Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О дуэли. Дуэль - плод горделивого самомнения
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


19 октября 1864 года

Хотя я и не имею чести лично знать вас, но решился писать к вам, потому что знаю Вас несколько лет по благочестивой молве о христианской вашей жизни и о христианских ваших качествах. Вы много лет были по Заповеди Господней миротворцем ссорящихся и враждующих; а теперь слышу, что сами вы впали в такое страшное искушение, что не хотите кончить своей вражды христианским примирением, несмотря на то, что вы просто по-человечески воздали уже сугубо своему противнику: за дерзость пощечиною, а за пощечину приколотили его, как могли, в полном разгаре огорченнаго сердца и оскорбленнаго вашего самолюбия.

Кажется, довольно было бы уже сего. Но нет. Вы хотите еще кончить вражду свою по-язычески, то есть по примеру людей неверующих, которые не верят ни будущей жизни, ни будущему вечному блаженству, ни будущим вечным мукам: кончить дуэлью, этим адским узлом двух убийств, или вернее соединением убийства с самоубийством, потому что хотя один иногда и остается в живых, но тот и другой думал убить, и себя самого добровольно подвергал умерщвлению, наперед душевно умирая. Прилично ли все это вам, старому христианину, столько лет упражнявшемуся в делах благочестия и изведавшему силу животворных Заповедей Христовых, открытых нам во Св. Евангелии?

Посмотрите на Начальника Веры и Совершителя нашего спасения, Сына Божия, Царя Ангелов и Архангелов, как не отвратил Он лица Своего от заплевания и заушения и смиренно перенес всякий вид поношения и уничижения! Мы же, нарицающиеся последователями Его и желающие воцариться с Ним в неизреченной Его славе, не хотим по-христиански смириться и тогда, как вдвое уже по-человечески воздали своему противнику за его оскорбление. Какой пример подадите вы юным, в таких сединах своих, если благоразумно не захотите окончить вражду вместо дуэли христианским примирением? Положим, что он первый вас вызвал на дуэль. Но он, как видно, человек маловерующий или и более сего. Безразсудно последовать тому, кто хочет ринуться в пропасть, и туда же приглашает собеседника своего. Умоляю вас Именем Господа нашего Иисуса Христа, смирившагося до рабия зрака и понесшаго всякаго рода оскорбление и безчестие ради нашего спасения: понесите вы благоразсудно, ради своего спасения, нанесенное вам оскорбление, не примешивая тут никого и ни для кого и ни для чего. Хорошо пожертвовать своею душею для Господа, для пользы ближняго и для собственнаго своего спасения. Но не только не хорошо, но и безразсудно, и достойно всякаго сожаления пожертвовать собою для погибели другаго и для погибели собственной своей вечной, нескончаемой, невозвращаемой никогда [жизни]. Подражайте Искупителю нашему, молившемуся к Отцу Своему за распинавших Его: "Отпусти им, не ведят бо, что творят". Можно то же сказать о противнике вашем: не весть бо что творит, вызывая вас на взаимное убийство. Молитесь смиренно и искренно Господу, чтобы простил ошибку вашу и его неведение. Думаю, что не задолго пред случившимся искушением вы читали Св. Евангелие, где во многих местах говорится о прощении обид и о любви ко врагам. Будьте истинным Евангельским последователем, верою и смирением сокрушив козни врага невидимого (а не того, на кого враждуете), ищущаго погибели обоих вас чрез вражду и особенно чрез закоснение в непримирении. Обратите мысль вашу к блаженным райским селениям, где ликуют и несказанно радуются все праведные, из коих ни одному не пришлось получить блаженный жребий без великих скорбей и оскорблений. Пожелайте наследовать с ними жребий сей и вы, а меня простите, дерзнувшаго писать к вам по христианскому участию, хотя сам я весьма непотребный и грешный человек и неисполнитель животворных Евангельских Заповедей Господних. Думал было я закончить сим письмо мое к вам; но пришла мысль, что я не все написал вам, а именно не выставил причину, за которую попускаются подобныя и другия искушения. Богоносными и духоносными отцами поставляется главною причиною таких искушений горделивое самомнение, когда человек думает, что он лучше других или по жизни, или по уму, или по искусным действиям, наипаче если это мнение сопровождается настойчивостию характера, которая не допускает человека принимать благие советы других, особенно почему-либо меньших. Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а скорее составляет недостаток, даже и в людях великих. По басне Крылова и орлу, устрояющему гнездо на высочайшем дереве, следовало бы послушать крота, когда последний уверял его, что дерево это имеет гнилые корни. Орел, отвергши благой совет существа, по обыкновенному мнению слепотствующаго, подвергнул бедствию птенцов своих, когда возстала буря и исторгла это дерево. Дай Бог, чтобы древо блаочестия вашего устояло и с помощию Господнею выдержало бурю нашедшаго искушения, чего от всей души и от всего моего сердца искренно желаю Боголюбию вашему. Господи, помилуй нас, заступи и сохрани Твоею благодатию!


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную