Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О монашестве
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письма к разным лицам

Оправдание монашеской жизни

Письмо ваше от 23 ноября получил, в котором делаете мне много вопросов. По немощи и крайнему недосугу не мог отвечать вскоре. Теперь напишу, сколько успею. Пишете, что не можете себе выработать правильнаго понятия о монастырях; к тому же вам толкуют, что будто бы Господь в Евангелии ничего не говорил о монастырской жизни. А напротив, многое сказано.

Когда богатый юноша спрашивал Господа, как ему спастись, Господь ответил ему: "Аще хощеши внити в живот, соблюди Заповеди"; то есть если хочешь получить только спасение и жизнь вечную, то исполняй Заповеди Божии. "Аще ли же хощеши совершен быти, продаждь имение и раздаждь нищим и гряди вслед Мене". - Вот прямое указание на различие жизни в мире и жизни в монастыре. И спрошу вас, кто выше: служащий ли самому царю или служащий слугам царским? Удаляющиеся в монастырь идут с тем туда, чтобы служить Богу, а остающиеся в мире обязуются служить рабам Божиим благотворением и милостынею.

Еще прямое указание в Евангелии о различии жизни в мире и жизни в монастыре такими словами Господа: "Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; а ежели оставит отца или матерь и жену, и чада, и братий, и сестер и вся, елика имеет, сторицею приимет и живот вечный наследит"; то есть еще в настоящей жизни вместо пяти или семи братий и сестер будете иметь сто или более сестер или братий, как вы и видели в Оптиной Пустыни и в Казанской женской общине.

Пишете, что многих из сестер этой общины вы видели и говорили с ними, и удивляетесь и недоумеваете, чрез что оне получили спокойствие духа. Отвечаю: через то, что оне отреклись от мирских забот и от своей воли, и делают все и поступают по духовному совету с откровением своей совести и своих поступков и намерений, и сердечных помышлений духовному наставнику и наставницам.

Несправедливо некоторые толкуют вам, что удаление в монастырь есть проявление малодушия, боязнь борьбы, тогда как поступающие в монастырь должны поступать на борьбу с врагом с мужеством и с верою и надеждою на милость и помощь Божию.

Из всего сказаннаго вы можете видеть различие жизни в мире и жизни в монастыре. Считаю не лишним объяснить вам, что мужчины в настоящее время так же, как и в древния времена, могут буквально исполнить Евангельское слово Господа: "продаждь имение, и раздаждь нищим и гряди вслед Мене". Говорю это о мужчинах, поступающих в монастырь. Женскому полу так нельзя. Для них требуется обезпечение и в монастыре, чтобы было на что иметь келлию и себя содержать. В мужских штатных монастырях дается живущим жалование из доходов, а в общежительных дается и одежда, и обувь, и общая трапеза, а в женских монастырях, как показывают примеры, неудобно всего этого иметь от монастыря, а приходится прибавлять и свои средства и по слабости телесной или по воспитанию и по другим причинам.

Еще пишете, что по вашему мнению монастырская жизнь была бы понятна, если бы поступали в монастырь на время для исправления своего характера и отсечения своей воли, потом возвращались бы опять в мир для благотворения и наставления других. Думать так можно, а к делу это неприложимо. Из поступающих в монастырь не все достигают совершеннаго исправления и совершенства в добродетели, а многие едва-едва могут и себя исправлять. Как же такия могут поступить в мир для исправления других? Кто может других пользовать, тот может и не выходя из монастыря это исполнять; как вы сами это испытали, побеседовав с некоторыми живущими в женской общине, которым вы удивлялись, как оне получили спокойствие духа.

Думаю, что довольно сказано для разъяснения вашего вопроса. Когда возьмемся за самое дело, тогда ясно и увидим, как редко теория сходится с практикой.

Призывая на вас и на всех родных ваших мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

Преимущество монашества перед белым духовенством

Письмо ваше получил, в котором описываете свое внешнее положение и душевное расположение, и испрашиваете моего скудоумнаго совета, какой род жизни избрать вам: принять ли монашество или поступать в белое духовенство? Куда имеете более наклонности, той стороны и должно придержаться. Сами вы пишете, что в продолжение всей вашей жизни мысль ваша более преклонялась к монашеству, а о белом духовенстве стали помышлять только в последнее время, и более по совету других.

В белом духовенстве волею и неволею должны связать себя житейскими заботами, а вы ищете свободы мыслей; поэтому и не следует вам поступать в белое духовенство, а лучше принять монашество. В монастыре удобнее вам будет служить Богу так, как вы желаете. Впрочем, и в монашестве не вполне придется так, как думаете, - теория с практикой не всегда сходится. Иное предполагать и иное на деле это испытывать; но все-таки в монашестве более найдется такой свободы, о какой помышляете и какой желаете.

Как думал, так и написал вам, а вы изберите полезнейшее...

Ответ не исполнившей обета пойти в монастырь

20 июня 1888 года

Письмо твое от 10 июня получил, в котором спрашиваешь, простит ли тебя и дочь твою Бог за то, что она не исполнила своего обещания, не пошла в монастырь, а вышла замуж, и ты ее к этому уговаривала. Приносите обе в этом и в других грехах искреннее покаяние пред Богом и старайтесь жить по Заповедям Божиим и всякаго греха удаляйтесь; тогда Господь силен сотворить с вами Свою милость; потому что сказано в Святом Писании: "несть грех, побеждающий человеколюбие Божие". И Сам Господь глаголет: "хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти".


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную