| ||
Болезни от духовны причин лечатся духовными средствами2 февраля 1874 года М. полечить медицинскими средствами можно, только это едва ли поможет, потому что здесь духовныя причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть есть еще одна или и две причины духовныя, о которых думать можно, а писать неудобно. И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбныя искушения во всяком случае полезны. Сказано в псалмах: „Егда убиваше я, тогда искаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу". Как проходит должность19 декабря 1881 года Поздравляю Вас с должностью и сердечно желаю Вам достодолжно проходить эту должность. А чтобы достодолжно руководить других, следует самим руководиться правилами закона духовнаго. Выписываю Вам главное из этих правил, написанное преподобным Марком подвижником, который говорит: „Егда разрешити хощеши вещь неудобопостигаемую, ищи о ней, что Богови угодно, и обрящеши решение тоя полезное" (глава о мнящихся от дел оправдатися). По этому правилу должно проверить все опытныя сведения человеческия, которыя нисколько не опровергаются, если согласны будут с волею Божиею. Правило это относится более к тому случаю, когда будет нам нужно действовать в отношении других. Собственно же для нас самих преп. Марк предписывает другое, более глубокое правило: „Не покушайся вещь неудобну разрешити любопрением; но имиже закон духовный повелевает, сиречь терпением и молитвою и единомысленною надеждою", и паки: „во всяком твоем начинании да предначинает тебе Бог, предначинающий всякое благо, яко да по Боге будет предлежащее дело". (Прав. 512 о законе духовном). Как переносить служебныя неприятности24 октября 1884 года Письмо ваше получил. Прочитавши, ничего не могу сказать, разве только повторю Евангельския слова самаго Господа: „Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир". Аз же грешный с своей стороны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: „Видех нечестиваго превозносящагося и высящагося яко кедры Ливанския; мимо идох и не обретеся место его". Хотя тяжело и очень оскорбительно переносить несправедливыя противодействия от таких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не малых, а великих и высоких, но после будет отрадно по нелицеприятному Суду Единаго Судии живых и мертвых. Выбор пал на вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет, на что решиться: служить или не служить. Недавно мне пришлось слышать слова одного чиновника, которому кто-то сказал: вас все не любят. На что он отвечал: а я всех презираю. Хотя слово это не совсем христианское, но кстати было сказано и довольно ощутительно для противников. Между добродетелями главными, основными поставляются четыре добродетели: мудрость, мужество, целомудрие и правда. Смиренный Никита Стифат пишет, что каждая из этих добродетелей находится между двумя другими: мужество с одной стороны имеет терпение, а с другой крепкое сопротивление. Вас публично и даже печатно поносят. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но в девяти блаженствах евангельских главным и высшим поставлено последнее, то есть „блажени есте, егда поносят вас и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси". И, с другой стороны, глаголет Господь во Св. Евангелии: „Иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, и Аз постыжуся его, егда прииду во славе Отца Моего со Ангелы Святыми". Долги хуже грехов3 февраля 1886 года Заметно, что должность вовлекает вас в излишние расходы, то чтобы не впасть в непосильные долги, по времени, по усмотрению, можно и отказаться, а то долги хуже грехов: в грехах покается человек и Бог да простит, за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь. Надо ратовать за правду; не отрекаться, но пострадать13 февраля 1886 года Письмо ваше от 13 февраля получил, в котором объясняете, что мое письмо вас смутило. Я писал вам условно, что ежели должность вводит вас в большие расходы, за которыми следуют неоплатные долги, как говорила ваша супруга, но как вы в последнем письме дело это объяснили совсем иначе, то и не следует оставлять должности. Надеясь на помощь Божию, можете ратовать по-прежнему, так как сказано в Писании: „Правда избавляет и от смерти". В этом ратовании не следует презирать человеческую помощь: можете двух знающих своих просить, чтобы писали за вас в Петербург и просили там, кого могут. А при случае можете иногда говорить и врагам своим, что „Я лично могу объяснить самому Императору правое дело и ваши несправедливыя придирки"; впрочем, это оставляю на ваше благоусмотрение. Если бы за правое дело пришлось Бога ради и пострадать, то от того отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоящей. Не отказываться от должности. Губернатора уволят или переведут. Замужней жить с мужем на свои средства11 июля 1886 года Пишете, что N. по какой-то причине ничего не говорил самому министру о губернаторе, а только товарищу его и делопроизводителю. Некоторые советуют вам ехать в Питер и лично все объяснить министру, а ваше сердце преклоняется более того, чтобы оставить это дело на волю Божию. И я с вашим мнением согласен; только не советую вам самим отказываться от должности, хотя и заявили вы некогда, что или губернатору или вам не служить. Мало ли что говорится по какому-либо случаю, а действовать нужно, сообразив все обстоятельства. Думаю, следует вам поступить так. Если в декабре опять выберут вас на настоящую должность, то не отказывайтесь, а лучше съездите к губернатору и объяснитесь с ним, что ежели он будет поступать с вами по-прежнему, как поступал, то вам необходимо будет поехать к министру и лично все объяснить. Может быть, будет успех к лучшему обращению с вами губернатора. Если же попущением Божиим губернатор останется в прежнем положении и расположении, не изменится к вам, и товарищи ваши не поддержат вас, а устроят увольнение ваше, тогда исполнятся на вас Евангельския слова: „блажени изгнани правды ради". Но почему-то думается, что губернатора или уволят, или переведут в другое место. На днях была в Оптине полковница из Варшавы. Муж ея был в подобном вашему положении и по этой причине перешел в другое место, хотя в Варшаве и служить ему было хорошо. Как только полковник переменил место, вскоре и начальника этого сменили, а жена же полковника очень сожалеет о своей перемене. Разумеется, нужно только погрозить губернатору поездкою в Петербург, а после как дело укажет: ехать или не ехать. Касательно N. вы хорошо разсудили: если она не согласится жить при монастыре, а все имеет желание оставаться с мужем, то пусть живет на свои средства, как знает. Когда поедете в ...ъ, поговорите с ней и разсмотрите ея положение и расположение и согласно тому поступите. Довольство и изобилие портит людей13 сентября 1886 года Касательно N. слова наши переданы верно, что О. А. советовала вам постращать ее монастырем, чтобы удержать от попытки возвратиться в родительский дом по известной причине. Слава Богу, что N. осталась в ...е жить с мужем, хотя и в нужде, но довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животныя бесятся. Смелым Бог владеет14 марта 1887 года Пишете, что служебныя дела находятся в таком же положении: губернатора не сменяют и он продолжает смотреть сквозь пальцы на бунтующих крестьян. И в новом N. не замечаете для себя поддержки. Поэтому можете и одни по-прежнему действовать, как выразились вы г. Иг. Есть старинная мудрая поговорка: смелым Бог владеет. Поэтому, когда нужно и что нужно, пишите министрам, тому или другому. За это в Сибирь не сошлют, а если и выйдет какая неприятность и скорбь, с Божиею помощью потерпим, а между тем, рано или поздно, мера долготерпения Божия исполнится; кого нужно проводят с повышением или понижением. Не унывать и одному в борьбе12 апреля 1887 года Пишете, во-первых, о продолжении борьбы с противодействующими. Хотя многие действия ваши одобряют, но никто помогать вам не хочет и потому приходится вам одному вести эту борьбу. Но не унывайте. Силен Господь подать вам Свою помощь. Ежедневно читаются на вечерни псаломския слова пророка Давида: „Падут в мрежу свою грешницы, един есмь аз дондеже прейду". Поэтому, ничтоже сумняся, ничтоже бояся, пишите к министру, что потребно, прилагая в доказательства документы, в надежде, что примется что-нибудь в резон и сколько-нибудь подействует. А если бы попущением Божиим противной стороне пришлось превозмочь, то ничего вам больше не будет, как велят только оставить службу, впрочем и на это не надеюсь. Вы же во всяком случае исполните свой долг пред Богом. Неправда совершеннаго успеха иметь не может[...] 1887 года Письмо ваше получил. Рад, что последовало некое одоление, хотя еще и не совершенное. Но довольно и того, что уже многие оценили вашу ретивую ревность касательно справедливаго отстаивания своих прав пред властями. И сидящие теперь в остроге за самоуправство заставят других быть осторожнее не делать подобнаго. Вы спрашиваете меня, не послать ли министру добавление о возмутительном запросе (по какому случаю был арестован на семь дней староста, допустивший или не удержавший мужиков от самоуправства)? Ежели доселе не уяснилось и не обозначилось, что главному виновнику, поддерживающему безпорядки, доселе нет никакого запрещения или слуха о перемене, то не мешает послать добавление к прежней докладной записке о явном поддерживании безпорядков известным лицом. Если бы кто нашелся могущий довести до сведения министра юстиции о таких судах, то это много бы помогло правому делу. Да и по Божьему Суду неправда совершеннаго успеха иметь не может. Сказано в псалмах: „солга неправда себе". Зло всегда забегает вперед, только не одолеваеть. Каин родился прежде Авеля и Исав прежде Иакова; но старшие не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: правда Божия, яко горы Божии, и правда человеческая видна не как горы, но как холмики. Помоги вам, Господи, подвизаться. Всегда надо, с помощью Божиею, держаться правой стороны27 апреля 1887 года Пишете, что наконец и губернатора уволили в отставку. Значит, что ваше, с помощью Божию, хоть не скоро, а взяло верх. Спрашиваете, как вам обходиться с новым губернатором, который отдал вам визит и просидел у вас дольше, чем вы у него? Вы объясните ему бывшия обстоятельства при прежнем правлении, не указывая прямо на губернатора бывшаго, и скажите, что "при бывшем правлении" становых били мужики и это оставалось безнаказанным и равно как и то, что самоуправники косили чужие луга и пр. Ежели он, по вашим словам, действительно дельный человек, то, думаю, вашему взгляду на вещи противодействовать не будет. Впрочем, он прежде должен всматриваться во все и во всех и тогда уже действовать. Как бы то ни было, а вы всегда держались правой стороны с помощью Божиею и продолжайте держаться оной, только поискуснее. Сказано где-то: правда избавляет от смерти, хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили; и это не лишило его почитания выше всех. Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
| ||
|