Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Цель православных при исполнении Заповедей Божиих. Жизнь около монастыря. Обращение к угадчице - грех. Не следует носить крест с мощами на себе
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письмо ваше от 1 октября получил, из котораго видно, что вы очень пропитаны иностранными языками; многие обороты речи у вас сбиваются на иностранный строй. Да и таблицу записывать грехи переняли вы, должно быть, у гернгутеров-немцев и американцев. Да у них цель этих табличек совсем другая, - видеть свое исправление, питая свое самомнение и возношение и величаясь мнимою святостию. Цель же православных при исполнении Заповедей Божиих совсем иная, - видеть свои недостатки, познавать свою немощь и через то достигать смирения, без котораго все другия добродетели не помогут христианину. Смирение же, и при неисправности человека, очень ему помогает, как это показывает Сам Господь в Евангелии чрез притчу о фарисее и мытаре. И в другом месте, убеждая нас к смирению, Господь сказал: "аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы; яко еже должни бехом сотворити, сотворихом". Когда так должно смиряться исполняющим Заповеди Божии, то кольми паче потребно и необходимо нарушающим Заповеди Божии.

Итак советую вам оставить выставленную в письме табличку и записывать просто те грехи, которым по немощи будете подвергаться; тогда и не увидите белых и пустых клеток, которыя, бросаясь в глаза, будут побуждать к зловредному самомнению, да и не всегда справедливо. Например, у вас клетка о сребролюбии вся чистая, а между тем в письме есть два места, в которых говорится, что вас смущает ложь прислуги и рабочих и бросающееся вам в глаза намерение их обманывать вас, и будто бы от среды окружающих вас вы невольно увлекаетесь и раздражаетесь гневом. Хотя иногда и случается вам чувствовать тишину, и этой тишине нельзя еще верить по сличению и сравнению с другими случаями. Лучше просто, без клеток, сознаться, что мы еще очень неисправны, и должны исправлять испорченное дело смирением и посильным покаянием, сознаваясь искренно, что раздражение наше гневом происходить из внутренней нашей среды, а не из внешней.

Пишете, что давнее желание ваше устроить монастырь в своем имении почти совсем охладело. А если бы узнали, какия неприятныя последствия случились с одною смоленскою госпожею, начавшею устроять монастырь в своем имении, то и до конца бы это желание ослабело. - Она не успела еще порядком распорядиться в начинающейся общине, набрав к себе до 30 сестер, как вдруг назначают ей начальницу из другаго монастыря, из простаго звания. Она теперь и не знает, что делать. Средства ея истощены; собранныя сестры начинают кое-куда расходиться, и Бог весть, чем все это кончится.

Еще пишете, что вас потревожило удаление в монастырь соседки вашей Н., и вследствие этой тревоги у вас родилось желание поселиться и жить вблизи О. девичьяго монастыря. Положение живущих близ монастырей бывает не только не полезно, но часто и вредно. Находясь вне монастыря и смотря на ошибки подвизающихся, они вместо духовной пользы навыкают только осуждать других, а за осуждение других человек и сам не избегает осуждения, если не позаботится во-время покаяться. Чтобы не жить в самом монастыре и подвизаться наряду с другими, вы в извет представляете слабость вашего желудка. Но ведь неприлично есть мясное и живущим близ монастыря; все же остальное из пищи можно употреблять, находясь и в монастыре; а сверх того, тут та польза, что человек, находясь в борьбе вместе с другими, ясно может видеть свои недостатки, и потому уже не может судить других, видя перед собою много лучших себя. Думаю, что вам случалось видеть хоть мимоходом конский бег: все туда приезжают с самонадеянностию, что их конь опередит других; но самое дело многим показывает совсем другое, а некоторых и постыждает. Ежели вы не хотите прежде времени обезпокоить свою матушку видимым изменением жизни, то советую вам пока продолжать жить в том же внешнем виде, стараясь внутренне подражать девам, только мудрым, а не буиим. По времени же да будет с нами то, что Господь покажет нам из обстоятельств и нашего внутренняго настроения духа.

Молитесь часто словами св. пророка Давида: "скажи, мне, Господи, путь, в онь же пойду". Верую, что по времени Господь укажет вам путь. Трудами и хлопотами по хозяйству не отягощайтесь; только старайтесь действовать разумно, не увлекаясь пристрастными заботами и вообще зловредным. Сами вы пишете, что занятия внешним трудом приносят вам пользу, удаляя вас от порока.

К угадчице вперед не советую вам ходить, чтобы вам не подвергнуть себя шестилетней эпитимии и отлучению от приобщения Св. Таин, как сказано в правилах Кормчей. В житиях святых нигде не видно, чтобы они гадали на чем-либо и угадывали разныя покражи и поджоги. Из жития преподобнаго Никиты (31 янв.) видно, что это делается, по искушению противной силы, с своими зловредными разсчетами. Прочтите это житие в Чети-Минеях.

Спрашиваете, можно ли вам носить на себе крест с мощами? Можно, только во время переезда на другое место, когда бывает это вам нужно. В другое же время иметь их в образной комнате. Сами сознаете, что для этого требуется чистота жизни.

Передайте от меня приветствие о Господе и искреннее благожелание М. К., - так ли? Отечество и фамилию ея забыл. Поступком Н. да не смущается, а пусть подумает о себе, посмотрит на себя, подождет, помолится Богу, попросит Божией помощи, да устроит о ней полезное ими же весть судьбами. Силен Господь сотворить с нами милость.

Письмо, сверх ожидания, вышло довольно длинно. Потому я и пропустил много почт, что нельзя было отвечать на него кратко, хоть и не раз сбирался. Здоровье мое среднее. Чувствую слабость, а все-таки толкую по возможности с приходящими, хотя иногда не без труда.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную