Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О неправильном понимании учения о святой Троицы и об Ангелах (Ответ студенту-филологу)
Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам

Вернуться в библиотеку

На главную


[...] 1871 года

Вы пишете, что, сознательно веря в бытие Бога, вы доходите почти до убеждения, что представление Его в трех Лицах и разделение небесных Сил на чины есть не что иное, как идеал государства.

Такое понятие ваше весьма неверно и далеко отстоит от истины, особенно по причине какого-то смешения Божества с тварями, от Него созданными. Иное есть Единый Бог в трех Лицах, и иное - девять чинов Ангельских небесных, от Него созданных, и, наконец, совсем иное - государства земныя и человеческия. Триединый Бог невидим и непостижим для твари, даже для Ангелов, кольми паче для человеков. Отчасти же ведом по откровению, сперва чрез пророков, вещавших Духом Святым, а потом чрез Единороднаго Сына Божия вочеловечшагося, как говорит св. Евангелист Иоанн Богослов: Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18). Как Единый Бог есть в трех Лицах, тому малое подобие видим в трисолнечном свете. Иное есть самое солнце и рождающейся от него свет, и иное - исходящие от солнца лучи. Все это одного существа и нераздельно, и с тем вместе тройственно.

Второе подобие видим в душе человека. Иное есть ум в человеке, и иное есть внутреннее слово, от ума рождающееся, которое передается другому, и в то же время остается внутрь нас; и иное есть дух, оживляющий человека и ведущий тайны его, по сказанному: "Никтоже весть, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем; яко же и Божие никтоже весть, точию Дух Божий". Все это составляет одно разумное существо человека, и вместе с тем есть тройственно.

О Боге Едином и вместе Триедином, твари, особенно люди, могут делать только такое заключение. Все видимое от Невидимаго. Все вещественное от Невещественнаго. Все имеющее начало от Безначальнаго. Все имеющее конец от Безконечнаго. Все временное от Вечнаго. Все имеющее предел от Безпредельнаго. Все измеримое от Неизмеримаго. Все постижимое от Непостижимаго. Некоторые из св. отцев любомудрствуют, что сперва были созданы десять чинов Ангельских, в знамение Единаго и Триединаго Бога; потому что единица и троица, помноженная сама на себя составляет десятицу. Но десятый чин пал; осталось только девять чинов Ангельских, по подобию которых существует на земле не идеальное какое-либо государство человеческое, а единая истинная вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, и искупленная дражайшею Его Божественною кровию, как о сем говорить Апостол: Един Бог едина вера; то есть, как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другия же вероисповедания, как бы себя ни величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих. Таинства, видимо совершаемыя на земле в Церкви Христовой, чрез которыя благочестивые христиане соединяются с Богом, носят образ таинств невидимых Небесных.

Что же касается до государств человеческих, то они нисколько не относятся ни к иерархии Небесной, ни даже к земной, потому что Единая Истинная Церковь не ограничивается никаким государством, а существует по всей вселенной, имея членами своими истинно верующих и истинно благочестивых христиан. Для Бога все равно, в каком бы человек государстве не жил, только был бы истинно верующий и благочестивый христианин. "Един благоугождаяй Богу паче тысящ нечестивых", как говорит св. Златоуст. Правда и неоспоримо, что не только Богу приятно, но и всем благочестивым, если целое государство будет процветать благочестием и истинными понятиями о вере. Но что же делать, когда пришло такое время, что многие заботятся о суетном, оставляя единое на потребу.

Родительнице Вашей, мирно и благочестиво скончавшейся, молитвенно желаю упокоения в Царстве Небесном. Вам же сердечно желаю дарования от Господа подражать ея вере и благочестию.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную