П.П. Свиньин
Ежедневные записки в Лондоне

На главную

Произведения П.П. Свиньина


Лондонские театры

Ковенгарден, по моему мнению, еще превосходнее Дрюлилена расположением внутренности и убранством. Яркое серебро по бирюзе и зеркала украшают стены его. Открытие театра сего в 1809 году, когда отстроен он был вновь после пожара, сопряжено было с величайшим шумом и бунтом. Содержатели театра, потерпев большие убытки от пожара и употребив важныя суммы на постройку нового дома, хотели прибавить цены на места и удвоить число лож для отдачи в наем, но партер никак сего не позволял. Война продолжалась более месяца, и наконец Директоры прозьбами и убеждениями выпросили позволение у публики наложить пошлину за вход в ложи, а прочее все осталось по прежнему. В Ковенгардене, как и в Дрюлилене, находится только по осьми лож, которыя абонируются погодно первыми государственными чиновниками и знатнейшими фамилиями, и в которыя никто без позволения хозяев не может входить, во все же другая всяк имеет право садиться на порожнее место без различия. Это Англичане почитают священным правом вольности своей и равенства, и ни за что не согласятся отказаться от него. Полицию в театрах публика наблюдает сама между собою; естьли кто например зашумит во время представления или сделает какую нибудь обиду женщине — все обернутся к нему, закричат out! out! (вон! вон!) и в случае неповиновения вытолкают его насильно. Обвиненный иногда находит защитников, а потому и бывают сражения, которыя однако всегда оканчиваются победою над виновным и водворением на несколько минут глубокой тишины. Самолюбие Англичан обиделось бы, естьлиб они увидели, что правительство смотрит за их благонравием и благопристойностию — удовольствия их очернились бы, естьлиб показался явно в театре какой нибудь полицейский чиновник. Со всем тем полиция, не щекотя зрения наружностию и не удаляя от себя тем виновных и злоумышленных — рачительно наблюдает втайне за порядком. Кондтабели, то есть полицейские офицеры, ходят в Англии во фраках, но в кармане у каждого из них маленькая бронзовая палочка с Королевскою на конце короною: всякой буйной шалун слепо и без шума повинуется, когда бывает тронут сим волшебным жезлом. Шум в театре начинается обыкновенно с половины представления, когда за вход принимается половинная цена. Часто случается, что при начале пиесы весьма мало зрителей, а при конце такое множество, что едва можно дышать. Эту половинную цену, народ Английский также почитает одним из священных прав своих, которыя переменить и самому Гаррику, бывшему идолом публики, неудалось и стоило было весьма дорого. Джон-Буль не любит никаких перемен, и крепко держится национальной старины, даже до предразсудков. Зрители в театре позволяют себе всякое положение, смеют хлопать, свистать, когда разсудится, и от того бывают часто смешныя сцены. Вот одна, которой я был сам свидетелем. Представляли трагедию Герцог Эссекский. Королева Елисавета, в минуту пламенной любви своей, подарила Герцогу кольцо, поклявшись ему, что в случае нещастия, могущаго случиться с ним, он должен показать ей сие кольцо и будет спасен. Так точно и случилось. Скоро Елисавета охладела к Герцогу; он был судим и приговорен к смерти. За минуту до казни своей, он отдает кольцо любимице Королевиной и просит ее отнести его к Елисавете, но та положила его в карман и продержала до тех пор, пока Герцог был казнен. В последнем действии друг Герцога Эссекского укоряет любимицу, для чего она не отдавала кольца Королеве и тем была причиною его смерти? Любимица оправдывается, утверждая, что не получала никакого кольца от Герцога, как вдруг из райка раздался по зале громкий голос: врешь, мерзкая, оно у тебя в кармане! Тут всеобщий плачь, произведенный трагедиею — превратился в громкой хохот.

К всеобщему сожалению знаменитая актриса Сидонс удалилась с сего театра, на сцене которого приобрела она талантами своими отличную славу. Брат ее Кембель, лучший трагический актер в Англии, опять прошедшего году явился здесь на сцене и был принят с большим восхищением. Возвращение его было совершенным торжеством для него, ибо в отсутствии его Кин, сделался любимцем публики, и казалось, заставил забыть Кембеля. В самом деле мало есть актеров, которые знали бы театр лучше Кембеля: он представляет разительное доказательство того, что можно приобрести прилежным учением, и как можно наукою добавить достоинства, в которых отказала природа. Сему великому артисту не достает природного жару, тех порывов для выражения сильнейших страстей, которыми Французский трагик Тальма приводит в ужас зрителя, терзает и раздирает его душу, но Кембель за то превосходит его в искустве приуготовлять и управлять сильными трагическими сценами. Он приводит зрителя в такое заблуждение, что игру его примешь за истинное чувство, изливающееся из его сердца.

Не смотря на постоянство Английского народа и его национальную гордость — политическая буря Европы имела влияние и на характер Англичан и переменила во многом их вкус и нравы. Весьма жалко, что сия перемена очень ощутительна на театре Английском. Следуя ложному, нежному, утонченному вкусу, дерзают ныне наглым образом возносить нечестивыя руки на божественного Шекспира. Мастерския картины его, списанным с натуры, исполненныя возвышеннейших красот, которыя оставил он нам в описаниях людей низшего состояния, стараются ныне выпускать на театре или переделывать*. Гробокопатели его в Гамлете согнаны со сцены, хотя шутки их в точности изображают нравы простолюдимов тогдашнего времени. Таким же образом искажены Виндзорский кумы и почти все превосходныя пиесы безсмертного Барда. Отнявши у них природныя прелести, оставляют публике только пустыя призраки их. Это все равно, естьлиб у нас вздумали переделать Недоросля и Бригадира, приноравливая их к нынешним нравам, и например, страсть Скотинина к свиньям, по нежному чувству — переменили бы в любовь к мериносам!

______________________

* На маленьких же провинциальных театрах и на ярманках в Англии, желая сократить пиесы, выпускают из них все кроме привидений, чертей и проч., что отменно нравится черни.

______________________

Должно однакож признаться, что можно согласиться к разлуке со всеми красотами той сцены, где Мавр Отелло из пустой ревности душит на театре прекрасную, невинную жену свою, которая, после продолжительных страданий и мучений, испускает дыхание пред глазами зрителей. Не могу пересказать, какое ужасное впечатление всегда производило во мне зрелище сей насильственной смерти: — это точно тоже, естьлиб заставили смотреть на разбойника, режущаго горло другого тупым ножем.

При сем театре находятся две залы для прогулок, но оне не столь пространны и великолепны, как Дрюриленская.

Странность Английской нравственности

В Англии, земле самой богатой и наполненной благотворительными заведениями и учреждениями для бедных — находится более, чем в каком либо Европейском государстве бродяг и нищих*. В земле, славящейся по всей справедливости нравственностию женского пола — более чем в Париже Венериных жриц. Как сообразить сии противуположности! А еще страннее покажется, естьли скажу, что богатство и нравственность суть причинами оного.

Исследовать сие правило, значит написать пространную диссертацию о нравах Английского народа, а потому в доказательство сего, приведу только собственныя оправдания Англичан, с которыми я совершенно согласен.

Англичане утверждают, что естьлиб милостыня, которая дается нищим, не была столь значительна, то бы не было столько желающих промышлять сим легким ремеслом, тем паче, что каждый немощный и бедный имеет право итти в богадельню, кои заведены в Англии при каждой церкви.

Что касается до чрезвычайного множества Венериных жриц в Лондоне, то Англичане на сие возражают следующим: "У нас в Лондоне, где более мил иона жителей и где сверх того такое стечение иностранцев, считается 60 000 публичных девок. Сим ограничивается постыдное ремесло сие, между тем, как в Париже* и в других столицах занимается им половина замужних женьщин..." Я с своей стороны прибавлю, что конечно нет земли, где бы супружеския обязанности лучше выполнялись как в Англии и где бы более было семейственного щастия. Самыя сии развратницы, вышед замуж делаются целомудреннейшими женами и добрыми матерями. Совершенный контраст с правилами других народов! В Англии почитается простительною слабость в женщине, необязанной никому священною клятвою, но разрыв супружеских уз признается ужаснейшим преступлением. Сие поддерживается не только обычаем, но и самыми законами. Соблазнитель девицы наказывается денежною пенью, естьли не хочет на ней жениться, но развратителю замужней женщины — грозит совершенное разорение или постыдная смерть.

______________________

* Известна ненависть Англичан к Французам.

______________________

Я также замечу, что самые Английские законы и благотворительныя заведения, дают некоторой повод к распутству девушкам. Ничего не может быть страннее и несправедливее закона на щет сей, выполняемого весьма строго в Англии и Америке! Клятва девушки принимается предпочтительнее и уважается более всех клятв мущины, а потому, естьли девушка на Евангелии побожится что такой-то причиною ея беременности — не смотря на все опровержения и доводы, он должен будет или на ней жениться, или обезпечить известною суммою воспитание ребенка. Сей несправедливой закон служит часто поводом к ужасным и смешным приключениям. Девушки стараются улавливать и обвинять людей семейный и богатых, дабы те, желая окончать поскорее дело без всякого шуму, удовлетворяли их требованию. Я знал одного пожилого человека, который принужден был заплатить 40 фунтов стерлингов (800 руб.) по доносу одной девушки, не найдя доказательств в свое оправдание, как то отсутствия или чего другого, которые бы изобличили поклеп. Наконец новорожденный был Арабчик, а мой знакомец и мать ребенка белокурые! Он мог бы по законам наказать преступницу и получить свои деньги, но оставил ее в презрении. При обеспечении их со стороны беременности своей и попечении о дитяти, боязнь на щет сей не останавливает молоденьких и легковерных девушек предаваться в сети соблазнителей.

Сих нещастных жертв порока и легковерия щитается в Лондоне до 60,000, из коих только 20,000 имеют постоянныя жилища. Остальная часть ищет ночлега каждую ночь — имея на себе все свое имущество. Напротив первокласныя живут с роскошию владетельных Принцесс. Кажется, сокровища Голконды и золото Набобов переходит в Англию для их услуг. Не чрезвычайная красота, не цветущая молодость, прелести и таланты возводят в Лондоне женщин на право Лаис и Аспазий, приковывающих к колесницам своим, что есть только знатного и богатого в Государстве, но мода и странный вкус. Только женщина пожилых лет может в Лондоне войти в сию моду.

По вечерам стаи нещастных сих ходят по улицам и останавливают проходящих. На улице Нью-боне Вакханки сии пляшут жигу под музыку слепых нищих, которые иногда составляют довольно порядочные концерты на скрипках и кларнетах. Каждая из сих стаи имеет свою улицу или перекресток, на которых ремесленницы из других улиц не смеют показываться, естьли не хотят быть битыми или перемаранными грязью. Посты сии поутру сменяются нищими.

Нищие в Лондоне составляют неизвестный нигде более класс ремесленников, ибо ханжество здесь не есть признак бедности и нужды, а род промышленности. Они имеют своего Царя, свои законы и свои права*. Первый решит их споры и назначает по выслутам места, где которому просить милостыни. Они делают даже между собою откупа; один у другаго откупает перекресток, улицу или прибыльное место, на котором ему досталось стоять по жребию. Они употребляют все возможный средства для приведения в жалость мимоходящих: ужасным образом разстравливают себе члены, искусно подвязывают руки и ноги, покрывают голову отвратительными нарывами и проч. К странности Английского характера — я заметил, что те нищие, которые метут переходы или освещают в темныя ночи факелами грязные переулки — уже не просят, а требуют подаяния. Я был свидетелем, как однажды старик нищий, который обыкновенно чистил тропинку для проходящих противу моего дому, остановил весьма хорошо одетого человека и сказал ему: "вы, сударь, очень часто ходите по моей тропинке, а ничего мне не даете"**. Эдакие примеры всего более открывают национальный характер. Узлей, славный Лондонский нищий, составил себе большое имение необыкновенною уловкою. Он становился на гуляньях и просил милостыни у одних женщин, коих сердца нежнее и сострадательнее. Сударыня, говорил он одной, прошу именем милых ваших глазок, другой, именем вашего прелестного стана; маленькия ножки, белыя ручки, прекрасная поступь, одним словом все было им кстати и в попадок замечаемо и — Узлей возвращался домой с туго набитым кошельком.

______________________

* Есть печатная история славного Короля нищих, Бенфилд — Мор-Карц. Нынешний Царь их пожилой человек, безногий и ползает всегда вокруг биржи, которая почитается самым прибыльным местом для ханжества. Я его несколько раз видал и мне сказывали его имя.
** Напротив того, приятель разсказывал мне, что в Италии подал он богатую милостыню жалкому нищему, тот посмотря на червонец и на него, подобрал свои костыли, выпрямился, выставил язык и подразня его за излишнюю щедрость — отправился бежать.

______________________

Конечно все совершенное в природе трогает более наши чувства. Это известно и самым Лондонским нищим: я нигде не видал такого множества, как между ними детей, прекрасных как Ангелы и уродливых до отвращения. Недалеко от меня на Оксфордской улице сидела пожилая женщина, довольно хорошо и чисто одетая и держала на руках двух грудных малюток — божественной красоты. Никто не проходил мимо ея без того, чтоб не подать чего-нибудь, и я на щет сей брал всякой день по нескольку копеек. Близко от сей прелестной группы сидела Мегера с двумя девочками, покрытыми рубищем и пластырями. На первых смотришь с умилением и даешь из жалости к милым творениям; от других содрагаешься и даешь из великодушия и ужаса. Возмущается человечество при помышлении о тех способах, какие употребляют сии изверги для приведения детей в жалкое положение; они колют их булавками, щиплют, искажают, изнуряют голодом для исторжения у них жалостных воплей, равномерно и при воспоминании тех средств, какими достают они детей. Не имея своих детей и не имея способа купить их, они воруют их, где только попадется, а не найдя в ребенке довольно способностей для плутовства и обманов, продают его трубочистам. До сей поры в доме Монтегю 1-го Мая ежегодйо угощаются 300 маленьких трубочистов в празднование радостной находки между ними в сей день единственного наследника сего знаменитого имя, который был похищен нищими и после продан трубочистам; накрываются богатые столы в саду и сама Герцогиня угощает милых гостей.

Все собранное и напрошенное днем, нищие приносят вечером в кабаки, которые называют они своими клобами, где во всю ночь приносятся ими тучныя жертвы Бахусу и Венере. По примеру Индейского Могола, который обманул однажды благочестивых Факиров, объявив по всей Азии, что в такой-то день намерен он раздать им новыя платья — и когда они скинули свои лохмотья, то неожиданно велел скласть оныя в костер и сжечь, от чего получил несметныя сокровища в золоте и серебре, вытопившемся из лоскутьев бедности, — я согласился бы на сих кондициях дать из лучшаго сукна одеяния Лондонским нищим, и наверно не менее Могола получил бы барыша.

Главным театром всех распутств нищих и местом их жительства, есть Сент-Жильс, самая грязная часть Лондона, на западе лежащая. Она состоит из весьма тесных улиц, похожих на вершины разбойничьи, и служит кроме нищих, сборищем ворам и мошенникам низша-го разбора. Лет 10 тому назад, имя сей улицы наводило ужас в Англии, и самая полиция не могла истребить сего зла. Никто не смел пройти не только ночью, но и в сумерки; кроме того, что мудрено было уйти, чтоб не быть ограблену — внезапно растворялись западни на тротуарах в кои падали нещастные и часто совсем пропадали.

Дабы познакомиться с нациею, надобно видеть ее во всех отношениях, со всех сторон и во всех состояниях. Руководствуясь сими правилами, я два раза ходил в Сент-Жильские клобы, в коих обедают нищие, мошенники и бедной клас народа. Хозяева взяли верные способы и предосторожности противу обманов, которым прежде они часто подвергались. Во-первых, когда войдет в комнату столько людей, сколько могут поместить столы — убираются лестницы, и не спускают до тех пор ни одной души, пока все не расплатятся с хозяином. Во-вторых стаканы, тарелки, ножи и вилки, одним словом все вещи прикованы на цепочках, так что со всею хитростию и проворством нельзя ничего украсть. А что всего мудренее, за обедом сохраняется тишина и удивительный порядок. Разговор же?.. О том, о чем в Англии беспрестанно слышишь в церквах, палатах и на улице, о том, чему поклоняются в Англии, как единственному кумиру, одним словом — о деньгах.

Мошенники, говорят, имеют в сем квартале свою Академию, в коей обучаются молодые кандидаты — выгружать чужие карманы, по правилам систематическим. Для сего повешена посреди горницы деревянная фигура, представляющая человека одетого в обыкновенное платье. К каждому карману привешен на пружинах колокольчик, который звонит при малейшем потрясении и неосторожности.

Все сии заведения и скопища известны полиции Лондонской, но не могши истребить их совершенно, она должна терпеть их собственно для своей пользы, ибо в противном случае они старались бы скрывать свои убежища, что весьма затруднило бы отыскивание покраж. Ныне же, по первому доносу о воровстве и подозрению на вора, констабель идет один одинехонек в среду мошенников и ему выдают виновного, которого сами воры не защищают для своих выгод.

К числу празднолюбцев или тех, кои без всякого труда выработывают свое пропитание в Лондоне — принадлежит множество разнощиков афишек и объявлений о вновь открывшихся кофейных домах, панорамах, лотереях, о перемене квартир ремесленников и лавок и проч. Афишки о лотереях весьма любопытны. Я заметил из них две отлично забавныя:

1) Не забудь, что такого-то числа будет лотерея и один билет выиграет 20,000 фунтов стерлингов (400,000 руб.) другой 15,000 ф.с. и т.д. подумай об этом!

2) Стой и читай! такого-то числа и проч.

Также многая молодью женщины распевают на перекрестках баллады, а старыя по улицам кричат в стихах афишки.

В месячныя ночи на больших преспектах стоят преогромные телескопы, в кои за копейку можете рассмотреть все планеты на небе и получить от показывающего объяснение.

Сколько легких способов к промыслу денег! но всего замечательнее то, что всякой стремится здесь к усовершенствованию ремесла своего или промысла, всякой занимается своею должностию, сколь бы пуста и незначуща ни была оная, с важностию государственного человека. Пример сему имел я беспрестанно пред глазами у окон моих в продавце тростей. С какою важностию, с какою осторожностию, он переставлял одну трость от другой, одувал их, перевертывал и поверял на каждом часу по нескольку раз из дали глаз и вкус свой в их симетрии.

Сказав о уродливых нищих, должно также заметить, что нет земли на свете, где бы видно было калек больше здешняго. Сие можно приписать двум причинам: излишней свободе детей, кои быв пущены рано без присмотру падают и убиваются, или искуству лекарей которые вылечивают чудесныя раны и убой.

1817 г.


Впервые опубликовано: Свиньин П. Ежедневные записки в Лондоне. СПб., 1817. С. 145-154.

Павел Петрович Свиньин (1787-1839) русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ прото-славянофильских убеждений. Неутомимый собиратель русских древностей, первый издатель журнала "Отечественные записки". Брат сенатора П.П. Свиньина, зять А.А. Майкова, тесть А.Ф. Писемского.



На главную

Произведения П.П. Свиньина

Монастыри и храмы Северо-запада