Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Четыре письма продиктованные старцем Амвросием для общей пользы и назидания всех, желающих и ищущих пользы душевной

Вернуться в библиотеку

На главную


СОДЕРЖАНИЕ

1. О том, сколько мы заботимся о теле и сколько о душе

2. Изъяснение 126 псалма

3. Изъяснение слов 127 псалма

4. Как подражать Богу


1. О том, сколько мы заботимся о теле и сколько о душе

В Евангелии сказано: кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою (Мк. 8, 36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство безсмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на безсмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последния минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи божественнаго слова на праге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогаго странника, не имея милостыни.

Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и дела, что переходит из одной греховной тины в другую, и своею ежегодною, но часто лицемерною исповедию только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.

Для благосостояния тела требуются разнаго рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целыя семейства, для него люди готовы иногда на труды всякаго рода; а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для слушания Божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.

Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самыя горькия лекарства, позволяют себя и жечь и резать; а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ, или избирают врача незнакомаго и неопытнаго, и скрывают пред ним то, что уже известно и небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах.

Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертнаго греха, тогда часто и не думают об этом.

Так мы не знаем достоинства души своей и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душ уза красный по виду плод. Почему же мы по крайней мере не плачем подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез (Иерем. 9, 1).

У нас же большею частию забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных.

Забываем мы, что земныя блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесныя вечны, безконечны и неотемлемы.

Всеблагий Господи! Помози нам презирать все скоропреходящее, и пещися о едином на потребу спасении душ наших.

2. Изъяснение 126 псалма

Когда Иудеи по возвращении из Вавилона начали строить храм и город свой, то они встретили сильное противодействие со стороны соседственных племен, так что им приходилось в одно время и строить и отбиваться от неприятелей, и, по словам Неемии, создающии стену и носящии бремена со оружием: единою рукою своею творяху дело, а другою держаху меч (Неем. 4,17).

К этим-то Иудеям пророчески обращается св. Псалмопевец и, научая их надеяться не на труды и старание свое и не на оружие, а на помощь Божию, говорит так: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни. Слово "востанете", по изяснению Феодорита, должно понимать здесь не в значении повелительнаго наклонения, а неопределеннаго; то есть вместо "востанете" - "воставати". Пророк говорить, что без содействия Бога всяческих все напрасно,- и утреневать, и по кратком сидении скоро вставать для охранения города и для предположеннаго созидания. А потому вкушающим хлеб с болезнию, по причине возстания врагов, советует иметь надежду на Бога.

...егда даст возлюбленным своим сон. Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго. Сном Пророк в переносном смысле назвал здесь успокоение, потому что сон доставляет людям отдых. Посему смысл этого стиха такой: когда Бог даст вам покой и свободу от нападающих на вас врагов, тогда не только возможете построить храм и Иерусалим, но и сыны родятся вам, которые будут наследием или жребием и собственным народом Божиим; и это плодородие чрева или благословение чадорождения, как некая награда или воздаяние, будет даровано вам, уповавшим на Бога.

Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясеных. Уповая на Бога, будем не только многочисленны, но и сильны, подобно некиим стрелам, пущенным рукою сильнаго. По изяснению Афанасия Великаго, оттрясенными названы здесь Иудеии, отверженные за распятие Христа. Сыны их, то есть Апостолы, соделались стрелами Сильнаго, которыми сострелял сопротивныя силы.

Блажен, иже исполнит желание свое от них. Блажен, чье желание исполнится, то есть кто сподобится облегчения и освобождения от брани со врагами, многочадия и прочих исчисленных даров Божиих.

Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех. У древних был обычай не принимать послов от неприятеля внутри города, но встречать их вне города у ворот и там разговаривать с ними.

Вот изяснения псалма в буквальном историческом смысле. В духовном же смысле псалом этот относится и к созиданию душевнаго дома добродетелей, как преподобный Феодор Студит изяснил в степенных (3-го и 7-го гласов): "Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся; душу же покрывающу никтоже наш разорит град. И: аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся, разве бо того ни слово, ни деяние совершается". Созидается же дом душевный из разновидных камней добродетелей и исполнения заповедей. А всуе трудится тот, кто подвизается в одном телесном делании, а о душевных добродетелях небрежет и потому не имеет Господа содействующим в созидании дома душевнаго, ради веры, надежды и любви трудящагося. И всуе хранят град благочестия и добродетелей те, кому сам Господь ради их смиренномудрия не сохранит оный непоколебимым от духов гордости благодатью Св. Духа.

Слова: Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго - в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором св. Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугоднаго Богу, усердно молясь: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" и непрестанно прибегая к Тому о Ком сказано: "из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается".

Сынове оттрясеных, которые, по выше приведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхаго человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами.

Блажен, иже исполнит желание свое от них, то есть блажен, кто будет подражать им, то есть ...стрясшим с себя ветхаго человека: и он получит такую же силу от Бога и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам во вратех, то есть в дверях сердца своего.

3. Изъяснение слов 127 псалма

Что означают слова в 127 псалме: Труды плодов твоих снеси? Слова эти означают следующее: Кто, особенно с самаго начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот в свое время достигает плодов духа, как говорит Апостол: плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). По достижении таких плодов человек, христианин, хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны по причине благой надежды и по причине помощи свыше от благодати Божией. И, с другой стороны, кто живет худо и нерадиво и вопреки заповедям Божиим, тот стяжавает плоды злые, то есть злыя привычки и разные душевредные навыки; после чего, если и захочет обратиться к Богу и жить добродетельно, то злыя привычки не дают ему полной свободы, а делают всякое к тому препятствие, и потому для такого человека труды благочестия бывают болыпею частью тяжелы и до времени безотрадны по причине сомнительной надежды и по причине противодействия злых навыков.

Некоторые под словами труды плодов твоих разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл одинаковый с вышесказанным, то есть что человек в начале делает и каким путем ходит, то впоследствии или облегчает его участь или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве безстрастия в старости. А нерадящие в юности воздыхают в старости своей.

4. Как подражать Богу

Св. апостол Павел в послании к Ефессеям пишет: бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная (гл. 5, 1).

Истинные христиане могут подражать Богу исполнением особенно следующих трех Евангельских заповедей:

1. Господь глаголет во Евангелии: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть. Яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Лук. 6, 36. Мф. 5, 45).

Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений.

2. Св. апостол Петр пишет: Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Петр. 1, 14-16).

Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души.

3. Сказано в Евангелии от Матфея: будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5, 48).

Совершенство христианское, по слову св. Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку; но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17, 10).

Как бы кто-либо из христиан не был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову св. отцев, может уподобляться только малой купели или самомалейшему озерцу; Заповеди же Божии подобны великому морю, как и св. пророк Давид говорит: заповедь Твоя широка зело (Псал. 118, 96).

Перед этою-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землею и пеплом и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, св. Павел: задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершенни, сие да мудрствуим (Филип. 3, 13-15).


Впервые (?) опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную