Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Как приобретается смирение
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письма к разным лицам

Как приобретается смирение

Из писем твоих видно, что ты предаешься подозрительности, так что говоришь, что убедить тебя никто не может. Это нехорошо. Пожалуй, скажешь: и не нужно, чтобы кто разубеждал тебя в этом. Это значит, что ты уж очень уверена в непогрешимости своих воззрений и умозаключений. А эта черта нехорошая, это признак великой гордости.

Всегда ты просишь, чтобы Господь даровал тебе смирение. Но ведь оно даром Господом не дается. Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у св. отцев: Дай кровь и приими дух. Это значит: потрудись до пролития крови, и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не безпокоил. Да при спокойной жизни как же можно приобресть смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и безсловесных животных, и даже самых духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей, то и поневоле будешь себя считать плохою. Или, например, осуждать будешь, подозревать других - опять поневоле будешь считать себя плохою. Если при этом будешь о плохоте своей и неисправности сожалеть и укорять себя в неисправности и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцем, то вот ты уже и на пути смирения. Одно тут нам кажется нехорошо, что и больно, и безпокойно, и неприятно. Это правда, зато для души полезно. Да еще скажу тебе, что нам кажется, - и для души то безполезно. Все это с тобой так и бывает, потому что ты не понимаешь духовной жизни. Ведь и Господь путь в Царствие Небесное назвал узким путем. А если бы никто тебя не трогал, и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки? Никак не могла бы счесть себя плохою, а скорее стала бы считать себя праведницею и может быть дошла бы до того, что и с ума бы сошла, как и было много подобных примеров даже на наших глазах.

Ты скорбишь, что, по твоему замечанию, все тебя стараются унизить. Если стараются унизить, значит хотят смирить тебя, а ты и сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей? Ты жалуешься на несправедливости людей, окружающих тебя, по отношению к тебе. Но если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Господом, то посмотри на Него, как Он поступал с окружающими Его врагами: Иудою, Анною, Каиафою, книжниками и фарисеями, требовавшими Его смерти. Кажется, Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небеснаго, которой и решился следовать и следовал до последняго Своего издыхания, несмотря на то, что орудиями исполнения воли Отца Его были самые пребеззаконные люди. Он видел, что они действовали слепо, в неведении, и потому не ненавидел их, а молился: "Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят".

Не входи в разсмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: а мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием. Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом; потому что без помощи Божией мы ничего добраго не можем сделать, как и Сам Господь сказал: "без Мене не можете творити ничесоже". Подозрительности берегись, как огня, потому что враг рода человеческаго тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде, - белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю.

Как спастись

4 мая 1887 года

Письмо твое от 15 апреля с рублем получил, который и употребил по назначению твоему на масло. Спрашиваешь, как вам жить, чтобы спасти души свои. Читайте почаще пятую, шестую и седьмую главы Евангелиста Матфея и старайтесь соблюдать Заповеди Божии, и жить свято, удаляясь всякаго греха, а в прежних грехах кайтесь пред Богом и исповедайтесь пред духовником.

Мир тебе и мужу твоему и Божие благословение!

Многогр. I. Амвросий

Надо мириться с обидчиками

15 декабря 1864 года

Если есть благословная вина и решишься поехать в Петербург к N.. то можно по одному разу побывать и у трех известных особ ради объяснения и примирения. Сестре можешь сказать, что ты недовольна была на нее за свою часть, которую они с мужем не хотели во время заплатить, а теперь оставляешь это на суд Божий. N. можешь поблагодарить за прежнюю дружбу, но не можешь продолжать ее по причине ея нескромности: сказать это, как сумеешь помягче. Г-жу N. также можешь поблагодарить за то, что она считает для тебя одолжением, прибавив, что о поступке зятя твоего теперь нет надобности разъяснять. Словом, побывай у всех трех ради умиротворения, предварив всех, что теперь тебе тяжело вести с кем-либо переписку. Мир тебе и всей с тобою живущей разнообразной мелюзге!

Дом души - терпение, а пище души - смирение

29 октября 1882 года

В самый день твоего Ангела поздравляю тебя с сим знаменательным для тебя днем. А прежде ради постоянной молвы с людьми не мог тебя поздравить и пожелать тебе всего полезнаго и душеполезнаго, и спасительнаго, и прежде всего терпения и смирения, без которых никакое добро непрочно и без которых никогда человек не может иметь мира душевнаго. Блаженный Экдих в Добротолюбии пишет: дом души - терпение, а пища души - смирение. Когда душе пищи не достает, тогда она вон выходит, то есть выходит из терпения.

Поэтому-то единогласно всеми святыми и утверждается, что никакая добродетель без терпения не совершается. А терпение без смирения не бывает. Господи, имиже веси судьбами, помоги и устрой, да не будем чужды сих благих качеств.

Уча детей, должно и от них учиться

21 ноября 1880 года

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться по сказанному от Самого Господа: "Аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное". А св. апостол Павел протолковал это так: „Не дети бывайте умом, а злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте".

Меры этой достигнуть тебе от всей души желаю. Аще ли же в совершенстве сем оскудеваем како-либо, то смиряться должны от всей души, чтобы таким образом не лишиться нам милости Божией по сказанному в Псалмах: "Смирихся, и спасе мя Господь, сже буди всем нам получити неизреченным милосердием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Ошибки исправляй самоукорением и покаянием

29 ноября 1860 года

В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающияся увлечения да научают тебя уклонению и осторожности, и хранению себя чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи.

Хульными помыслами не смущайтесь

22 апреля 1861 года

Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других. Первые без последних не вменяются в грех. Скупость происходит от неверия и самолюбия. Также и раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение Заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы. Правда, что место удобное помогает, но все-таки главное дело зависит от силы душевнаго произволения на благое и понуждения к тому, и от приличнаго хранения себя. Ева и в раю нарушила Заповедь Божию.

Хульные помыслы - за гордость

19 декабря [...]

А хульные помыслы, известно, за что борят: 1-е - за возношенье, 2-е - за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы св. отцы не считают грехом, а их причины - грех.

Во всём полагайся на Бога

19 декабря [...]

Не безпокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. Екатерине мой поклон.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную