Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О ропоте и безропотном перенесении скорбей
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письма к разным лицам

О ропоте и безропотном перенесении скорбей

В начале сороковых годов в одной из южных губерний России, Харьковской или Воронежской, не помню, случилось следующее замечательное событие, о котором тогда же одно достоверное лицо письменно сообщило покойному старцу Оптиной Пустыни батюшке о. Макарию.

Жила там вдова по происхождению своему принадлежавшая к высшему сословию, но вследствие разных обстоятельств доведенная до самаго бедственнаго и стесненнаго положения, так что она с двумя молодыми дочерями своими терпела великую нужду и горе и, не видя ниоткуда помощи в своем безвыходном положении, стала роптать сперва на людей, потом и на Бога. В таком душевном настроении она заболела и умерла. По смерти матери положение двух сирот стало еще невыносимее. Старшая из них также не удержалась от ропота и также заболела и умерла. Оставшаяся младшая дочь до чрезмерности скорбела как о кончине матери и сестры и о своем одиночестве, так и о своем крайне безпомощном положении. И, наконец, также тяжко заболела. Знакомые ея, принимавшие в ней участие, видя, что приближается ея кончина, предложили ей исповедаться и причаститься Св. Таин, что она и исполнила; а потом завещала и просила всех, чтобы, если она умрет, ее не хоронили до возвращения любимаго ею духовника, который в то время по случаю был в отсутствии.

Вскоре после сего она и скончалась, но ради исполнения ея просьбы не торопились с ея похоронами, ожидая приезда означеннаго священника. Проходил день за днем, духовник умершей, задержанный какими-то делами, не возвращался; а между тем к общему удивлению всех тело умершей нисколько не подвергалось тлению, и она, хотя охладевшая и бездыханная, более походила на уснувшую, чем на мертвую. Наконец только на 8-й день после ея кончины приехал ея духовник и, приготовившись к служению, хотел похоронить ее на другой день, по кончине ея уже девятый. Во время отпевания неожиданно приехал, кажется, из Петербурга какой-то родственник ея и, внимательно всмотревшись в лицо лежавшей в гробе, решительно сказал: "Если хотите, отпевайте ее, как вам угодно, хоронить же я ее ни за что не позволю, потому что в ней незаметно никаких признаков смерти". Действительно, в этот же день лежавшая во гробе очнулась, и когда ее стали спрашивать, что с ней было, она отвечала, что она действительно умирала и видела исполненныя неизреченной красоты и радости райския селения. Потом видела страшныя места мучения и здесь в числе мучимых видела свою мать и сестру. Потом слышала голос: "Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы оне все переносили с терпением, смирением и благодарением, то за претерпение кратковременной тесноты и нужды сподобились бы вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Но ропотом своим оне все испортили, за то теперь и мучатся. Если хочешь быть с ними, иди и ты, и ропщи". С этими словами умершая возвратилась к жизни.

Как поступать в скорбях. Об исповеди

11 февраля 1870 года

Спрашиваешь моего мнения о службе, на которую желает поступить твой сын. Мое мнение такое: хотя служба эта не хороша, но праздность еще много хуже; лучше служить и быть при деле, чем в бездействии проводить время в кругу таких людей, о которых он упоминает в своем письме.

Приветствую о Господе скорбнаго А. И. Ему полезно в болезни от душевнаго потрясения прибегать к целебнику Пантелеимону и прп. Моисею Угрину, а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему прибегать к святителю Николаю, священномученику Фоке и Иоанну Воину. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где попускал Господь и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианскаго терпения. Только А. И. в настоящее время особенно полезно читать три псалма: "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся"; второй: "Живый в помощи вышняго"; третий: "Терпя потерпех Господа" Не вотще сказано в Писании: "Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное", и враги человеку домашнии его.

Всеблагий Господь да избавит нас от врагов видимых и невидимых и да подаст нам терпение и мужество к борению и к перенесению всего скорбнаго и оскорбительнаго. Поговеть можно бы съездить в Лавру, да, кажется, нет надобности. Можно и в Москве поговеть и исповедаться у того же о. С, у котораго н NN. исповедалась: так будет проще. Впрочем, посмотри сама, а по-моему, все равно. Кому ни исповедуй, только исповедуй искренно, что после последней исповеди найдется тяжелаго или легкаго на совести. Если что вспомнится из прежней жизни неисповеданное по забвению, и это должно исповедать. Не думай, что ты отреклась Господа тем, что, живя в лютеранском доме, стыдилась молиться Богу, как обыкновенно молишься. Исповедуй и это с самоукорением пред Богом и пред духовником, но не смущайся до отчаяния. Вперед в подобных случаях, если неудобно молиться наружно, то хотя мысленно почаще призывай милость и помощь Божию, всегда стараясь помнить вездеприсутствие Божие.

Также надобно умудряться, чтобы хотя утром и вечером, ложась и вставая, помолиться Богу и видимо. Опущенные поклоны можно выполнять и в другие часы и дни и даже после года. Духовнику должно сказать, когда выполнишь их, или что их исполняешь.

Мир тебе и питомцам твоим!

В мире скорбни будете

3 сентября 1883 года

Впрочем, надобно знать, что только в Царствии Небесном будет совершенно покойно. А на земле, сказал Господь, скорбни будете. Да и люди глаголют: там хорошо, где нас нет. Поэтому всегда заканчивают словами: как ни прикинь - все выходит клин. Поэтому люди но нужде и умудряются соединять клины и сшивать, чтобы выходил четвероугольник. Не без причины называется земная жизнь юдоль плача: плачут подчиненные и бедные, воздыхают начальники и богатые. Без скорби и печали на земле никого нет. Соображая все это, обратимся мыслию и сердцем ко Всеблагому Промыслу Божию, который нас доселе питал и все потребное давал. Возверзем печаль свою на Господа.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную