Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Шесть писем старца Амвросия к графу А.П. Толстому
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Радость о крещении черкеса-муллы. Недаром соблюдаются Богом разныя племена и народы

Ваше С-ство!

С января месяца сбирался отвечать на письмо ваше, но до сих пор никак не собрался, то по немощи телесной, то по недосугу; и дотянул до праздника Святыя Пасхи, с которым теперь и поздравляю вас от всей души, желая вам провести всерадостное торжество сие в возможном здоровье и утешении духовном. У нас слышно было, что в средине или в конце Великаго поста предположено было в вашей домашней церкви крещение татарскаго или черкесскаго муллы. Если это совершилось, поздравляю вас и с этою радостию, потому что и на небеси бывает радость о едином грешнике кающемся. Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к православной Церкви абиссинца и несколько других подобных примеров навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разныя племена и народы с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной; потому что хотя не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству.

Св. Иоанн Златоуст в одном месте говорит: "Един богоугождаяй Господу паче тьмы нечестивых".

Значит, если из тьмы нечестивых един обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого единаго обратившагося соблюдает целое поколение, от котораго он происходит. Тот же св. Златоуст эту мысль подтверждает примером праведнаго и многострадальнаго Иова, который есть потомок возненавиденнаго Богом Исава; примером Авраама (котораго отец Фаран придерживался язычества и даже делал языческие идолы, но чудом чрез сына обратился к истинному Богу) и другими примерами. А если уже какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится.

Вот что нам пришло в голову при наступлении праздника Светлаго Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то и сообщаем вам, не находя ничего сказать по содержанию письма вашего, потому что не знаем хорошо подробностей тех вещей, о которых пишете. Но высказанная мысль отдалила меня от того, что я хотел сказать вам. Так как вы, по своему благому усердию и христианскому чувству взяли на свою обязанность обращение подобных людей и стали даже крестить их в своей домашней церкви, то мне пришло желание написать вам утешительныя слова св. Иакова, брата Божия: братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов (Иак. 5, 19-20).

О трех брошюрах духовнаго содержания

Ваше С-ство!

Была оказия в Москву и мне очень желалось написать вам хоть несколько слов, но немощь телесная и недуг не допустили сего сделать; а послал только вам по три малых книжицы, по поводу которых и желал писать к вам, слыша возглас церкви ежедневно произносимый: Твоя от твоих приносяще. Хотя смысл этих слов и не тот, но они навели меня на мысль послать вам напечатанныя вами три брошюрки: 1) Советы ума своей душе, 2) О вещах, возбраняющих ко спасению, с душеполезными беседами блаженнаго старца Зосимы и 3) Толкование на "Господи, помилуй". Объем этих книжечек, по видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них, хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин Евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство.

Послал же я вам означенныя книжицы и с другою мыслью, а именно во исполнение слов Апостола, глаголющаго: "Труждающемуся делателю подобает прежде от плода вкусити". Вкушать же так: прочитывать в каждую неделю хоть по одной из этих книжиц, и таким образом делать в каждый месяц, потому что сказанное в этих духовных книжках долго не удерживается в памяти. А почему не удерживается, объявил причину нам покойный 80-летний старец, архимандрит Моисей, сказав вопрошавшему о сем: книги эти дела требуют. Всеблагий Господь всем хотяй спастися и в разум истины приити, да подаст нам всесильную Свою помощь книги духовнаго содержания не только читать, но по силе своей и исполнять, что в них говорится, к пользе нашей душевной.

Не знаю - как вам понравятся эти книжки, а все, принимающие эту духовную милостыню, с большим усердием принимают ее и очень довольны остаются. Поэтому не раз уже приходила мне мысль перепечатать из книги преподобнаго Марка слово о покаянии, необходимом не только для грешных, но и для праведных. Советую вам прочесть это слово, и тогда общим судом решим, хорошо ли будет напечатать или нет.

Как держать себя при разговорах о Святой Церкви

1865 год

Ваше С-ство! Хотя недавно послал вам письмо, но чрез А.С. слышу, что вас вызывают в П.Б. и вы недоумеваете, как вам быть: ехать или не ехать и как там поступать, если бы начались разговоры, особенно о церкви; и желали бы знать наше о сем грешное мнение. Поэтому, среди недосугов и недугов, нахожу опять нужным писать к вам вскоре, и объяснить, как я о сем думаю. Если телесное здоровье ваше позволяет, то, помолившись Богу, ехать ничтоже сумняся, ничтоже бояся, и говорить там о делах человеческих по-человечески, как думаете и как находите лучше и полезнее, по вашему соображению, без примеси каких-либо претензий. Если бы стали вам предлагать продолжение службы в том или другом виде, то, во-первых, обратите внимание на лета свои и на ваши телесныя и душевныя силы. Во-вторых, разсмотрите со всех сторон, может ли приносить пользу ваша служба, хотя косвенным образом; также разсмотрите окружающия обстоятельства, благоприятствующия; и тогда, по соображении всего, можете решить так: при посильном приношении пользы должно оставаться на службе, в противном же случае уезжать, несмотря и на убеждения родных, для их внешних выгод, противу которых всегда должно поставлять впереди свои невыгоды душевныя.

А если бы по какому-нибудь случаю, паче же по смотрению Божию, начались разговоры о Церкви, особенно же о предложении каких-либо перемен в ней или нововведений, тогда должно говорить истину, по соображению, как требует того Истина, которою именует Себя Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, глаголя во Евангелии: "Аз есмь путь, и истина и живот". Держась этой истины, можете сказать не обинуясь: судьбы Церкви земной воинствующей и небесной торжествующей объявлены в Откровении Иоанна Богослова. Обо всем, что говорится в этом Откровении, говорить я не могу, потому что не понимаю всего таинственнаго смысла, там содержащегося. А что понимаю, то скажу. Тут можете потребовать Новый Завет, и прочтите подлинником 18-й и 19-й стихи 22-й главы Откровения: Сосвидетелствую бо всякому слышащему словеса пророчества книги сея: аще кто приложит к сим, наложит Бог на него язв написанных в книге сей: и аще кто отимет от словес книги пророчества сего, отимет Бог част его от книги животныя, и от града святаго, и написанных в книзе сей.

Что Дух Святый чрез истинных рабов Своих и служителей, угодников Божиих, постановил и узаконил в Церкви, то изменять людям обыкновенным невозможно и страшно, потому что страшно впасти в руки Бога жива. Ежедневно в церкви повторяются Богодухновенныя слова Псалмопевца: "не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех". Если грешны мы и немощны, то должно себя за таких и признавать, а не искать извинения и самооправдания в каких-либо недозволенных послаблениях. Господь в Откровении Иоанна Богослова во 2-й главе говорит к семи Асийским церквам, обличает прямо и строго, что Он ненавидит и не терпит в Церкви дел Николаитских, то есть каких-либо благовидных послаблений, носящих печать язычества. Впрочем об этом великом и важном предмете должно быть осторожным и умерять свои убеждения опасением, как бы в чем-нибудь и нам не согрешить, особенно неуместным обвинением других. В 5-й главе Откровения сказано: И видех в деснице Седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию... И никтоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю, кроме Сына Божия, аки агнца, за мир закланнаго. Что это за книга, которой никто не только из земных, но и из небесных жителей ни читать, ни зреть не мог и не может? Толкователь Откровения св. Андрей Кессарийский говорит, что это книга сокровенных судеб Божиих, которыя непостижимы, и потому никто, особенно из земных жителей, да не дерзает неразсудно проникать в оныя. Такое дерзновение св. Иоанн Лествичник относит к возношению (Степ. 25, отд. 12). А должно довольствоваться писанным совне этой таинственной книги,- сколько открыто в Священном Писании и в писаниях Богодухновенных мужей, преимущественно тем, что только необходимо для нашего спасения.

Доказательств ваших о вселенской Церкви, кажется, не поймут и не примут, тем более, что в Откровении к семи Асийским церквам ни одна из них за другою не упрекается, а упрекается только каждая за собственные недостатки. Действительно, хорошо и полезно вселенское единение Церкви, но это возможно только при внешних условиях; не говорю уже духовном согласии и единомыслии. Прибавляю еще. Положим, что у кого-либо мать не так хороша, как бабушка, и он более преклоняется уважать и почитать бабушку за ея достоинства, нежели матерь свою. Но если это разсмотрите поближе и повнимательнее, тогда окажется, что бабушку он должен почитать по собственному сознательному долгу; но и мать не должен пренебрегать, а обязан почитать по Заповеди Божией, глаголющей: "Чти отца твоего и матерь, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли". На исполнение Заповедей Божиих должно понуждать себя и вопреки нехотения, так как в Евангелии сказано: "Нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают е". Сокращенно скажу: прежде, нежели начнете свои доказательства о Церкви, должно поверить свои мнения и убеждения с словом Божиим и с учением православных и духовных отцев Церкви; а на что не найдете такого свидетельства, о том полезнее умолчать. Иное есть, что нам кажется по нашему умозаключению, и иное есть самая истина, непреложная, подтверждаемая Священным Писанием.

Советы христианину о постоянном бодрствовании над собою

Ваше С-ство!

Читал я и диктование ваше, и слышал от о. К. словесное объяснение относительно настоящаго вашего положения в болезненном состоянии. На все, выраженное вами, вы желаете знать и мое скудоумное мнение. Я думал немало о вашем положении, и нахожу, что теперь, особенно в болезненном положении, вам не следует презирать того, что на вас полезно повлияло и произвело благое впечатление, слова ли то были слышанныя, или сновидения в этом роде. У Господа Бога средств много к тому, чтобы благовременно обратить мысль и заботу человека к единому на потребу, и преимущественно к сказанному Господом в Евангелии: "Будите готови на всякое время, яко не весте ни дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет". Ежели, по слову св. Иоанна Лествичника, мысль о смерти великую пользу приносит христианину, то кольми паче приготовление к смерти много может воспользовать душу того, кто с верою и упованием ожидает своего исхода из этой жизни. Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные, и угодники Божии, как например Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертнаго? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что спасение христианина обретается между страхом и надеждою, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаяваться. Вы жалуетесь на старыя привычки и на представляющуюся вам леность. Но кто из больных не чувствует разслабления душевнаго и телеснаго? Недавно в "Душеполезном Чтении" напечатана беседа св. Анастасия Синайскаго на 6-й псалом (месяц март). Нахожу, что беседа эта очень прилична к настоящему вашему положению. Прочтите ее со вниманием сами или прикажите прочесть,- и прочтите не раз. В ней вы найдете много такого, что может вас и успокоить, и укрепить, и вразумить, на что должно обратить преимущественно внимание ваше касательно известнаго приготовления. Внешнее же приготовление, как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять таинство елеосвящения, по предварительной исповеди и причащении. К чему из двух должно приступить прежде, это все равно, - как обстоятельства укажут.

В духовном завещании, касательно достояния вашего, смотрите на усердие и расположение души вашей; но не делайте распоряжения по одному простому человеческому чувству, а поступайте с разсмотрением, имея в виду и полезное для души вашей. О соборовании св. елеем также скажу, что и онаго отлагать не должно. Чрез сие таинство многим возвращалось и здравие телесное. Главная же польза его состоит в прощении забвенных прегрешений.

Наконец, вы недоумеваете, где вам начать свое приготовление: на Афоне ли, или в нашей обители, или в Москве? Я нахожу, что вам в теперешнем положении вашем о поездке на Афон должно отложить всякое попечение, как о деле неудобоисполнимом и невозможном. Если же Господу Богу угодно будет подать вам крепость в такой мере, что вы можете не только ехать, но и пожить там некоторое время, тогда и можно подумать об этом предмете. А пока начать приготовление свое в Москве, ожидая, в каком положении будет ваше здоровье в начале лета. Если тогда будете в силах приехать в нашу обитель, то не мешает это сделать, и милости просим! Тогда лично обо всем потолкуем, аще волею Божиею живи будем. Говорится в пословице: на родине и смерть красна.

Письмо графа А. Толстого к скитскому монаху о. Константину Зедергольму

Москва, среда 12 октября 1866 года

Письмо ваше, любезнейший отец Константин, получено мною вчера. Очень благодарю за письмо, за святое воспоминание о нас грешных отца Амвросия, и за все благодарю искренно, но второпях. - Отъезд и приезд в Москву многих знакомых и всякия хлопоты не оставляют свободнаго времени. Много слышу печальнаго и грознаго, дерзкаго и безумнаго, и очень, очень часто воспоминаю о вашей обители и всех ея обитателях.

Из слышаннаго вот замечательный, но для меня непонятный, сон Димитрия Матвеевича (Тверскаго священника). Он видел обширную пещеру, слабо освещенную одною лампадою; в пещере много духовенства: за лампадою образ Богородицы; пред образом в облачениях митрополит Филарет и покойный Матвей Александрович*. Все молятся безмолвно и в страхе. У входа в пещеру Димитрий Матвеевич и я: оба мы дрожим и войти не смеем. Среди безмолвных молений слышатся ясно следующия слова: "Мы переживаем страшное время. Доживаем седьмое лето". - С сими словами пробуждение в большом волнении и страхе. Сон повторяется до трех раз все тот же, без малейшаго изменения, ясный и страшный. Ни видевший сон Димитрий Матвеевич, ни я решительно ничего не понимаем. Ни даже того, откуда сон. Димитрий Матвеевич просил меня никому, особенно митрополиту, об этом не говорить.

______________________

* Константиновский, отец Димитрия Матвеевича, Ржевскаго собора протоиерей, духовник Гоголя.

______________________

NВ. Вы пишете, что покойный Матвей Александрович довольно резко иногда отзывался и судил о митрополите. Сын его вспомнил, что и проповеди митрополита подвергались его довольно строгой критике*. Если бы было время, хотел я еще сообщить Вам о некоторых журнальных статьях и проч., об окружном послании Орлеанскаго епископа, Dupanlop, о масонском катихизисе. Если не сегодня, то в другой раз кой-что из этого пришлю. Что имею сказать о самом себе, думаю вам уже сообщено NN. Во всяком случае совета вашего нельзя будет дождаться; кажется, нельзя отказаться от поездки в Петерб., и, кажется, поеду, хотя с усилием или с насилием над собою. Поездка очень неприятна и нравственно, и физически, и, признаюсь, главная тягость материальная. Кроме того, мундиры, явления, пустейшие вопросы и ответы. За сим прощайте; из выше сказаннаго вы видите, как необходимы для меня молитвы о. Амвросия** и всех, обо мне, грешном и слабом не забывающих. Прошу всеусердно, вместе с женою. Она была на днях довольно серьезно больна и нас обезпокоила, но, слава Богу, теперь поправилась. Поздний день отъезда моего чрез неделю.

______________________

* Поводом к охлаждению о. Матвея к митрополиту Филарету могли быть два случая: 1-й - мнение митр. Филарета, данное св. Синоду по делу о главе, принятой о. Матвеем в г. Ржеве от раскольников и внесенной торжественно в собор в 1850-х годах. О принадлежности этой главы к св. мощам преп. С. и о переходе ея в руки раскольников в то время хотя и были слухи, но митр. Филарет признавал, что на все это нет ясных доказательств. 2-й - дело о раскольнической моленной г. Ржева, обращенной в единоверческую церковь, по убеждению о. Матвея и ходатайству некоторых граждан (при принятии ее в церковное ведомство раскольники оказали физическое противодействие, потребовавшее применения военной силы). - Примеч. Е.В.
** Письмо графа к Старцу: Многоуважаемый батюшка отец Амвросий! Приношу вам двойную признательность и за себя, и за жену. - Святое ваше воспоминание и от вас наставление мы оба принимаем всегда с одинаковою благодарностию и радостию. Хотел бы сказать - и с одинаковою пользою; но на сей раз скорей могу надеяться на пользу для жены. Она всегда с готовностию и любовию в точности исполняет наставления от уважаемых ею духовных лиц, когда сии наставления малы и опредлительны, и не превышают ея сил. Я же завтра отправляюсь в Петербург, и опасаюсь, как бы слово ваше (пока я там буду) не заглохло во мне от печали и суетствий века и града сего. - Не знаю, батюшка, благословили ли бы вы сию поездку, для меня затруднительную. Но откладывать более нельзя, и мне остается убедительно просить святых ваших молитв. По возвращении, если вам угодно, тот час приступим к напечатанию Слова о покаянии из преподобнаго Марка.
Испрашивая святых ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный и покорнейший слуга гр. А. Толстой. Москва, 18 октября 1866 г.

______________________

Душевно преданный Вам покорный слуга гр. А. Толстой

Объяснение сновидения Старцем

Один благочестивый священник Тверской епархии видел во сне обширную пещеру, слабо освещенную одною лампадою; в пещере много духовенства; за лампадою образ Божией Матери, пред образом стояли в облачениях архипастырь Московский (находящийся в живых) и покойный протоиерей Ржевский о. Матвей, родитель означеннаго священника, в жизни своей отличавшийся особенным благочестием. Все стоят в безмолвии и страхе. У входа в пещеру - сам священник и одно мирское лицо - духовный сын покойнаго протоиерея; оба они дрожат и войти не смеют. Среди безмолвных молений слышатся ясно следующия слова: "Мы переживаем страшное время, доживаем седьмое лето". С сими словами пробуждение, в большом волнении и страхе. Сон повторяется до трех раз все тот же, без малейшаго изменения, ясный и страшный.

Ни священник, видевший это, ни духовный сын о. Матвея, оба решительно ничего не понимают, ни что значить сон, ни даже откуда он.

Решать подобныя вещи неудобно. Впрочем, чтоб вас не оставить без ответа, скажем несколько, как думаем об этом, основываясь на свидетельстве Божественных и святоотеческих Писаний.

Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражее и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверят снам. Св. Иоанн Лествичник в 3-й степени говорит: "Верующий сновидениям во всем неискусен есть, а никакому сну не верующий любомудрым почесться может". Впрочем сей же святый делает различие снов и говорит, каким верить можно, и каким верить не должно. "Бесы, - пишет он, - многократно преобразуются в Ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто бы мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести, ибо Ангелы показывают нам во сне муки, Страшный суд и осуждение, а пробуждшихся исполняют страха и сетования. Когда мы во сне верить бесам станем, то уже и бдящим нам они ругатися будут. Тем только верь снам, кои о муке и о Суде тебе предвозвещают; а если в отчаяние приводят, то знай, что и оные от бесов суть" (отд. 28).

А ближайший ученик Симеона Новаго Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях. Он во 2-й сотнице, в гл. 60, 61, 62 и 63 говорит: "Одни из сновидений суть простые сны, другие - зрения, иные - откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать.

Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны, и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжение многих лет и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящаго, по причине страшнаго неизменнаго видения зримых, приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным.

Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разныя сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевныя чувства, которые чрез зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей Божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественнаго Духа, которые долгим и крайним воздержанием и подвигами и трудами по Бозе достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь чрез Моисея: Аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему и в видении возглаголю к нему (Числ. 12, 6). И чрез пророка Иоиля (2, 88): и будет по сих излию от Духа Моего на всяку плоть и прорекут сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят; и юноши ваши видения увидят. (Добротолюбие, 7, 2)"

На основании слов смиреннаго Никиты, означенное сонное видение можно отнести к числу зрений. Обширная пещера, слабо освещенная одною лампадою, может означать настоящее положение нашей Церкви, в которой свет веры едва светится; а мрак неверия, дерзкохульнаго вольнодумства и новаго язычества, превосходящаго делами своими древнее язычество, всюду распространяется, всюду проникает. Истину эту подтверждают слышанныя слова: "Мы переживаем страшное время". Живой святитель и покойный протоиерей, в облачении молящиеся вместе пред иконою Божией Матери, дают разуметь, что и прочее виденное духовенство было двоякое. Видно, достойные пастыри, живые и отшедшие ко Господу, взирая на бедственное состояние нашей Церкви, умоляют Царицу Небесную, да распрострет Она всевышний Покров Свой над бедствующею Церковью нашею и да защитит, и да сохранит слабых, но имеющих благое произволение ко спасению. Оба стоящие у входа в пещеру, которые дрожали от страха и войти не смели, может быть, означают людей с живым участием и со скорбию и даже со страхом взирающих на печальныя события настоящаго времени в отношении веры и нравственности, но не прибегающих к Царице Небесной и не молящихся Ей о покрове и помощи, подобно молившимся в пещере.

Слова "Мы доживаем седьмое лето" могут означать время последнее, близкое ко времени антихриста, когда верные чада Единой Святой Церкви должны будут укрываться в пещерах, и только всесильныя молитвы Божией Матери могут тогда укрыть их от преследований слуг антихриста. Настоящему времени особенно приличны апостольския слова: Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша, от сего разумеваем, яко последний час есть (1 Иоан. 2, 18).

В настоящее время некоторые добровольно уже принимают печать антихриста на челе и на десной руке, потому что ради светских приличий и мирских выгод стыдятся ограждать себя крестным знамением; и сперва поступают так в обществе и ради человекоугодия, а потом от обычая не полагают на себя крестнаго знамения и дома перед вкушением пищи и пития и в других случаях, чем сотворяют радость велию врагам душевным, для которых они, будучи не ограждены силою креста и молитвы, делаются игралищем и посмешищем.

Седьмое число в церковной числительности великое имеет значение. Срок времени церковнаго числится седмодневными неделями. Православная Церковь содержится и руководствуется правилами седьми Вселенских Соборов. Седмь таинств и седмь дарований Св. Духа в нашей Церкви. Откровение Божие явлено было седми Азийским церквам. Книга судеб Божиих, виденная в Откровении Иоанном Богословом, запечатана седмью печатями. Седмь фиал гнева Божия, изливаемых на нечестивых, и проч. Все это седмиричное исчисление относится к настоящему веку, и с окончанием онаго должно кончиться. Век же будущий в Церкви означается осьмым числом. Шестой псалом надписание имеет такое: "Псалом Давиду, в конец, в песнех о осьмем",- по толкованию, о осьмем дне, т.е. о всеобщем дне воскресения и грядущаго Страшнаго суда Божия, котораго боясь, Пророк молит Бога, во умилении сердца, о оставлении грехов: "Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене", и пр. - Неделя Антипасхи, или св. Фомы, в Цветной Триоди называется неделею о осьмем, то есть вечном дне и нескончаемом, который уже не будет прерываться темнотою ночей. Нощи не будет тамо, то есть в Небесном Иерусалиме, говорится в Откровении (22, 5). - Блажен, кто сподобится наслаждаться блаженством блаженнаго и нескончаемаго дня сего, еже буди всем нам получити благостию и милосердием и человеколюбием Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Повторим опять слова смиреннаго Никиты, что зрения в сновидениях посылаются для пользы душевной и потому должно дорожить ими тщательному. Кроме сказанного, другая ближайшая польза от означеннаго видения может быть следующая. Известно, что между покойным протоиереем и находящимся еще в живых архипастырем было некоторое недоразумение. Первый о последнем от некоторых случаев иногда выражался довольно резко пред своими детьми и близкими. Но путаницы и недоразумения бывают только между живыми; смерть же обнажает истину, какова она есть. Может быть, по молитвам покойнаго о. Матвея, всеблагий и премудрый Промысл Божий, устрояющий всегда полезное для рабов своих, показал в означенном видении обоих молящимися вместе, чтобы об одном уничтожить невыгодное и неполезное для некоторых мнение, а другаго совершенно избавить от вины, если бы какая была от неблаговременной ревности. Един Господь знает тайныя намерения и тайныя причины, по которым человек действует так или иначе; люди же смотрят только на лице или на внешния действия, не постигая тайных намерений сердечных.

Недоразумения бывают и между святыми. Св. Кирилл Александрийский от неправильных слухов имел невыгодное мнение о св. Иоанне Златоусте, и при жизни его и даже по смерти; но Царица Небесная чрез особенное видение уничтожила это недоразумение и примирила их. А между Серапионом арх. Новгородским и Иосифом игуменом Волоколамским было не малое время не только недоразумение, но даже и самое судьбище. Незлобивый и доверчивый Серапион, по вмешательству некоторых лиц, подверг было суду мудраго и дальновиднаго Иосифа, и вызвал его в Москву к верховному суду, но Серапион остался виновным. Незадолго только до их смерти упразднилось недоразумение и водворился между святыми святый мир. Теперь мощи обоих свидетельствуют о их правости и святости.

Не обленимся написать и о третьей душевной пользе. Смиренный Никита говорит, что тщательный может извлекать себе пользу и из самых простых снов, познавая чрез них расположения и действия своей души и тела. Познавши наклонности и недуги свои внутренние, он может, если хочет, употребить и приличныя для них врачевства.

Склонный к сребролюбию видит во сне золото, которое он умножает лихвою или скрывает в тайном месте, или подвергается суду как немилосердый, или истязывает от других. Подверженный сластолюбию и невоздержанию видит во сне или различныя снеди, или предметы соблазняющие. Недугующему гневом и завистию в сновидениях представляется, будто он гоним или зверьми, или ядовитыми пресмыкающимися, или вообще подвергается каким страхованиям и боязни. Если кто любит суетную славу, то мечтаются ему похвалы и торжественныя встречи от людей, начальственные и властительские престолы. Исполненный гордости и кичения мечтает во сне, будто он разъезжает на великолепных колесницах, и иногда будто на крыльях летает по воздуху или все трепешут его великой славы. Напротив же боголюбивый человек, будучи тщательным в делании добродетельном и праведен в подвигах благочестия (то есть не уклоняясь ни в безмерность, ни в оскудение) и будучи чист душою от пристрастия и привязанности к вещественному и чувственному, зрит в сновидениях исход вещей будущих и откровение вещей страшных и, пробуждаясь от сна, застает себя всего молящагося со умилением души и тела, так что находит на ланитах своих слезы, а в устах беседу с Богом.

Всеблагий Господь, по неизреченному человеколюбию Своему, да вразумит всех нас и наставит на все полезное и душеполезное и спасительное.

Объяснение втораго сновидения Д.М. Константиновского

Выписка из письма Д.М. Константиновского, полученного 7 июля 1874 года

...Как будто нахожусь в своем доме и стою в прихожей; далее комната, в которой на простенке между окон находится икона в большом размере Бога Саваофа, издающая ослепительный свет, так что из другой комнаты (то есть прихожей) нельзя было смотреть на нее. Затем еще далее комната, в которой находятся протоиерей Матвей Александрович и покойный митрополит Филарет, и эта комната вся наполнена книгами: по стенам от потолка до пола книги; на длинных столах грудами книги; и мне непременно нужно пройти в эту комнату, но меня удерживает страх, как пройти чрез такой поражающий свет. Но необходимость принуждает преодолеть страх, и я с ужасом, закрыв рукою лицо, перехожу первую комнату и, войдя в следующую, вижу протоиерея Матвея Александровича в переднем углу. Он читает книгу. А ближе к двери стоит митрополит, одетый в простую черную рясу; на голове скуфейка; в руках разгнутая книга, и головою показывает мне, чтобы и я нашел подобную книгу и развернул ее. В то же время митрополит, поворачивая листы своей книги, говорит: "Рим, Троя, Египет, Россия, Библия". Вижу, что и в моей книге крупными словами написано: "Библия". Тут сделался шум, и я проснулся в большом страхе. Много думал: чтобы все это значило? Мне сон кажется грозным, и лучше бы ничего не видать. Нельзя ли опытных в духовной жизни спросить о значении этого сновидения? Самому мне внутренний голос объясняет сон, но объяснение такое ужасное, что не хотелось бы согласиться с ним.

Объяснение сновидения Старцем

23 сентября 1871 года

Кому показано было это замечательное сонное видение и кто слышал тогда многозначительныя слова, тому по всей вероятности и внушено было чрез Ангела-хранителя объяснение виденнаго и слышаннаго; как и сам он сознается, что ему внутренний голос объяснил значение сна. Впрочем и мы, как вопрошенные, скажем свое мнение, как о сем думаем.

Видение ослепительнаго света от иконы Господа Саваофа и в следующей за тем комнате виденное множество книг и стоящие там с книгами покойные митрополит Филарет и протоиерей Матвей Александрович и произнесенныя одним из них слова "Рим, Троя, Египет, Россия, Библия" могут иметь такое значение.

Во-первых, все, касающееся до сотворения мира, судьбы народов и спасения людей, Господь Вседержитель открыл избранным святым мужам, пророкам и апостолам, просветив их светом Своего Божественнаго познания, а ими все это передано людям и написано в Библии, то есть в книгах Ветхаго и Новаго Завета.

Во-вторых, множество других виденных там книг может означать то, что все, сказанное в Библии прикровенно и неясно, объяснено другими избранными от Бога святыми мужами, пастырями и учителями единой соборной апостольской православной Церкви.

В-третьих, что митрополит Филарет и протоиерей Матвей Александрович видены были с книгами в руках, может означать, что они в продолжение своей жизни поучались о судьбах человечества не из простых книг человеческих (в которых нередко встречаются мнения неправильныя, вводящия в заблуждение), а из книг библейских, и сказанное в Библии прикровенно и неясно, толковали не по своему разумению, а как объяснено в книгах мужей богодухновенных и просвещенных свыше светом Божественнаго познания; к чему побуждали и видевшаго, чтобы и он на все искал объяснение не в простых книгах человеческих, а в книгах святых и богодухновенных отцев православной Церкви.

В-четвертых, что протоиерей Матвей Александрович стоял в переднем углу, который обычно признается молитвенным, может означать, что он не только поучался сказанным образом, но и молился о вразумлении свыше.

В-пятых, слова "Рим, Троя, Египет" могут иметь следующее значение.

Рим во время Рождества Христова был столицею вселенной и с возникновением патриаршеств имел первенство чести. Но за властолюбие и уклонение от истины впоследствии подвергся отвержению и унижению. Древняя Троя и древний Египет замечательны тем, что за гордость и нечестие наказаны: первая разорением, а вторый различными казнями и, наконец, потоплением фараона с воинством в Чермном море. В христианския же времена, в странах, где находилась Троя, основаны были две христианския патриархии, Антиохийская и Константинопольская, которыя долгое время процветали, украшая православную Церковь благочестием и правыми догматами, но впоследствии, по недоведомым судьбам Божиим, подверглись владычеству варваров — магометан, и доселе несут это тяжкое рабство, стесняющее свободу христианскаго благочестия и правоверия. А в Египте вместо древняго нечестия в первыя времена христианства такое процветало благочестие, что пустыни его населялись десятками тысяч монашествующих, не говоря уже о численности и множестве благочестивых мирян, от которых они происходили. Но потом, по причине распущенности нравов, и в этой стране последовало такое оскудение в христианском благочестии, что некоторое время в Александрии патриарх оставался только с одним пресвитером.

В-шестых, после трех знаменательных имен "Рим, Троя, Египет'' помянуто имя и России, которая в настоящее время хотя и считается государством православным и самостоятельным, но уже элементы иноземнаго иноверия и неблагочестия проникли и внедрились и у нас, и угрожают тем же, чему подверглись вышеуказанныя страны. Затем следует слово "Библия". Другаго еще государства не помянуто. Это может означать, что если и в России, ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений православной Церкви и ради других причин оскудееть благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Видевший это сновидение справедливо замечает, что объяснение, которое ему внушает внутренний голос, ужасное. Страшно будет Второе Пришествие Христово и ужасен последний Суд всего мира; но не без великих ужасов будет перед тем и владычество антихриста, как сказано в Апокалипсисе: И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обряшут ея, и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Откр. 9, 6). Прийдет же антихрист во времена безначалия, как говорит Апостол: точию держай дондеже от среды будет (2 Сол. 2, 7), то есть когда не будет предержащей власти.

В-седьмых, кроме общаго значения знаменательнаго сего сна, для видевшаго должно быть тут и значение частное, особенное, собственно для него самаго. Вот уже в другой раз в знаменательных снах он видит по смерти вместе двух означенных лиц, митрополита Филарета и протоиерея Матвея Александровича, тогда как, по его мнению, они в жизни своей различно мудрствовали, различно и действовали. О. протоиерей в словах и действиях держался всегда манеры прямой, обличительной, а иногда даже и резкой. Митрополит же Филарет держался в обращении и действиях манеры мягкой и уклончивой, за что от перваго подвергался иногда и явному нареканию; почему близкие о. Матвея имели не всегда выгодное мнение о преосвященном Филарете и никак не думали, чтобы по смерти они были вместе. Но сердцеведец Бог, судящий все по намерениям, а не по одним действиям, судил быть сему иначе, показывая в знаменательных снах обоих вместе, одинаково заботящихся и по смерти об участи правоверных и о вразумлении близких своих. Не вотще и Апостол говорит: Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога (1 Кор. 4, 5).

Преподобный Макарий Египетский пишет в беседах своих, что и самая благодать не изменяет двух свойств в характерах человеческих, суроваго и мягкаго: имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать. С чем согласны и слова Апостола, глаголюща: "Кийждо своею мыслию да извествуется, он убо сице, он же сице". Незадолго до своей смерти Московский митрополит Филарет при случае сказал одному Оптинскому старцу: я всегда держался и держусь такого правила: где не предвижу успеха, там не начинаю действовать.

Всеблагий Господь да вразумит всех нас во благое, душеполезное и спасительное, и да помилует по неизреченному Своему человеколюбию.


Впервые (?) опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную