Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О церковном поминовеннии христиан неправославных*
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Так как во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались о упокоении души усопших только православных христиан, потому в Постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, ибо нигде их не поминали.

______________________

* Сочинение старца Амвросия написано им при жизни старца Макария с его благословения.

______________________

Выписываем из церковных Постановлений, как поминались и ныне поминаются отшедшие о Господе.

На проскомидии. "Таже (то есть потом) взем иерей пятую просфору, глаголет: "О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных и благочестивых царей и благочестивых цариц, блаженных создателей святыя обители сея (и других усопших поминает по имени и конечне глаголет) и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, человеколюбче Господи".

На сугубой ектиние во время вечерни, утрени и литургии: "Еще молимся о блаженных и приснопамятных патриарсех православных, и благочестивых царех и благоверных царицах, и создателях святыя обители сея или храма сего, и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных".

На литии во время бдения: "Еще молимся о успении, ослабе блаженныя памяти и оставлении грехов всех прежде отшедших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду, православных".

На полунощнице: "Помолимся о всякой души христиан православных, ублажим благочестивые цари, православные архиереи и вся преждеотшедшие отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя".

На Литургии. Прежде освящения даров иерей говорит: "Мир всем." Лики поют: "Милость мира жертву хваления", иереи в алтаре, в знамение взаимнаго мира и единомыслия, дают друг другу целование о Господе (в шею или в руку. В древния времена тоже делали все христиане). По освящении же даров, иерей, в знамение единства Церкви, поминает в вере почивших праотцев, патриархов, Пророков и Апостолов, мучеников и преподобных и всех святых. А диакон читает диптихи, то есть помянники усопших верных, отшедших с надеждою спасения и воскресения (Нов. Скриж. и Служебн.).

Если же открывалось, хотя по времени, как видно это из церковной истории, что кто-нибудь из записанных на этих таблицах оказывался замешанным в ереси, то имена таких всегда исключали. Причину сего выставляет св. Дионисий Ареопагит, говоря так: "Невозможно, чтобы к Единому вместе приводимы были и миротворнаго единения с Единым были причастниками люди, разделенные между собою" (св. Дионисия о Церковн. иерархии гл. 3, отд. 8. Изд. 1854).

Тут же далее говорить св. Дионисий: "Если бы мы, будучи озарены созерцанием Единаго, были собраны во едино в единовидном и божественном собрании, то не допустили бы себя впасть в особливыя похотения, из которых образуются земныя и страстныя вражды".

Если бы римские первосвященники не впали в особливое похотение преобладания, то не враждовали бы на Православную Церковь по земным и страстным причинам. Также и лютеране, и вообще протестанты, если бы не недуговали особливыми похотениями чревоугодия и высокоумия, то не нападали бы на православных за соблюдение постов и покорность Постановлениям Православной Церкви Христовой. Они забыли Заповедь самого Господа в Евангелии: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18,17). Сими словами с тем вместе определяется ясно забота и попечение православных в отношении иноверцев, кто бы они ни были. Но по закону любви Церковь наша молится о соединении церквей, то есть о обращении иноверных еще при их жизни с тою мыслию, чтобы Господь, имиже весть судьбами, обратил их к свету истины и привел на путь спасения. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, по недоведомым нам судьбам Божиим, то по смерти их церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с нею при своей жизни.

Достойно замечания, что когда кого-либо из православной царской фамилии выдают в замужество за иноверца, то супруг сей только при жизни его поминается на ектениях, и притом безъимянно; по смерти же не поминается. А для царских родственников могла бы Церковь сделать снисхождение, если бы это возможно было.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную