П.А. Столыпин
Речь на открытии четвертой сессии Совета по делам местного хозяйства 15 октября 1909 г.

На главную

Произведения П.А Столыпина


Господа, несколько дней тому назад мне пришлось открывать здесь заседание Совета по делам местного хозяйства по вопросу о введении Земского положения в губерниях Западного края. Теперь тому же Совету в несколько измененном лишь составе, т.е. с участием лиц, непосредственно в вопросе заинтересованных, предстоит высказаться по законопроекту министерства о введении Городового положения в городах губерний Царства Польского. В постановке обоих вопросов, в системе их дальнейшей разработки, в основной мысли и в конечной форме, в которую они вылились, полной аналогии нет.

Первым проектом министерство имело в виду приблизить хозяйственное положение губерний Западного края к хозяйственному распорядку, обиходу коренных русских губерний с тем, чтобы дать Западному краю реформированное земство впоследствии вместе со всей остальной Россией. Относительно городов и губерний Царства Польского министерство исходило из других оснований: предоставить этим городам полный объем прав по самоуправлению, которыми обладают города русские, сделать это в форме и в рамках, обычных местному населению, и установить сразу окончательный способ самоуправления, подлежащий уже дальнейшей эволюции в зависимости от предстоящих изменений Городового положения в коренной России. Как в вопросе о введении земства в Западном крае министерство опиралось на существующий уже закон [18]90 года, так и разрабатывая проект о Городовом положении в городах губерний Царства Польского, министерство приняло в основу своей работы Городовое положение [18]92 года. Но тогда как в первом случае министерству пришлось сделать несколько изменений в существующем узаконении с целью оградить русские национальные начала в разноплеменном русском крае, во втором случае министерство ограничивалось задачей, вводя самоуправление в городах с преобладанием польской культуры, обеспечить политические права государства, обезопасить новые учреждения от стремления в сторону автономии и наделить русских горожан, вне зависимости от воли большинства, правом участия в городском самоуправлении. Если, таким образом, в Западном крае министерство стремилось создать земство по окраске русское, то в городах губерний Царства Польского мы ожидаем увидеть самоуправление польское, подчиненное лишь русской государственной идее. Раз понятна основная мысль проекта, понятны будут и его подробности. Во-первых, необходимость привлечения в состав городских избирателей не только владельцев недвижимой собственности, обложенной городскими повинностями, но и квартиронанимателей. Необходимо это привлечение, с одной стороны, по существу, для пользы самого дела, а с другой стороны, чтобы обеспечить участие в городском управлении русских обывателей, которые в этом крае редко являются обладателями недвижимой собственности. Понятна должна быть также мысль — разделить городских избирателей на три курии, на три разряда, состоящие: первая — из русских, вторая — из евреев и третья — из остальных обывателей. Если к этому не прибегнуть, то русские горожане будут совершенно устранены от участия в городском управлении, а евреи, составляющие большинство населения городов, получат в городском управлении преобладание; по проекту же предполагается допустить их в городские думы в количестве не более одной пятой всего их состава. Для привлечения квартиронанимателей, о чем я говорил выше, необходимо сделать их плательщиками городских сборов, но правительство не может частично для городов губерний Царства Польского отказаться от государственного квартирного налога, поэтому проектирован добавочный к государственному — городской квартирный налог. Вместо оценочного сбора проект предполагает оставить в силе существующий ныне общий добавочный к государственному налогу сбор, точно так же проектируется оставить временно на три года ряд мелких городских сборов, существующих в разных городах, для того, чтобы в этот срок разобраться, какие из них возможно упразднить и какие надлежит сохранить. Органы самоуправления предполагается несколько видоизменить. Проект устанавливает, по примеру Петербурга, выборную должность — председателя городской думы, и затем целый ряд должностей городских агентов, которые в качестве надзирателей и смотрителей базарных, санитарных и других несколько разгрузили бы местную полицию от переобременяющих ее обязанностей, не имеющих чисто полицейского характера. Названия президента и бургомистра полагается сохранить. Компетенция городов точно согласована с компетенцией городов центральной России. Некоторое изменение внесено в систему правительственного надзора за городским управлением. Весьма тягостною задачею считает администрация обязанность входить в рассмотрение не только законности принимаемых городами мер, но и разбираться в целесообразности их по существу, не имея притом никаких принудительных по отношению к городам прав. Поэтому проект выдвигает новый принцип полной самостоятельности городов в пределах законно принимаемых ими мер с параллельным правом губернаторов непосредственного выполнения за счет городов обязательных повинностей в тех случаях, когда города от исполнения этих повинностей уклоняются. Затем, в случае дальнейшего упорства городов не выполнять возложенные на них законом обязанности, предполагается предоставить правительству, каждый раз с соизволения Государя императора, распускать городские думы до истечения срока полномочий их состава. Наконец, ввиду окраинного положения польских городов и возможности политических осложнений, министерство предполагает, помимо обязанностей по наблюдению за законностью действий городов, наделить правительство правом, также каждый раз с Высочайшего соизволения, заменять, по особым соображениям государственного порядка, на срок не более трех лет, общественные самоуправления непосредственным управлением правительственным. Последняя особенность законопроекта — это обязательность государственного языка для делопроизводства и сношений, допущение наряду с русским и польского языка во внутреннем домашнем делопроизводстве применительно к порядку, установленному для тминных управлений. Вот, господа, те главнейшие основания, на которых министерством разработан первый из законопроектов, касающихся губерний Царства Польского. После обсуждения его Вами он будет внесен в Совет министров, а затем на рассмотрение законодательных учреждений. Я надеюсь, господа, что Ваши суждения здесь, а затем и применение будущего закона на месте, послужат доказательством честного стремления польского населения воспользоваться благами самоуправления, на которые оно имеет право по высоте своей самобытной культуры, но без задней мысли обратить самоуправление в орудие политической борьбы или в средство для достижения политической автономии. Я надеюсь на это, тем более, что второй законопроект, который поставлен на очередь министерством, будет законопроект о введении в губерниях Царства Польского самоуправления земского.


Опубликовано: Журнал заседания общего присутствия Совета по делам местного хозяйства. 1909 г. 15 октября. СПб., 1909. С. 1-3.

Столыпин Пётр Аркадьевич (1862-1911) государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, гродненского губернатора, саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра.



На главную

Произведения П.А Столыпина

Монастыри и храмы Северо-запада