П.А. Столыпин
Циркуляр губернаторам 14 июня 1908 г.

Вернуться в библиотеку

На главную


Циркулярно
Губернаторам

В местностях, в коих значительное число домохозяев уже укрепило, на основании Высочайшего указа 9 ноября 1906 года, в личную собственность свои наделы без разверстания их с общинными землями, замечается в последнее время стремление к сведению чересполосных укрепленных участков к одним местам. Число заявлений об этом, начавших поступать в прошедшем году в землеустроительные комиссии и крестьянские учреждения как от отдельных домохозяев, так и от целых обществ, особенно увеличивалось с наступлением текущего полевого периода.

Это явление, вполне соответствующее конечной цели Высочайшего указа 9 ноября 1906 года - улучшить землепользование крестьян, должно обратить на себя усиленное внимание крестьянских и землеустроительных учреждений, которые обязаны принять все зависящие от них меры к скорейшему и наиболее целесообразному удовлетворению подобного рода заявлений. Особенно важно при этом, чтобы на первых же порах дело сведения чересполосных участков к одним местам было поставлено твердо и определенно, ибо только при этих условиях может быть вполне обеспечен успех землеустройства и в будущем.

Вследствие сего, в целях устранения возникающих на местах, как это усматривается из имеющихся в министерстве сведений, некоторых затруднений и недоразумений, задерживающих успешный ход выделов к одним местам, считаю необходимым преподать нижеследующие указания.

1. Как было уже разъяснено циркуляром главноуправляющего землеустройством и земледелием от 30 июня 1907 года за № 21, выдел к одним местам участков отдельным домохозяевам производится в обязательном порядке помимо согласия общества и без права последнего удовлетворять желающего выделиться денежным вознаграждением как при общих переделах, так и в промежутки между переделами, в первом случае безусловно, а во втором с соблюдением следующих двух условий: а) если желающий выделиться ранее уже укрепил в личную собственность свои наделы на основании ст. 1.11 Указа 9 ноября 1906 года и б) если выдел оказывается возможным и не связан с особыми неудобствами для остальных однообщественников. При этом в означенном циркуляре было указано, что вопросы о невозможности и неудобствах выдела разрешаются не самими обществами, а уездными съездами на основании местных расследований, производимых землеустроительными комиссиями, и что проекты обязательных выделов, если последние оказываются возможными и не вызывающими особых неудобств, составляются на местах также землеустроительными комиссиями и приводятся в исполнение по утверждении уездными съездами.

Однако в некоторых губерниях на этот циркуляр не было обращено должного внимания местными учреждениями, которые и после его издания отказывали отдельным домохозяевам в производстве обязательных помимо соглашения с обществом выделов в тех случаях, когда требования о выделе не совпадали с общим переделом.

Между тем в целях землеустройства особенно важно обеспечить возможность выдела участков отдельным домохозяевам именно в промежутки между общими переделами, как того требует и точный смысл Указа 9 ноября 1906 г., так как иначе во всех обществах, не производящих общих переделов, право выдела оказалось бы совершенно неосуществимым и переход к отрубному и хуторскому владению отдельных наиболее развитых и энергичных лиц оставался бы по-прежнему в полной зависимости от соглашения с обществом. С другой стороны, осуществимость обязательных выделов помимо согласия обществ несомненно сделает последние более уступчивыми и увеличит число добровольных соглашений, а выделенные хуторские и отрубные участки будут иметь показательное значение для тех членов общества, которые, по недостаточному знакомству со способами ведения хозяйства на хуторах и отрубах, еще не решаются требовать выдела своих участков.

Вследствие сего, подтверждая о неуклонном исполнении циркуляра главноуправляющего землеустройством и земледелием от 30 июня 1907 г., за № 21, считаю необходимым присовокупить, что в тех уездах, где землеустроительные комиссии еще не открыты, производство местных исследований о возможности и удобствах выделов и составление проектов отводов должны быть возлагаемы уездными съездами на членов съезда, по преимуществу на местных земских начальников, с откомандированием в их распоряжение межевых техников.

2. Успешный ход внутринадельного разверстания затрудняется и тем, что ведающие землеустроительные дела учреждения понимают иногда правило статьи 12 закона 9 ноября 1906 года о выделе укрепленных в личную собственность участков к одному месту в смысле обязательного сведения укрепленной за каждым домохозяином земли в один отруб. Столь строгое толковании ст. 12 не соответствует прежде всего буквальному тексту ее, говорящему о выделе земли лишь по возможности к одному месту и, следовательно, допускающему, в случае надобности, отвод укрепленной земли и в нескольких участках.

Практически же такое толкование приводит к весьма нежелательным последствиям, препятствуя уменьшению чересполосности и улучшению землепользования во всех тех случаях, когда образование строго хуторских или отрубных участков почему-либо невозможно. Особенною помехою служит оно столь полезному во всех отношениях (хозяйственном, пожарном, санитарном) образованию выселков, когда несколько домохозяев, укрепивших землю в личную собственность и ходатайствующих об отводе им всем усадебной земли в одном месте для поселения на ней сообща, получают отказ на том основании, что такой отвод усадебной земли по закону будто бы не допускается.

Во избежание столь нежелательных последствий Ваше Превосходительство имеете разъяснить подведомственным Вам учреждениям, что хотя сведение в один отруб укрепленной за каждым домохозяином земли и является, в виде общего правила, весьма желательным, но в тех случаях, когда это представляется, по местным условиям, неудобным или невозможным, допустим и отвод укрепленной земли домохозяину в нескольких (не более, однако, четырех) участках, и, в частности, допустим отдельный отвод усадебной земли группам домохозяев, желающих образовать выселки. Нужно только, чтобы и в этом последнем случае каждый домохозяин получил отводимую ему землю на праве личной собственности, а равно отдельный документ на владение означенною землею.

Само собою разумеется, что подобные отступления от основного правила землеустройства - сведения всех угодий в один отруб - нужно делать лишь в мере действительной надобности и с большою осторожностью, имея постоянно в виду, что наилучшая и более желательная форма землевладения - хутора, и осуществляя эту форму во всех случаях, когда она может быть жизненною и целесообразною.

3. Далее, в некоторых местностях возникали сомнения по вопросу о том, принимают ли домохозяева, укрепившие в личную собственность участки общинной земли на основании отдела I Указа 9 ноября 1906 года, участие в предусматриваемом отделом IV того же Указа переходе целых обществ к хуторскому или отрубному владению и в чем это участие состоит.

По поводу сего считаю необходимым заметить, что домохозяева, укрепившие свои наделы в личную собственность, выходят из земельной общины и потому не могут принимать участие в делах, связанных с общинным владением и, в частности, в делах об уравнительных переделах общинной земли. Во всех же прочих делах, в том числе и земельных (напр., о распоряжении общественными угодьями и т.п.), означенные домохозяева, оставаясь по-прежнему членами общества, продолжают участвовать и после укрепления за ними земли в личную собственность. Поэтому и в составлении приговоров о переходе целых обществ к хуторскому или отрубному владению они принимают участие наравне с членами общества, оставшимися в общинном владении. Само собою разумеется, что они участвуют при этом лишь в разрешении вопросов, касающихся определения местоположения и границ будущих хуторских или отрубных участков и что если переход общества к хуторскому или отрубному владению сопровождается последним уравнительным переделом, то все вопросы, связанные с таким переделом (определение количества земли каждого домохозяина) разрешаются без их участия.

Исключение из общего правила о том, что домохозяева, укрепившие за собой землю в личную собственность, принимают участие в переходе общества к хуторскому или отрубному владению, должно быть допущено только для тех домохозяев, которые уже ранее выделили всю причитающуюся им землю к одному месту и фактически порвали всякие земельные отношения с обществом. Принудительно пускать участки таких домохозяев в общий раздел значило бы во многих случаях причинить существенный ущерб их интересам и расстроить их хозяйство, особенно когда выдел к одному месту был связан с переселением на участок и переносом строения. С другой стороны, в этом нет и надобности, так как подобные обособленные участки, отводимые обыкновенно на краю полей, не могут ни в чем препятствовать разделу остальной земли общества на хуторские или отрубные участки. Но если бы сами окончательно выделившиеся домохозяева изъявили желание пустить свои участки в общий раздел и получили на то согласие общества, то они принимают участие в составлении приговоров о переходе к хуторскому или отрубному владению на одинаковых основаниях с другими однообщественниками.

4. Наконец, одним из наиболее существенных препятствий к успешному производству выделов может служить недостаток землемерных сил. На эту сторону дела должно быть обращено особое внимание и заблаговременно приняты все меры к тому, чтобы при губернской чертежной и землеустроительных комиссиях состояло такое число землемеров, которое было бы достаточно для незамедлительного производства межевых работ по выделам к одним местам, и чтобы при этом не были оставляемы без землемерной помощи и те уезды, в коих землеустроительные комиссии еще не открыты.

Поручая, в связи с вышеизложенными указаниями, дело внутри-надельного землеустройства особым заботам и ближайшему руководству Вашего Превосходительства, вменяю Вам, Милостивый государь, в обязанность внимательно следить за правильным ходом этого дела во вверенной Вам губернии, по возможности осведомляться на местах о положении его, объединять деятельность всех причастных к землеустройству учреждений и лиц, устраняя возможные трения и пререкания, и вообще принимать все меры к тому, чтобы обеспечить успех этого дела, которому правительство придает первостепенное государственное значение.

О всех затруднениях и недоразумениях прошу, Ваше Превосходительство, немедленно сообщать в Министерство внутренних дел.

Подписал: Министр внутренних дел статс-секретарь Столыпин
Скрепил: Исп. об. управляющего отделом К. Стефанович
14 июня 1908 г. № 34


Столыпин Пётр Аркадьевич (1862 - 1911) - государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, гродненского губернатора, саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра.


Вернуться в библиотеку

На главную