Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О почитании святых мощей
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Православная Церковь издревле руководствовалась, во-первых, Божественным Писанием, письменно преданными правилами Соборными и отеческими, и писаниями св. отцев, а во вторых, также Преданием церковным, неписанным. Св. апостол Павел пишет к Коринфянам: Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, Предания держите (1 Кор. 11, 2). И в другом месте он же увещевает Солунян: Братие, стойте и держите Предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим (2 Сол. 2, 15). А св. Василий В. в 91-м правиле говорит: "Если решимся отвергать неписанные обычаи (православной христианской Церкви), как бы не имеющие великой силы, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или даже сократим благовестие в единое имя без самой вещи".

К таким неписанным Преданиям христианской Церкви всегда принадлежал обычай почитать не только честные останки и мощи святых угодников Божиих, но и самыя вещи, им принадлежавшия. Например, не без причины установила Церковь празднование поклонения честным веригам св. апостола Петра (16-го Января). Явно, что через эти вериги были какия-либо чудеса и исцеления. Христиане первенствующей Церкви также свято чтили головныя повязки св. апостола Павла, орошенныя потом апостольских его трудов, так как чрез них получали исцеление от болезней и от злых духов (Деян. 19, 12). Если христиане так почитали вещи, принадлежавшия святым угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали телесные их останки или мощи, и почему составился обычай (утвержденный 7-м Вселенским Собором и другими поместными) строить храмы не иначе, как над мощами св. мучеников; так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно чрез проповеди мучеников и их страдания. Но из этого не следует заключать, чтобы целокупныя мощи преподобных не имели равносильной важности: подвижническая жизнь преподобных есть продолжительное, ежедневное, добровольное мученичество. А что целокупныя нетленныя мощи известны только в России, это несправедливо.

С IV века и доныне Греческая Церковь хвалится целокупными мощами угодника Божия св. Спиридона Тримифунтскаго, которыя не только нетленны, но в продолжение 15-ти веков сохранили мягкость. Николай Васильевич Гоголь, бывши в Оптиной Пустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонскаго Георгия (о. Порфирию Григорову), что он сам видел мощи св. Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должнаго почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано; потом однако решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на котораго сильно подействовал этот случай. Кроме мощей св. Спиридона, в греческих синаксарях упоминается о многих других нетленных мощах, например, Иоанна Поливотскаго (4 декабря), царя Иоанна Ватаци (4 ноября), преподобной Феоклиты (3 и 21 августа), прославленной множеством чудес и др.

Учение православной Церкви о почитании святых мощей хорошо изложено и объяснено в 1-й части "Камня Веры" Стефана Яворскаго, который, между прочим, приводит причины почитания святых мощей, именно: во-первых, свидетельство 7-го Вселенскаго Никейскаго Собора, который (не в правилах, а в третьем действии своем) называет мощи святых источниками исцеления, ими же Бог многа благодеяния человеком творит, а во-вторых, свидетельство св. Кирилла Иерусалимскаго, который в 18-м оглашении своем пишет так: "Не душа точию святых почитания достойна есть, но и в телесах их усопших есть сила некая и могутство. Лежащ бо во гробе Елисеовом мертвец, мертваго же пророческаго тела прикоснувыйся, оживе".


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную