Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О распространённых мнениях общества (о чудесах Христовых, о театре, о войне, о разводе, о награде за гробом и о духовной литературе)
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письмо ваше от 4 марта получил. Пишете о своем N., у котораго живете, называя его идеально нравственным во всех отношениях, но прибавляете: верует он "по-своему" - по выбору. Но такое своеобразное верование не есть признак идеально нравственнаго человека. Напротив, такие люди всегда назывались и называются еретиками (от греческаго слова αίρέω "выбираю").

Пишете еще, что N. ваш обладает поразительною силою воли. Но сила воли обнаруживается в делах добрых при великих препятствиях или искушениях. Например, св. мученики, несмотря на жесточайшия мучения и лютую смерть, не отрекались от веры в Господа Иисуса Христа. Вот тут мы видим поразительную силу воли. А N. ваш, не испытывая никаких скорбей и лишений, если вступает с вами в прения религиозныя и непременно хочет вас переспорить и поставить на своем, хотя бы и неправом, мнении, то это непохвальное качество души называется упорством или упрямством.

Вы еще замечаете в нем величайшее самомнение. Вот от этого-то и упорство или упрямство происходит: уж кто много об себе думает, тот все свои, даже уродливыя, мнения считает за непреложныя истины, и никого слушать и знать не хочет, а потому чрезвычайно бывает упрям. Даже случается так: иногда разъяснят такому человеку истину как дважды два - четыре, он в негодовании отвернется, и так как ему сказать напротив нечего, будет только твердить: "Да! знаем вас, да! знаем вас"... А уж уступить никогда не уступит. Самомнение же величайшее происходит от величайшей гордости. Гордость же есть начало и корень всех зол в роде человеческом и поистине есть гибель или смерть души. Судите после сего сами, можно ли назвать N. вашего идеально нравственным человеком.

Написал я вам это, впрочем, нисколько не желая осуждать вашего N.. а только желая вам открыть глаза, чтобы вы имели о нем правильное понятие, и не приписывали ему тех добрых качеств, которых, к сожалению, в нем вовсе не заметно.

Вы видите в N. своем противоречие самому себе. Это - сущая правда. В самом деле, в Евангельския чудеса Христовы не верит, а причащается св. Христовых Таин. Между тем как св. Евхаристия есть первейшее, важнейшее и величайшее чудо Христово, а прочия Евангельския чудеса уже второстепенныя. Ибо как не назвать величайшим чудом то, что простой хлеб и простое вино, раз непосредственно пресуществленное Господом в истинное Тело и в истинную Кровь Его, вот уже почти две тысячи лет по молитвам иереев, следовательно, уже людей обыкновенных, не престают пресуществляться точно таким же образом, производя чудное изменение в людях, причащающихся сих Божественных таин с верою и смирением.

N. ваш Евангельския чудеса Христовы приписывает гипнотическим и телепатическим явлениям и называет их фокусами. Но между чудесами Евангельскими и фокусами неизмеримое различие. И, во-первых, они различаются между собою по своему значению. Чудеса Христовы, будучи делами необыкновенными, в то же время были величайшими благодеяниями страждущему человечеству. В самом деле, исцелить слепорожденнаго, сухорукаго, воскресить мертваго не суть ли все это величайшия благодеяния?

Недаром и Апостол выразился о Господе Иисусе Христе так: И Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (Деян. 10, 38). И эти чудесныя благодеяния Христовы производили благотворнейшее влияние на благодетельствуемых Господом людей. Например, по исцелении слепорожденнаго Господь, нашедши его, сказал ему: „ты веруешь ли в Сына Божия?" - "А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него", - возразил тот. - Господь же сказал ему: "и ты видел Его и Он говорил с тобою". Исцеленный же сказал: "верую, Господи!" и поклонился Ему (Ср.: Иоан. 9, 35).

А при представлении фокусов что мы видим? Фокусник занят корыстною целию, заботится только о своей наживе, как побольше собрать денег с зрителей; а зрители посмотрят, позевают, скажут: "Да, это удивительно",- и затем пойдут прочь с пустыми карманами. А сколько при сем бывает соблазнительных речей и взглядов. А уже о мыслях скверных и толковать нечего.

Во-вторых, чудеса Христовы были истинными чудесами. Например, воскресить четверодневнаго мертвеца (Лазаря), у котораго тело уже стало разлагаться, разве это фокус? И какой гипнотист или телепатист может сделать что-либо подобное сему? А фокусы - обман, это уже давно всем известно.

N. ваш единственною истинною школою нравственности признает театр. А зачем же сам он ходит в храм Божий причащаться Св. Христовых Таин? Стало быть театр - не единственная школа нравственности. Тут опять видно в нем противоречие самому себе: говорит одно, а делает другое. Да и нельзя отдавать театру особенное преимущество в нравственном воспитании людей.

Возьмите для примера две картины, одну духовнаго содержания, например, распятье Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшаго ужаснейшия страдания и самую поносную смерть для спасения погибшаго рода человеческаго; а другую картину светскую, из народной жизни, например, как разсорились и разошлись муж с женой. Пусть N. ваш скажет по совести, какая картина будет иметь более благотворное влияние на нравственность человека. Если у него вкус в отношении к предметам нравственности еще не совсем испорчен, то без сомнения он должен отдать преимущество картине, изображающей распятие Господа нашего за наши грехи. А что представляют зрителям в театрах, как не сцены из народной жизни? Прибавить к сему нужно, что сцены эти по временам бывают очень грязны. Кроме того, какая обстановка в театре? - Светская музыка, не дающая возникнуть в душе человека ни одной духовной мысли, ни одному духовному чувству. А эти разсеянныя лица зрителей, переглядывающихся, смеющихся, иногда пересмеивающих друг друга, а при некоторых сценических представлениях приходящих в негодование, выражающееся в бурных криках, или увлекающихся сладострастными чувствами, сопровождающимися неумолкаемым смехом и азартными рукоплесканиями и проч. Это ли школа нравственности?

Наоборот, это школа безнравственности, способная заморить в душе человека последние остатки доброй нравственности, если только она в нем есть. Оттого теперь и появляются люди, подобные вашему N., - спорливые, упорные, раздражительные, - что они учатся нравственности в театрах.

Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом Церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог церкви, только с задняго крыльца. Спросим еще: все деющееся в театрах какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериныя чувства с низменными скотскими потребностями. О преимуществе же храмов Божиих пред театром я считаю и говорить излишним.

Написали вы еще, что ваш N.. увидев, что вы читаете книгу преосвященнаго Феофана, с раздражением указывая на книгу, сказал: "Пусть он мне докажет, что Церковь права, разрешая убийство на войне, когда Иисус Христос сказал: "Не убий". Но, во-первых, снаряжением войска и отправкою на место военных действий, чтобы убивать врагов, занимается вовсе не Церковь, а государственная власть, которая в подобных случаях может и не послушаться Церкви, в особенности если власть эта находится в руках иновернаго правительства, как, например, в Турции. Там, отправляя на войну солдата, султан не только не спрашивается с христианскою Церковью, но и не обращает на нее никакого внимания. Следовательно, Церковь вовсе тут ни при чем. У нас, впрочем, Церковь и в военных действиях принимает участие, но какое? Тогда как государственная власть отправляет воинов карать врагов дерзких и непокорных, св. Церковь, наоборот, внушает воинам не щадить своей собственной жизни, свою собственную кровь проливать за св. православную веру, державу, царя и дорогое отечество. Так она и молится в св. храмах за убиенных воинов: о упокоении душ всех православных воинов, за веру, царя и отечество на брани живот свой положивших.

N. ваш все-таки может возразить: „По крайней мере Церковь не запрещает убивать на войне врагов". Но если ей запрещать это, тогда она должна столкнуться с государственною властию, и в таком случае одни из воинов перейдут на сторону Церкви, а другие останутся на стороне правительства, и произойдет взаимная резня; а враги, узнав об этом, свободно заполонят наше отечество. Ужели это лучше будет? И если бы, прибавим к сему, в руки свободно пленивших наше отечество врагов, например китайцев, первым попался бы ваш N.. и они стали бы его живого распиливать, как бы он тогда стал философствовать о войне? - Интересно было бы послушать.

Во-вторых, на выше приведенныя слова вашего N.. приписывающаго Господу Иисусу Христу слова "Не убий", ответим, что Господь вовсе этой заповеди не давал, а только привел эту заповедь из Ветхаго Завета: ...вы слышали, что сказано древним (то есть в Ветхом Завете): не убий. Подлинная же Заповедь Господа следующая: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (МФ. 5, 22). Вот видите, что Господь запрещает не убийство, запрещенное еще в Ветхом Завете, а, как Совершитель закона старается искоренить из сердца человеческаго самую страсть гнева, отчего люди доходят иногда и до убийства.

Из сего, в-третьих, можно видеть, что Господь, преподавая людям заповедь не гневаться, вел здесь речь вовсе не о войне, так как Он и пришел на землю не для того, чтобы основать видимое государство и не писать государственные законы, а для того, чтобы спасти людей, и потому был учителем нравственности и преподавал людям нравственные уроки, которые относились, как и теперь относятся, к каждому лицу в частности. По нашему, попросту, можно выразиться так: при исполнении Заповедей Евангельских, каждый смотри сам за собой, тогда и дело будет хорошо. Поэтому и Господь предостерегал людей, даже с угрозою, говоря: "Не судите да не судими будете", направляя последователей Своих к тому, чтобы более внимали себе и своему спасению.

Еще N. вам говорит, что развод между супругами запрещен Господом Иисусом Христом. Читаем собственные слова Господа: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (МФ. 5, 32). Из сего каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться, а в противном случае связывать супругов неудобно. Сему правилу следует и св. Церковь.

Пишете еще, что N. ваш находит учение Христово далеко не совершенным. Оно кажется таким для людей неверующих и потому небрегущих об исполнении животворных Заповедей Христовых. А кто в простоте сердца верует и по силе и возможности старается направлять жизнь свою по закону Христову, тот собственным опытом убеждается, что совершеннее сего учения никогда не было и быть не может.

Причиною несовершенства Христова N. ваш считает обещание Господом награды за исполнение Его Заповедей. Но награда эта не есть какая-либо плата; например, вырыл мужик яму и получил рубль. Нет. У Господа самое исполнение Заповедей служит для человека наградою, потому что оно согласно с его совестию, отчего водворяется в душе человека мир с Богом, с ближними и с самим собою. Потому такой человек всегда бывает покоен. Вот ему и здешняя награда, которая перейдет с ним и в вечность.

N. ваш обещание награды Господом за исполнение Заповедей Его считает доказательством величайшей мудрости Спасителя, так как находит, что только таким будто бы способом учение Его и могло так быстро распространиться. Одно обещание награды не сильно было сделать это. Ибо и в магометанстве, и в других религиях, в которых люди веруют в загробную жизнь, также обещаются награды по исходе из сей жизни. А распространению истинно-христианской религии способствовала, главным образом, благотворность учения Христова на Его последователей. Эту благотворность может и теперь испытывать каждый истинно-верующий в Господа Иисуса Христа и направляющий жизнь свою по Его животворным Заповедям. Как выше упомянуто, такой человек еще на земле наслаждается миром небесным.

Забыл еще об одном. Написали вы, что N. ваш, кроме Евангелия, других книг богословскаго содержания не признает и считает их, как и современныя проповеди священников в церкви, излишним повторением и искажением Евангельскаго учения. Почему же? Не потому ли, что вовсе не читает духовной литературы и не слушает проповедей? Но в таком случае можно ли правильно судить о достоинстве духовно-нравственных сочинений? Ведь наизусть, то есть не заглядывая в книгу, одни только нищие Лазаря поют. А N. вашему, много думающему о себе, стыдно так укоризненно отзываться о духовной литературе без всяких фактических доказательств. Написал я все это вам, не надеясь впрочем, чтобы N. ваш оставил свой ложный взгляд на все святое, дорогое православному христианину. Но этим хотелось мне показать Вам лживость его взгляда,- хотя бы вы-то не сбились с праваго пути. Оберегайте своего малютку, чтобы он не был слушателем ваших прений с N.. ибо яд N. незаметно может вливать в его юную, впечатлительную душу. Мир вам с вашим малюткою и Божие благословение, а вашему N. искреннее благожелание оставить свои заблуждения.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную