Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Письма Старца особе купеческаго звания, 1865-1879
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


1. О непостоянстве желаний молодых людей

5 января 1865 года

Пишете, что желаете женить вашего единственнаго сына, и он не прочь от женитьбы, что представляются много невест достойных, но ни одна не соответствует его вкусу. Таково вообще направление нынешних молодых людей и таков их вкус, которому трудно удовлетворить, потому что они сами часто не знают, чего хотят. Что же для таких людей будет по душе и по чувствам?

Опыт жизни и вера исправляют таковыя души и чувства. И потому его теперь трудно вразумить. Он не может поверить ни вам, ни другому, пока не испытает легковерности суждения и чувств своих на деле. Он угрожает вам уйти из вашего дома куда-нибудь далеко или определиться в контору. Пусть его идет из дому; только не пускайте далеко, чтобы он жил где-нибудь, если не на ваших глазах, то у знакомых или у надежнаго человека, который бы мог удерживать его от своеволия. Поживши на чужих руках, скорее оценит ваш кров и материнскую заботливость. А если теперь его женить, при таком его душевном настроении, едва ли будет прок в женитьбе.

2. Но должно оставлять сына праздным

13 ноября 1866 года

Скорбное письмо ваше от 3 ноября получил, но я ожидал не письма, а личнаго свидания.

Впрочем, и в письме скажу,- если сами намереваетесь заняться предлежащими делами, а сыну с женою думаете выдавать сколько-нибудь на содержание, то советовал бы я вам, чтобы сын ваш был не совсем праздным, купить для него имение, чтобы он занимался хоть каким-нибудь хозяйством, чтобы не быть ему в праздности и без дела; потому что праздность есть начало и причина многим порокам и многому злу.

Помоги вам Господи! Терпите, принимая сие как от руки Божией.

3. Иногда нужно уступать детям

6 октября 1867 года

Отвечаю вдруг на три письма ваши и то вкратце, потому что N. собрался завтра рано выехать в Москву. Не знаю, как подействовали слова наши на него, но только мы довольно много и усердно толковали с ним о разных предметах. Плоды бесед наших дома у вас виднее будут на самом деле: иное слова, и иное самая действительность, которая обыкновенно выражается в поступках и действиях человека. Тогда уведомьте нас, как пойдет общая жизнь ваша. Я хорошо не понял, потому что вполне не понимаю коммерческаго хода дел; а N. выразил предо мною желание свое так: "Если бы маменька дала мне годовые проценты хотя с 50000, тогда бы веселее было мне заниматься общим ходом дел, так как на эти проценты барышные я стал бы сам испытывать и маменьке показывать свою опытность, какая на самом деле будет выходить хорошая или не хорошая". Он сам вам лучше это пояснит, и как предположение это вы найдете, удобным ли или неудобным, сами это разберите; и как найдете лучше, так и поступите. А кажется, по свойству его характера, нужно немного и уступать.

4. Надо уступать в мелочах, но не в существенном

5 ноября 1867 года

Слава и благодарение Господу, что и сам N. доволен своей поездкою в Оптину, и вы в нем замечаете хоть некоторую перемену к лучшему. Говорите, будто я вам написал, что надо сыну более уступать, но что вы столько ему уступали, что больше этого и сделать нельзя. Я это не разумел, когда писал, что надо ему более уступать; писал, что иногда надо ему и уступать. То есть я разумел, что должно ему уступать, снисходя к его характеру, в мелочных делах, когда и где от этого не предвидится вреда. А в чем находите его желания несообразными с делом, можете при случае свои мысли объяснить ему; то есть что и теперь он один наследник и что у вас другаго желания нет, как чтобы он дельно занимался и управлял вашими делами. Но впрочем, это такой предмет, о котором будет удобнее нам с вами переговорить на словах, при личном свидании, а письменно об этом объясняться не так-то удобно.

5. Надо терпеть семейные скорби

8 мая 1868 года

Получил от тебя два письма: одно о себе, а другое о сыне. Жаль, очень жаль, что дело В. кончилось, а дело самого N. не кончилось, а продолжается. Ты ожидала себе успокоения, а получила огорчение. Что делать? Не унывай, а утешай себя мыслию, что ты не лучше св. царя Давида, который во всю свою жизнь претерпевал семейныя разстройства и скорби, более твоего не во сто ли раз. Всего описывать не буду, а скажу только, что сын его Авессалом решился низвергнуть отца с царскаго престола и покушался на его жизнь. Но св. Давид искренно смирился пред Господом и пред людьми, не отвергнув досадительных укоризн от Семея, а сознавая свои вины пред Богом, смиренно говорил другим, что Господь повелел Семею клясть Давида.

За такое смирение Господь не только явил ему помиловение, но и возвратил царство. Но мы должны быть разсудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечнаго, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временныя блага, которыя выпали и выпадают из ослабленных рук сына. Впрочем, силен Господь исправить и его, если только он захочет преклониться под крепкую руку Божию. Нужно смиренно и с верою молиться Богу о сем, да вразумит его и нас.

6. Как выбрать невесту и жить в семь счастливо

19 июня 1868 года

В последнем письме пишешь, что ты приискала какую-то невесту для N.. которая тебе нравится. И ты ждешь моего грешнаго благословения, чтобы начать дело. По получении моего письма, повтори еще свои справки о невесте, чтобы узнать ее обстоятельно; и если действительно окажется хороша, то и Бог благословит начать это дело. Впрочем, нужно наперед узнать от N, нравится ли и ему эта невеста. А в заключение всего прибавлю. Вполне хорошо может быть только тогда, когда и мы с своей стороны постараемся быть хороши, как требуется от нас Заповедями Божиими.

Св. мученик Иустин, как значится в древних сказаниях, говорить, что Господь наш Иисус Христос во время земной Своей жизни занимался делением плуга и ярма, означая сим, что люди должны трудиться, и справедливо и наравне с другими нести тяготу, как впряженные волы ровно несут свое ярмо: если один из двух будет отставать, то другому бывает труднее. Если бы супруги ровно по-христиански разделяли тяготу жизни своей, тогда людям и на земле было бы жить хорошо. Но как супруги часто бывают упруги, оба или один из двух, то наше благополучие земное и не упрочивается. Впрочем, это следовало бы написать не вам, а N. - Но еже писах, писах. N. буду писать, когда он сам напишет.

Помози, Господи, и жити, и быти, и пребывати нам по воле Твоей святой!

7. Смысл и польза откровения помыслов

21 августа 1868 года

Известная путаница неприятная произошла от твоей неосторожности, что ты удобно поддалась обольстительным помыслам возношения, что ты уже теперь утвердилась, исправилась и тому подобное. Если бы ты написала мне об этом вовремя, то, думаю, далее бы не пошло, потому что враг искренняго откровения не терпит, а человек чрез это получает помощь Божию и вразумляется против искушений. Но Господь тебя да простит! Положим опять благое начало и будем остерегаться не только грубых искушений, но и гордых помыслов возношения.

8. Счастие семейное основано на страхе Божием

1 января 1869 года

Поздравляю тебя с новобрачными, а N. - с новой супругою N. Сердечно желаю им взаимнаго супружескаго союза и мира, а тебе утешения их благопокорностию и достодолжною почтительностию и уважением, какия приличествуют родителям от благоразумных и послушных детей. Все же трое всегда вы должны помнить и не забывать, что тогда только жизнь наша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его - значит стараться жить по Его Божественным и животворным Заповедям и в нарушении их по немощи нашей искренно каяться, и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от Заповедей Божиих.

Всеблагий Господь да утвердит нас на спасительном Своем пути!

9. Добрые обычаи надо сохранять. Благословение отца должно беречь. При остроге церковь нужна

25 марта 1869 года

В память покойнаго твоего свекра не советую отменять дележку, а как заведено и как прежде делалось, так пусть будет и теперь. Иначе многие будут недовольны и будут роптать; и кто придет, тем и вели подавать; а нуждаются ли они, или не нуждаются, это уж на совести их. Вдовам же и сиротам можешь оказать пособие по усердию, какое желаешь, особо от этой дележки.

Касательно Феодоровской иконы Божией Матери нахожу, что невестке твоей не следует отдавать ее. Мать благословила этой иконою все семейство, а отец благословил ее, поэтому N. может оставить ее, не сомневаясь, у себя. А ради мира может для сестер и брата заказать снимок с этой иконы; и если потребуется, то сделать на оный и ризу, и отдать семейству.

Пишешь, что желала бы устроить в остроге домовую церковь во имя Божией Матери "Взыскания Погибших". Если при остроге этом нет совсем церкви, то не безполезно будет устроить, поговоривши с кем следует и посоветывавшись разумно, как это устроить. Кроме домовой церкви, нужно подумать и о том, что нужен будет тут особый священик и дьячок; а им нужно тоже отъискать средства к содержанию. Хорошо, если бы был вблизи приход, при котором бы находилось священника три. Тогда один мог бы служить в острожской церкви.

10. На докторские слова против постной пищи нельзя особенно полагаться

[...]мая 1869 года

В письме от 2 мая пишешь, что доктор советует тебе и в постные дни употреблять скоромную пищу, но ты не решаешься сама последовать этому совету и желаешь знать, что я на это скажу. Думаю я, что если весь Великий пост прожила без скоромной пищи, то как же двух дней в неделю не поститься?

На докторския слова нельзя очень полагаться, потому что доктора большею частию предубеждены против постной пищи. Слышал я, что в Москве один только и есть доктор беспристрастный в этом отношении К. X. П. Хотя он лютеранин, но и сам, кажется, почти не употребляет мясной пищи и больных не заставляет есть мясо в постные дни. Если хочешь, можешь с ним посоветоваться. Это один из лучших московских докторов. Если рыбная пища тебе вредит, то два дня в неделю - немного, можно и рыбу заменить чем-нибудь другим.

Спрашивала ты меня, нет ли у меня в виду еще мальчика для вашей торговли? В N. мне знаком торговец. Это очень хорошее семейство, и они хорошо знали стариков ваших, имели с ними дела и останавливались у них. Недавно был здесь в Оптиной младший сын N.. мальчик хороший, но он мне показался мал, но есть у него и другой мальчик, побольше. Я писал ему, чтобы он прислал обоих мальчиков: посмотрю на них и котораго-нибудь из них пришлю тебе. А если понравятся оба, то можно взять и обоих.

11. Нельзя принуждать к нарушению поста

28 сентября 1869 года

Тебе не нравится, что N. принуждает свою супругу к скоромному столу в постные дни. Да и невозможно, чтобы это нравилось кому-либо из благонамеренных, разве только одним новым и модным людям. Можешь сказать ему наедине, чтобы он не принуждал к этому свою супругу, а иначе могут быть вредныя последствия, и для него самого неприятныя. Когда жена его из угождения к нему сперва невольно обременит свою совесть презрением святаго поста, потом уже и добровольно будет презирать и то, и другое. Зло не стоит в одном положении, а обыкновенно возрастает и прибавляется.

12. О поездке по святым местам

14 октября 1869 года

Если тебя утвердили попечительницей училища, то поздравляю. О последующем сама разумевай, да так и поступай. От поездки в Киев на богомолье вперед так скоро не отказывайся, если кто будет предлагать это. Лучше сперва подумать, потом уже говорить, особенно когда дело идет о поклонении св. мощам угодников Божиих. Если, бывая в этих местах, мы не получаем пользы душевной, то вина от нас и потому должно укорять себя, а не винить место или что другое.

13. Судьба каждого зависит от Бога

24 декабря 1869 года

За неудачную судьбу выданной тобою девицы не вини ни себя, ни меня, ни кого-либо другаго, потому что судьба каждаго человека зависит от Бога, сообразно душевному настроению всякаго. Жалуешься на холодность и неохоту к выполнению своих христианских обязанностей; помни Евангельское слово, что "нудится Царствие Небесное и нуждницы восхищают оное", и понуждайся по силе и возможности.

14. Соборование в Великий Четверг

8 апреля 1870 года

Не знаю, как ты поступишь, не дождавшись моего письма, решишься ли собороваться в Великий Четверг. На будущее же время можно это делать. Это древний православный обычай, который у нас в России сохранился в Москве и Киеве; а на Востоке это доныне в общем употреблении.

15. Надо презирать вражия искушения и молиться об избавлении от них

25 декабря 1871 года

Слышно было, что тебе готовили к празднику монастырское одеяние. Если Господь сподобил тебя облещись в сие спасительное одеяние, то да поможет тебе в мире провести наступившия христианския торжества.

Не знаю, оставил ли тебя в покое враг и ненавистник всякаго блага и мира душевнаго. Его постоянное дело - везде и во всем мешаться и всех путать и возмущать. Если ты по немощи чувствуешь что-либо подобное, старайся презреть вражия возмутительныя внушения и молись Царице Небесной, чтобы избавила тебя от стужений вражеских.

16. Неисправность восполняется смирением

11 июня 1872 года

Пишешь, что неисправно живешь. Сколько можешь, старайся исправляться и более всего смиряться пред Богом и пред людьми. Смирение дополнит нашу неисправность. Болезнь старайся переносить безропотно.

Няню, которая приходила к тебе, если она по твоему усмотрению хороша, можешь послать к N. Если попадается мне хорошая особа, по потребности пришлю к тебе.

Миндаль и вереск можно употреблять и в одно время, а лучше порознь.

17. Скорби посылаются нам Промыслом для познания суеты жизни

20 апреля 1873 года

Письмо твое из рук келейной А. получил. Чего ты от скорби не могла написать, она все то передала в подробности с сердечным участием и с великим сожалением и до сих пор не может без слез говорить о тебе, что оставила тебя скорбящую.

В письме своем ты выразила главную свою мысль, главное свое желание, что ничего более не желаешь своему N., как спасения его души. Если так, то не скорби много о его внешнем настоящем положении, по всему прискорбном, неустроенном и затруднительном. Но оно по Промыслу Божию послалось ему для пользы душевной, чтоб осмотрел себя со всех сторон, и понял суету настоящей жизни и по примеру других не предавался бы более этой суете и утешениям и наслаждениям скоропреходящим. Когда помышляем о спасении ли собственном или о спасении нам близких, то всегда должны твердо помнить, что "многими скорбми подобает внити в Царствие Небесное", как учит нас слово Божие; и по слову апостольскому "его же любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет". Старайся содержать все это в памяти и почаще молись так: "Господи! Ты един вся веси, вся можеши, и всем хощешь спастися и в разум истины приити. Вразуми сына моего познанием истины Твоея и воли Твоея святыя, и укрепи его ходити по Заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй!" Если так будешь делать, то будешь получать облегчение в скорби своей и вместе оказывать духовную помощь сыну своему.

Приветствую о Господе скорбнаго М., сердечно желаю ему териеливо и благодушно и с пользою душевною перенести великую потерю доброй своей супруги с верою и упованием и преданностию всеблагому Промыслу Божию. Силен Господь устроить о нем и впредь полезное и спасительное, равно и о детях его сиротках по воле Своей святой, яко Отец сирых, по сказанному в слове Божием.

18. Не верить предчувствиям

20 августа 1873 года

Прости, что доселе не отвечал на последнее твое письмо от 31 июля. Главнаго писаря моего не было дома. О. Климент на 6 недель отлучался из обители; ездил за границу в Женеву навестить больного графа А.П. Толстаго. Слава Богу, успел его там приобщить Св. Таин за три дня до смерти. (О. Климент посвящен в иеромонаха 8 июля). Из Женевы до Москвы проводил тело умершаго графа. Явная милость Божия к графу: с ноября месяца был болен за границею и не приобщался в это время, как бы ожидая о. Климента и сподобленный исповеди и св. приобщения, скончался.

Все это описываю тебе подробно для того, чтобы и ты неразсудно и безотрадно не скорбела, а с верою и упованием возлагалась на всеблагий Промысл Божий, который силен все устроить так, как мы и не ожидаем. Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души, а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и сиасительное.

19. Болезни и скорби ведут к смирению

9 сентября 1875 года

Желаю, чтобы всеблагий Господь за молитвами праведных своих Иоакима и Анны явил тебе милость Свою и подал избавление, во-первых, от постигшей тебя болезни, а во-вторых, от неприятнаго состязания с Г. К., о чем получил известие в полученном вчера от тебя письме.

Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и разсудительнее. В последнюю бытность твою в нашей обители была ты в каком-то странном настроении духа и в недовольном каком-то расположении неизвестно на кого. По простому слову ты, как будто искала кого-то виноватаго. Я не решился тебя допрашивать о сем, а предоставил это всеблагому Промыслу Божию, чтобы Сам Господь вразумил нас на полезное. Вот Господь и вразумляет нас, посылая нам болезни, неожиданно нас постигающия, а с другой стороны и неприятные случаи чрез таких лиц, которыя нам и прежде досаждали. Поэтому смиримся под крепкую руку Божию, прося помилования от Господа и избавления от предстоящих скорбей.

20. Надо быть осмотрительной и не давать сыну быть в праздности

Касательно передачи имения сыну мое мнение такое. Так как на настоящий год капитал подан от твоего имени, и ты наступающее лето должна еще пробыть в N. ради устроения церкви, то и не следует спешить с передачею, а наперед посмотреть, как пойдут торговыя дела у N. с новыми прикащиками, чтобы ты имела право и возможность указать сыну какое-либо приличное занятие, а не оставаться ему праздным, как он предполагает; потому что праздность начало и повод всякому злу и всяким порокам. Впрочем должна ты иметь в виду степень своего здоровья или нездоровья, и сообразно с сим можешь поспешить или медлить с передачею имения и своим духовным завещанием.

21. Не нужно терять мужества в несчастии

2 июля 1875 года

Пишешь, что ты, слава Богу, еще не упадаешь духом. Крепись и мужайся о Господе! Малодушием поправить дело нельзя, а скорее испортишь. Слышим, что дело ваше защищал адвокат хороший, а между тем дело испорчено так, как хуже нельзя. Доволен ли вами адвокат ваш? Думаю, что может быть вами недоволен, что дело ваше тянулось долго, а видно вы ему платили умеренно. А иначе за что бы он таил от вас ту опасность, которой вы подверглись? Вероятно, противница ваша что-либо ему платила или заплатит за то, что он так вел дело ваше. Если бы адвокат прямо объяснил вам всю опасность вашего положения, тогда бы ты сама в присутствии всех могла бы сказать присяжным, что ежели вы обвините меня за безнравственную мою невестку, тогда каждаго из вас сошлют в Сибирь за ваших невесток, которыя будут вести себя дурно и развратно. В таком случае присяжные сказали бы, что ты нисколько не виновата, а виновата твоя невестка, и кто ее поддерживает.

Пишешь, что вы подаете или подали апелляцию в кассационный Департамент. Если и там не оправдают вас, то намерены подать на Высочайшее имя, чтобы вновь переследовать дело ваше. Последнее средство, кажется, будет вернее. Можете просить, чтобы дознали от кого следует: как вела и доселе ведет себя ваша противница. Кассационный же Департамент, может быть, не оправдает вас, потому что сам ограничен такими правилами: если дело в окружном суде, хоть и неправо, а обстановлено по форме, какая требуется, [то] в таком случае Департамент не имеет права перерешать, хотя бы и видел неправость низшаго суда.

Будем молить благость Божию, да помилует нас ими же весть судьбами.

22. Несчастия посылаются к смирению самонадеянности и к очищению грехов

13 октября 1875 года

Такое неожиданное и такое странное решение вашего дела очень-очень опечалило нас, так что в нашей стране знавшие вас и не знавшие удивляются, не зная, чему приписать такое решение. Помози вам Господи с N. перенести такое испытание с христианским терпением и благоразумием! Аз же грешный с своей стороны думаю, что в этом деле есть, во-первых, попущение Божие к пользе нашей душевной, к смирению нашей самонадежности и вместе к очищению наших грехов. Я помню, как ты молилась более года, в начале разстройства с Г. N.: "Господи, как Тебе угодно, накажи меня и сына; только спаси души наши".

Во-вторых, думаю, что тут есть и оплошность с вашей стороны в ведении такого серьезнаго дела по новым судам. В прежнее время по старым судам, ежели когда и оправдывали виноватых, то по крайней мере не обвиняли правых. Теперь же по новым судам всякое снисхождение преступлениям разврата и, напротив, за всякое необдуманное слово и неосторожный поступок подводят человека под страшное уголовное дело и подвергают немыслимой прежде ответственности. Оплошность же с вашей стороны, думаю, кроме других причин, состоит и в том, что когда ложные показатели, едва ли не более двух лет прятались и скрывались от правительства, вы сидели и молчали; и если бы тогда выставили на вид эту причину, тогда бы обвинение пало на них, а не на вас. И вообще вы замедлением дела дали противникам всякую возможность обвинять вас; и кто прежде боялся сам подвергнуться наказанию за несправедливое показание, те теперь смело обвинили вас, тогда как в свое время по живым следам вы много бы нашли ясных доказательств и улик на свою противницу.

По крайней мере теперь, когда переведете дело в кассационный Д-т, действовать нужно не по-старому.

Вина X. в том, что он по самонадеянности и неопытности скрывал от тебя сущность дела. А твоя вина, что ты сама не позаботилась разузнать как следует ту опасность, какой вы подвергались за свою оплошность и медленность и незаботливость о предстоящем деле.

Прежде всего нужно молиться Богу и Царице Небесной, чтобы помиловали и защитили вас. При этом нужно положить твердое намерение, чтобы вперед не скоро доверять несправедливым толкам человеческим. А то ты в этом как-то скора, и скоро возмущаешься против людей, к тебе искренно расположенных и благожелательных.

Р. S. Можешь несправеддивость показания опровергнуть свидетелями, что будто бы сын твой против твоей воли женился на Г. N. Думаю, что еще живы люди, чрез которых ты улаживала эту свадьбу. Во-вторых, пустое обвинение за то, что ты ездила к митрополиту. Если бы у тебя достало духу самой высказать пред присяжными все то, что было и как было и чему вас хотели подвергнуть, то, думаю, многие из присяжных не решились бы вас обвинять.

23. Нужно просить помощи у Бога

14 апреля 1876 года

Советую прежде помолиться всеблагому Господу Богу и Царице Небесной и угоднику Божию св. Николаю Чудотворцу и св. мученику Иоанну Воину и просить от них помощи и защиты, обещаясь вперед исправнее жить и в чужия дела не мешаться ни словами, ни помышлениями.

Считаю нужным заметить, чтобы вы с N. призвали своих адвокатов вместе и сказали бы им, чтобы каждый из них, защищая одно лицо, не взваливал вины на другое, а чтобы обще вели дело к желаемому исходу.

Молитвенно желаю тебе и N. оправдаться пред судом человеческим, а за тем и пред Судом Божиим.

24. Надо довольствоваться всяким приемом 0 и ласковым, и неласковым

27 августа 1877 года

Письмо твое от 26 августа получил. Поговорю о тебе с новой начальницей так, как писала; только сама помни это прошение, чтобы после враг не извратил или не затмил твоего такого прошения. Довольствуйся всяким приемом - и ласковым, и неласковым, и будет хорошо. Так же будет хорошо, если сестры поменьше будут толковать и поменьше пустых толков слышать и слушать.

25. Поздравление с пострижением в рясофор

15 июля 1879 года

Поздравляю тебя с получением перваго видимаго монашескаго образа, то есть с пострижением в рясофор. Помози, Господи, благоразумно носить и смиренно большей милости Божией просить, не только видимой, но и внутренней.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную