Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Письма лицу, занимающему выборную должность
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Болезни от духовны причин лечатся духовными средствами

2 февраля 1874 года

М. полечить медицинскими средствами можно, только это едва ли поможет, потому что здесь духовныя причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть есть еще одна или и две причины духовныя, о которых думать можно, а писать неудобно. И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбныя искушения во всяком случае полезны. Сказано в псалмах: „Егда убиваше я, тогда искаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу".

Как проходит должность

19 декабря 1881 года

Поздравляю Вас с должностью и сердечно желаю Вам достодолжно проходить эту должность. А чтобы достодолжно руководить других, следует самим руководиться правилами закона духовнаго. Выписываю Вам главное из этих правил, написанное преподобным Марком подвижником, который говорит: „Егда разрешити хощеши вещь неудобопостигаемую, ищи о ней, что Богови угодно, и обрящеши решение тоя полезное" (глава о мнящихся от дел оправдатися). По этому правилу должно проверить все опытныя сведения человеческия, которыя нисколько не опровергаются, если согласны будут с волею Божиею. Правило это относится более к тому случаю, когда будет нам нужно действовать в отношении других. Собственно же для нас самих преп. Марк предписывает другое, более глубокое правило: „Не покушайся вещь неудобну разрешити любопрением; но имиже закон духовный повелевает, сиречь терпением и молитвою и единомысленною надеждою", и паки: „во всяком твоем начинании да предначинает тебе Бог, предначинающий всякое благо, яко да по Боге будет предлежащее дело". (Прав. 512 о законе духовном).

Как переносить служебныя неприятности

24 октября 1884 года

Письмо ваше получил. Прочитавши, ничего не могу сказать, разве только повторю Евангельския слова самаго Господа: „Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир". Аз же грешный с своей стороны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: „Видех нечестиваго превозносящагося и высящагося яко кедры Ливанския; мимо идох и не обретеся место его". Хотя тяжело и очень оскорбительно переносить несправедливыя противодействия от таких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не малых, а великих и высоких, но после будет отрадно по нелицеприятному Суду Единаго Судии живых и мертвых. Выбор пал на вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет, на что решиться: служить или не служить.

Недавно мне пришлось слышать слова одного чиновника, которому кто-то сказал: вас все не любят. На что он отвечал: а я всех презираю. Хотя слово это не совсем христианское, но кстати было сказано и довольно ощутительно для противников.

Между добродетелями главными, основными поставляются четыре добродетели: мудрость, мужество, целомудрие и правда. Смиренный Никита Стифат пишет, что каждая из этих добродетелей находится между двумя другими: мужество с одной стороны имеет терпение, а с другой крепкое сопротивление. Вас публично и даже печатно поносят. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но в девяти блаженствах евангельских главным и высшим поставлено последнее, то есть „блажени есте, егда поносят вас и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси". И, с другой стороны, глаголет Господь во Св. Евангелии: „Иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, и Аз постыжуся его, егда прииду во славе Отца Моего со Ангелы Святыми".

Долги хуже грехов

3 февраля 1886 года

Заметно, что должность вовлекает вас в излишние расходы, то чтобы не впасть в непосильные долги, по времени, по усмотрению, можно и отказаться, а то долги хуже грехов: в грехах покается человек и Бог да простит, за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь.

Надо ратовать за правду; не отрекаться, но пострадать

13 февраля 1886 года

Письмо ваше от 13 февраля получил, в котором объясняете, что мое письмо вас смутило.

Я писал вам условно, что ежели должность вводит вас в большие расходы, за которыми следуют неоплатные долги, как говорила ваша супруга, но как вы в последнем письме дело это объяснили совсем иначе, то и не следует оставлять должности. Надеясь на помощь Божию, можете ратовать по-прежнему, так как сказано в Писании: „Правда избавляет и от смерти". В этом ратовании не следует презирать человеческую помощь: можете двух знающих своих просить, чтобы писали за вас в Петербург и просили там, кого могут. А при случае можете иногда говорить и врагам своим, что „Я лично могу объяснить самому Императору правое дело и ваши несправедливыя придирки"; впрочем, это оставляю на ваше благоусмотрение. Если бы за правое дело пришлось Бога ради и пострадать, то от того отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоящей.

Не отказываться от должности. Губернатора уволят или переведут. Замужней жить с мужем на свои средства

11 июля 1886 года

Пишете, что N. по какой-то причине ничего не говорил самому министру о губернаторе, а только товарищу его и делопроизводителю. Некоторые советуют вам ехать в Питер и лично все объяснить министру, а ваше сердце преклоняется более того, чтобы оставить это дело на волю Божию. И я с вашим мнением согласен; только не советую вам самим отказываться от должности, хотя и заявили вы некогда, что или губернатору или вам не служить. Мало ли что говорится по какому-либо случаю, а действовать нужно, сообразив все обстоятельства.

Думаю, следует вам поступить так. Если в декабре опять выберут вас на настоящую должность, то не отказывайтесь, а лучше съездите к губернатору и объяснитесь с ним, что ежели он будет поступать с вами по-прежнему, как поступал, то вам необходимо будет поехать к министру и лично все объяснить. Может быть, будет успех к лучшему обращению с вами губернатора. Если же попущением Божиим губернатор останется в прежнем положении и расположении, не изменится к вам, и товарищи ваши не поддержат вас, а устроят увольнение ваше, тогда исполнятся на вас Евангельския слова: „блажени изгнани правды ради". Но почему-то думается, что губернатора или уволят, или переведут в другое место.

На днях была в Оптине полковница из Варшавы. Муж ея был в подобном вашему положении и по этой причине перешел в другое место, хотя в Варшаве и служить ему было хорошо. Как только полковник переменил место, вскоре и начальника этого сменили, а жена же полковника очень сожалеет о своей перемене. Разумеется, нужно только погрозить губернатору поездкою в Петербург, а после как дело укажет: ехать или не ехать.

Касательно N. вы хорошо разсудили: если она не согласится жить при монастыре, а все имеет желание оставаться с мужем, то пусть живет на свои средства, как знает. Когда поедете в ...ъ, поговорите с ней и разсмотрите ея положение и расположение и согласно тому поступите.

Довольство и изобилие портит людей

13 сентября 1886 года

Касательно N. слова наши переданы верно, что О. А. советовала вам постращать ее монастырем, чтобы удержать от попытки возвратиться в родительский дом по известной причине. Слава Богу, что N. осталась в ...е жить с мужем, хотя и в нужде, но довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животныя бесятся.

Смелым Бог владеет

14 марта 1887 года

Пишете, что служебныя дела находятся в таком же положении: губернатора не сменяют и он продолжает смотреть сквозь пальцы на бунтующих крестьян. И в новом N. не замечаете для себя поддержки. Поэтому можете и одни по-прежнему действовать, как выразились вы г. Иг. Есть старинная мудрая поговорка: смелым Бог владеет. Поэтому, когда нужно и что нужно, пишите министрам, тому или другому. За это в Сибирь не сошлют, а если и выйдет какая неприятность и скорбь, с Божиею помощью потерпим, а между тем, рано или поздно, мера долготерпения Божия исполнится; кого нужно проводят с повышением или понижением.

Не унывать и одному в борьбе

12 апреля 1887 года

Пишете, во-первых, о продолжении борьбы с противодействующими. Хотя многие действия ваши одобряют, но никто помогать вам не хочет и потому приходится вам одному вести эту борьбу. Но не унывайте. Силен Господь подать вам Свою помощь. Ежедневно читаются на вечерни псаломския слова пророка Давида: „Падут в мрежу свою грешницы, един есмь аз дондеже прейду". Поэтому, ничтоже сумняся, ничтоже бояся, пишите к министру, что потребно, прилагая в доказательства документы, в надежде, что примется что-нибудь в резон и сколько-нибудь подействует. А если бы попущением Божиим противной стороне пришлось превозмочь, то ничего вам больше не будет, как велят только оставить службу, впрочем и на это не надеюсь. Вы же во всяком случае исполните свой долг пред Богом.

Неправда совершеннаго успеха иметь не может

[...] 1887 года

Письмо ваше получил. Рад, что последовало некое одоление, хотя еще и не совершенное. Но довольно и того, что уже многие оценили вашу ретивую ревность касательно справедливаго отстаивания своих прав пред властями. И сидящие теперь в остроге за самоуправство заставят других быть осторожнее не делать подобнаго. Вы спрашиваете меня, не послать ли министру добавление о возмутительном запросе (по какому случаю был арестован на семь дней староста, допустивший или не удержавший мужиков от самоуправства)? Ежели доселе не уяснилось и не обозначилось, что главному виновнику, поддерживающему безпорядки, доселе нет никакого запрещения или слуха о перемене, то не мешает послать добавление к прежней докладной записке о явном поддерживании безпорядков известным лицом. Если бы кто нашелся могущий довести до сведения министра юстиции о таких судах, то это много бы помогло правому делу. Да и по Божьему Суду неправда совершеннаго успеха иметь не может. Сказано в псалмах: „солга неправда себе". Зло всегда забегает вперед, только не одолеваеть. Каин родился прежде Авеля и Исав прежде Иакова; но старшие не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: правда Божия, яко горы Божии, и правда человеческая видна не как горы, но как холмики. Помоги вам, Господи, подвизаться.

Всегда надо, с помощью Божиею, держаться правой стороны

27 апреля 1887 года

Пишете, что наконец и губернатора уволили в отставку. Значит, что ваше, с помощью Божию, хоть не скоро, а взяло верх. Спрашиваете, как вам обходиться с новым губернатором, который отдал вам визит и просидел у вас дольше, чем вы у него? Вы объясните ему бывшия обстоятельства при прежнем правлении, не указывая прямо на губернатора бывшаго, и скажите, что "при бывшем правлении" становых били мужики и это оставалось безнаказанным и равно как и то, что самоуправники косили чужие луга и пр. Ежели он, по вашим словам, действительно дельный человек, то, думаю, вашему взгляду на вещи противодействовать не будет. Впрочем, он прежде должен всматриваться во все и во всех и тогда уже действовать. Как бы то ни было, а вы всегда держались правой стороны с помощью Божиею и продолжайте держаться оной, только поискуснее.

Сказано где-то: правда избавляет от смерти, хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили; и это не лишило его почитания выше всех.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную