| ||
Господа, несколько дней тому назад мне пришлось открывать здесь заседание Совета по делам местного хозяйства по вопросу о введении Земского положения в губерниях Западного края. Теперь тому же Совету в несколько измененном лишь составе, т.е. с участием лиц, непосредственно в вопросе заинтересованных, предстоит высказаться по законопроекту министерства о введении Городового положения в городах губерний Царства Польского. В постановке обоих вопросов, в системе их дальнейшей разработки, в основной мысли и в конечной форме, в которую они вылились, полной аналогии нет. Первым проектом министерство имело в виду приблизить хозяйственное положение губерний Западного края к хозяйственному распорядку, обиходу коренных русских губерний с тем, чтобы дать Западному краю реформированное земство впоследствии вместе со всей остальной Россией. Относительно городов и губерний Царства Польского министерство исходило из других оснований: предоставить этим городам полный объем прав по самоуправлению, которыми обладают города русские, сделать это в форме и в рамках, обычных местному населению, и установить сразу окончательный способ самоуправления, подлежащий уже дальнейшей эволюции в зависимости от предстоящих изменений Городового положения в коренной России. Как в вопросе о введении земства в Западном крае министерство опиралось на существующий уже закон [18]90 года, так и разрабатывая проект о Городовом положении в городах губерний Царства Польского, министерство приняло в основу своей работы Городовое положение [18]92 года. Но тогда как в первом случае министерству пришлось сделать несколько изменений в существующем узаконении с целью оградить русские национальные начала в разноплеменном русском крае, во втором случае министерство ограничивалось задачей, вводя самоуправление в городах с преобладанием польской культуры, обеспечить политические права государства, обезопасить новые учреждения от стремления в сторону автономии и наделить русских горожан, вне зависимости от воли большинства, правом участия в городском самоуправлении. Если, таким образом, в Западном крае министерство стремилось создать земство по окраске русское, то в городах губерний Царства Польского мы ожидаем увидеть самоуправление польское, подчиненное лишь русской государственной идее. Раз понятна основная мысль проекта, понятны будут и его подробности. Во-первых, необходимость привлечения в состав городских избирателей не только владельцев недвижимой собственности, обложенной городскими повинностями, но и квартиронанимателей. Необходимо это привлечение, с одной стороны, по существу, для пользы самого дела, а с другой стороны, чтобы обеспечить участие в городском управлении русских обывателей, которые в этом крае редко являются обладателями недвижимой собственности. Понятна должна быть также мысль - разделить городских избирателей на три курии, на три разряда, состоящие: первая - из русских, вторая - из евреев и третья - из остальных обывателей. Если к этому не прибегнуть, то русские горожане будут совершенно устранены от участия в городском управлении, а евреи, составляющие большинство населения городов, получат в городском управлении преобладание; по проекту же предполагается допустить их в городские думы в количестве не более одной пятой всего их состава. Для привлечения квартиронанимателей, о чем я говорил выше, необходимо сделать их плательщиками городских сборов, но правительство не может частично для городов губерний Царства Польского отказаться от государственного квартирного налога, поэтому проектирован добавочный к государственному - городской квартирный налог. Вместо оценочного сбора проект предполагает оставить в силе существующий ныне общий добавочный к государственному налогу сбор, точно так же проектируется оставить временно на три года ряд мелких городских сборов, существующих в разных городах, для того, чтобы в этот срок разобраться, какие из них возможно упразднить и какие надлежит сохранить. Органы самоуправления предполагается несколько видоизменить. Проект устанавливает, по примеру Петербурга, выборную должность - председателя городской думы, и затем целый ряд должностей городских агентов, которые в качестве надзирателей и смотрителей базарных, санитарных и других несколько разгрузили бы местную полицию от переобременяющих ее обязанностей, не имеющих чисто полицейского характера. Названия президента и бургомистра полагается сохранить. Компетенция городов точно согласована с компетенцией городов центральной России. Некоторое изменение внесено в систему правительственного надзора за городским управлением. Весьма тягостною задачею считает администрация обязанность входить в рассмотрение не только законности принимаемых городами мер, но и разбираться в целесообразности их по существу, не имея притом никаких принудительных по отношению к городам прав. Поэтому проект выдвигает новый принцип полной самостоятельности городов в пределах законно принимаемых ими мер с параллельным правом губернаторов непосредственного выполнения за счет городов обязательных повинностей в тех случаях, когда города от исполнения этих повинностей уклоняются. Затем, в случае дальнейшего упорства городов не выполнять возложенные на них законом обязанности, предполагается предоставить правительству, каждый раз с соизволения Государя императора, распускать городские думы до истечения срока полномочий их состава. Наконец, ввиду окраинного положения польских городов и возможности политических осложнений, министерство предполагает, помимо обязанностей по наблюдению за законностью действий городов, наделить правительство правом, также каждый раз с Высочайшего соизволения, заменять, по особым соображениям государственного порядка, на срок не более трех лет, общественные самоуправления непосредственным управлением правительственным. Последняя особенность законопроекта - это обязательность государственного языка для делопроизводства и сношений, допущение наряду с русским и польского языка во внутреннем домашнем делопроизводстве применительно к порядку, установленному для тминных управлений. Вот, господа, те главнейшие основания, на которых министерством разработан первый из законопроектов, касающихся губерний Царства Польского. После обсуждения его Вами он будет внесен в Совет министров, а затем на рассмотрение законодательных учреждений. Я надеюсь, господа, что Ваши суждения здесь, а затем и применение будущего закона на месте, послужат доказательством честного стремления польского населения воспользоваться благами самоуправления, на которые оно имеет право по высоте своей самобытной культуры, но без задней мысли обратить самоуправление в орудие политической борьбы или в средство для достижения политической автономии. Я надеюсь на это, тем более, что второй законопроект, который поставлен на очередь министерством, будет законопроект о введении в губерниях Царства Польского самоуправления земского. Опубликовано: Журнал заседания общего присутствия Совета по делам местного хозяйства. 1909 г. 15 октября. СПб., 1909. С. 1-3.
Столыпин Пётр Аркадьевич (1862-1911) государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, гродненского губернатора, саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра. | ||
|