз, подставы и тому подобные издержки.

В) О ПОВИННОСТЯХ ЛИЧНЫХ

В числе личных повинностей полагать должно: 1) разъезды земской полиции, 2) помощь в провожании колодников и рекрутских партий, 3) дороги.

1) Разъезды земской полиции должны быть с будущего года учреждаемы по очереди, строго наблюдая, чтоб ни исправники, ни комиссары не разъезжали с толпою казаков и приказных целою свитою. Одна тройка для исправника вместе с казаками весьма достаточна. Канцелярских же служителей нет никакой причины возить с собою, ибо везде есть волостные писари, кои могут в нужных случаях исправить небольшое земское письмоводство.

2) Помощь в провожании колодников должна быть распоряжаема так же по очередям, но если земские разъезды должны быть отправляемы теми самыми селениями, чрез кои лежит их тракт, то, напротив, в провожании колодников должны участвовать и побочные селения по расчислению душ и по очередям тому сообразным. Само собою разумеется, что привлекать к сим очередям самые дальние селения было бы слишком отяготительно. Облегчения сей повинности должно искать в определении числа людей и повозок к сему нужных. Известно, что при следовании воинских команд на 12 человек полагается одна подвода; сею мерою можно ограничить и помощь казакам в провожании колодников, отправляя сих последних небольшими вдруг партиями.

3) О дорогах. В делах прежних должны находиться карты большой сибирской дороги с их описаниями. По Каннскому уезду до Томска карта сия и вновь уже составлена. Поверить ее и дополнить в остальной части не будет затруднительно. Но при сем строго наблюдать, что дорога следовала прежнему своему направлению и не была бы, как-то в Каинском уезде мною замечено, вновь проводима по произволу землемера.

4) По сим картам дóлжно разделить всю дорогу и проч. см. 2, 3 и 4... Все сие должно быть приведено нынешнею же осенью в исполнение, не отрывая, однако ж, ни под каким видом крестьян от работ, ибо все сии росписания могут быть составлены в самом губернском правительстве с небольшою по местам поверкою чрез земских исправников.

5) См. 5.

6) Канав до времени нигде не копать и не делать, кроме тех мест, где лежат гати.

7) Как на устроение кемчугской дороги назначена особенная сумма, то о сей дороге сделать мне особенное представление с описанием способов, к устроению ее предполагаемых.

III. О КАЗЕННЫХ МАГАЗИНАХ И ПРОДОВОЛЬСТВИИ

1) По ведомостям, мне представленным, продовольствие во всех местах достаточно обеспечено, но я считаю нужным возложить на точную ответственность губернского правительства и в особенности на г-на гражданского губернатора, чтоб положение сей части на самом деле было таково, как оно в ведомостях означено.

2) По казенным магазинам и проч. см. н.

3) Казенные запасы там, где... всякое покушение земских чиновников... чему, как видно из дошедших ко мне от нарымских остяков жалоб, по коим следствие еще не окончено, были весьма предосудительные примеры.

IV. ПО ДЕЛАМ ГУБЕРНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

При личном обозрении сей экспедиции, сделав по делам, в производстве ее состоящим, некоторые словесные замечания, считаю сверх того нужным обратить в особенности внимание ее на следующие предметы:

а) о порядке исполнения уголовных приговоров;

б) о делах нерешенных;

в) замечания по разным предметам.

1) Рассмотрев дело, производившееся в сей экспедиции о лесе, сплавленном в разные места из Каннского уезда, я заметил в нем многие неправильности: а) не собрано надлежащих сведений ни о пространстве сего леса, ни о количестве, ежегодно на строение употребляемом; б) не собрано сведений и ничем не удостоверено показание, будто бы от порубки сего леса ясашные терпят нужду в добывании ясака, между тем как известно, что в сих самых местах знатное число пушных товаров обращается в продаже; в) таким образом, без сведения, по одним первоначальным показаниям и без разрешения высшего начальства приступлено к мере запрещения или ограничения, по свойству своему весьма важной, по последствиям стеснительной и по существу своему превышающей не только власть исполнительной экспедиции, но и целого губернского правительства в полном его составе: запрещения таковые не иначе могут быть допускаемы, как по точным Высочайшим повелениям.

2) По делу о паспорте купца 1-й гильдии Мыльникова замечено мною, что исполнительная экспедиция, усомнясь и подвергнув рассмотрению выдачу сего паспорта, отступила от порядка, на казенные и частные взыскания установленного, и от правил, предписанных в ограждение свободной торговли и промышленности. Во взысканиях всякого рода действие закона всегда обращается прежде всего на имение ответчика, и доколе он состоятелен, лицо его и свобода промыслов остается неприкосновенною. Кроме дел уголовных, никто не имеет права не только купца 1-й гильдии, но и купечества низших гильдий удерживать или отказывать в паспорте, какие бы иски на него ни вошли, когда иски сии обеспечены имуществом; самого мещанина, если он старожил, нельзя в дозволенной ему отлучке по промыслам удерживать, когда нет за ним рекрутской очереди и когда иски, подати и повинности его обеспечены.

3) По делу купеческого сына Серебреникова допущены так же разные неправильности как в самом начале его производства, так и в переводе его на ревизию и в приложении законов, к существу его совсем не относящихся.

Остановив исполнение по сему делу впредь до подробнейшего и окончательного рассмотрения и находя, что в существе его нет никакой важности, согласно заключению магистрата предлагаю исполнительной экспедиции предоставить как купеческому сыну Серебреникову, так и мещанину Масленикову свободу, какая каждому из них по различию их состояний законами постановлена.

4) В числе дел, поступивших к рассмотрению предместника моего и от него ко мне дошедших, находится дело о мещанине Лысове. Хотя по многосложности его и недостатку нужных сведений и по неразрешению прошений, поданных от него в Правительствующий Сенат, и не получило оно еще окончательного движения, но как в существе его не заключается никаких важных преступлений, то и дóлжно предоставить ему льготу пользоваться свободою на снискание себе и семейству пропитания законною промышленностию по паспортам, обязав его подпискою до окончания дела не отлучаться из Томской губернии.

По вошедшей ко мне жалобе от матери здешнего мещанина Нечаева, иначе Недорезова, рассмотрев дело и находя, что сей Нечаев сослан определением здешнего правительства в 1817 г. в Иркутск не по суду, но по приговору общества, и что приговор сей состоялся не о ссылке его на поселение, но об отдаче в рекруты с зачетом, я считаю справедливым его, Нечаева, возвратить на место его жительства, о чем исполнительная экспедиция и не оставит учинить надлежащего распоряжения; если же общество найдет по поведению его нужным употребить меры строгости, то оно всегда может сие исполнить, но не иначе, как по точной силе указов 1773, 1809 и наипаче указа 1811 г. ... яко последнего, который и при других делах сего рода губернское правительство не оставит иметь в виду, никак не попуская, чтобы одна подписка 24 человек, иногда и пристрастных и действующих по злобе и по наветам, достаточна была определить ссылку, ибо и в указе 1809 г., и в предыдущих, на коих он основан, полагается согласие в том всего общества, и в том числе 24 человек под присягою.

VI. ПО ДЕЛАМ ТОМСКОГО МАГИСТРАТА

По жалобам здешнего купеческого общества на тягостное распоряжение, по коему учреждено здесь существование двух магистратов, из коих один занимается старыми, а другой новыми делами, причем первый из них подвергнут стеснительному надзору и ревизии губернского чиновника, рассмотрев в подробности сие распоряжение, я нахожу: 1) что в указе 1809 г. хотя и велено дела оканчивать тому трехлетию, в производство коего они вошли, но здесь дела всех прежних трехлетий за 31-й год соединены и возложены на одно 12-е трехлетие; 2) что если допустить правило такового решения старых дел, то со временем число магистратов старых и новых увеличится до того, что не будет никакой возможности избирать членов, особливо в гражданстве столь малочисленном, как здешнее. По сим причинам при обозрении дел магистрата признал я нужным, закрыв присутствие членов прежнего выбора, приказать передать остающиеся у них дела, числом всего четыре, в магистрат настоящий. При сем считаю долгом отдать справедливость деятельности и попечению членов, бывших в сем временном сословии, видя, что они решили весьма значительное количество дел прежних лет, как трехлетию их совсем не принадлежавших. А как при сем сделали они немаловажные издержки на наем и содержание канцелярии, то губернское правительство и не оставит предписать думе, дабы она предложила градскому обществу на уважение, каким удобнейшим и для градских доходов не отяготительным образом может быть им учинено приличное за издержки их вознаграждение. Причем общество войдет в рассуждение и об издержках, предъявляемых членами настоящего магистрата, и также не оставит по рассмотрении сделать о них надлежащее положение. На будущее же время дела, не решенные в одном трехлетии, должны поступать в последующее на общем основании и особенно по тому уважению, что здешнее градское общество, быв малочисленно, не может доставлять членов на многие сословия и что по обширности расстояний дела в сих губерниях часто продолжаются за справками и перепискою с отдаленными местами, без всякой в том вины присутствующих.

Чиновника, употребленного для надзора и ревизии дел магистратских, удалив от сего поручения и предоставя окончание сих дел общему порядку и постепенному их производству в настоящем магистрате, приказать сему чиновнику все дела, книги, описи и документы, из производства им взятые, сдать в течение двух недель непременно в настоящий магистрат по описи, обязав его подпискою в том, что всякая утрата взыщется от него по строгости законов.

Наконец, при обозрении дел магистрата, усмотрев, что члены 12-го трехлетия преданы суду по предлогам весьма маловажным, считаю нужным предложить, дабы дела сии решены были где следует в самократчайший срок и донесено мне было об их решении.

VII. ПО ДЕЛАМ ГРАДСКОЙ ДУМЫ

А) О ДОХОДАХ

Рассмотрев положение губернского правительства, на коем основаны городские доходы, нахожу нужным сделать следующие примечания.

1) Седьмою статьею сего положения дозволяется с иного-родных купцов и иного звания людей за потаенный торг взыскивать штраф. Сия статья по неправильности ее смысла и выражений подала повод к великому стеснению. Под сим предлогом взимаема была тягостная пошлина с крестьян, торгующих сельскими произведениями, в совершенную противность манифеста 29 декабря 1812 г. 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й статей. Законом дозволено брать в городской доход умеренный акциз с иногородных купцов и мещан, торгующих в городе, за право торговли. Сему же правилу подлежат и торговые крестьяне, производящие торговлю по узаконенным свидетельствам, когда они торгуют на купеческом праве. Но крестьяне, торгующие сельскими произведениями, какого бы рода и количества они ни были, по точной силе манифеста не подлежат никакой пошлине. Впрочем, закон ни со штрафом, ни без штрафа не дозволяет никакой потаенной торговли, и никакой штраф не может оградить ее от действия суда.

2) В статье 12-й полагается с иногородных, поселившихся в городе, особенно в пользу города взыскание. Положение сие не имеет никакого законного основания. Никому не запрещено в городе селиться или приобретать покупкою дома, и каждый владеющий недвижимым имением в городе должен нести по сему имению повинности, без всякого различия граждан от иногородных.

3) По 13-й статье сего положения сбор с подвижных лавочек и балаганов, доколе площадь не будет очищена и устроена, допустить можно, но сбор с каменных лавок, старый гостиный двор составляющих, не имеет надлежащей соразмерности и тогда только может быть допущен, когда в случае недостатка городских доходов все строения в городе обложены будут податью по их оценке.

4) Сбор за складку товаров в гостином дворе, также за охранение кладей, поставляемых при оном, весьма основателен, но сбор с проезжающих извозчиков, а также и прибрежный сбор с нагружающихся судов не имеет законного основания и терпим быть не должен, хотя бы он и назывался добровольным, ибо нет пошлин добровольных, они все должны быть определены законом.

Б) О РАСХОДАХ

Рассмотрев расходы минувшего и половины настоящего года, нахожу в них некоторые статьи не основанными на точной силе и словах закона. Такова есть выдача денег в приказе общественного призрения на чертежную архитектуру и важная статья на разные построения, кои могли бы быть произведены с большею постепенностию и со временем.

На основании всех сих примечаний губернское правительство имеет составить подробное росписание доходов и расходов, применяясь к сложности двух лет, настоящего и минувшего, и разделя их на главные статьи по образцу, при табелях Комитета об уравнении повинностей при Правительствующем Сенате приложенному, и представить в сентябре или октябре месяце на мое утверждение. В сем росписании должно быть с точностию определено, соразмерно доходам, содержание думы и магистрата, содержание полиции и, наконец, нужные для города построения; чего же не будет доставать, то должно быть дополняемо не раскладкою на лица и не сбором поземельным, но сбором по оценке домов и прочих недвижимых имений.

К числу городских тяжестей принадлежит наряд обывателей для ночного дозора; повинность сия кажется мне излишнею, ибо здесь есть военные патрули и, сверх того, можно учредить дозор из казаков.

К надлежащему соображению всех сих предметов губернское правительство не оставит пригласить городского голову и одного из бургомистров. С ними же дóлжно сообразить и средства к лучшему и удобнейшему расположению воинского постоя, доколе не устроены будут казармы. По сей части много поступало ко мне жалоб, но как невозможно мне было войти во все ее подробности, то и остается предоставить их лучшему учреждению квартирной комиссии. Дума имеет право переменить членов сей комиссии, если не соответствуют они своей должности.

27 июля 1819 г.


Опубликовано: В память графа М.М.Сперанского. 1772 - 1872 / Под ред. А.Ф. Бычкова. СПб., 1872. С. 202-217.

Сперанский, Михаил Михайлович (1772 - 1839) - общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор и законотворец. Член Российской академии (1831).


Вернуться в библиотеку

На главную