Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О разборчивом чтении духовных книг. О христианском воспитании детей
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письма к разным лицам

О разборчивом чтении духовных книг. О христианском воспитании детей. О страхе труднаго рождения детей

Простите, что по слабости здоровья не мог отвечать на ваше письмо тотчас же, хотя и очень желал того, будучи убеждаем вами именем общаго нашего отца, покойнаго батюшки о. Макария. Молитва его да покроет нас обоих, и за его духовное ходатайство да вразумит нас Господь на все душеполезное и спасительное.

Читая духовныя книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какия-либо неправильныя мысли и неправильныя мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать [от] такого бедствия душевнаго, не читайте без разбора всякия новыя сочинения, хотя они и духовнаго содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни; а читайте творения таких отцев, которыя признаны православною Церковью за твердо известныя и без сомнения назидательныя и душеспасительныя. Чтобы не потерять твердое православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу "Православное Исповедание" Петра Могилы. Разсмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время.

Второю книгой в этом роде да будет Летопись или 4-я часть творений свят. Димитрия Ростовскаго. За нею и прочия части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самыя движения сердечныя. В посты и особенно во дни говения прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии. Остальное в его творениях можно читать во всякое время; не мешает также повторять главы о покаянии.

Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание, и выражаете эту заботу так: "Всякий день на опыте вижу, что не имею достаточно твердости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма неспособною сложить душу человека по образу и по подобию Божественнаго учения". Последняя мысль выражена очень сильно и относится более к содействию и к помощи Божией, а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых православной Церкви.

Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашняго христианскаго воспитания. Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением и особенно пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностю, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Если вам самим неудобно будет почему-либо хорошо заняться, чтобы не забывали о крестном знамении, не мешает, кроме других воспитательниц, если возможно, иметь для сего хорошую русскую няню: другия няни пусть занимаются по другим частям, а православная няня по православной части и особенно крестным знамением, с нея этот предмет и спрашивать. Как можно и насколько можно приспособить это к настоящему делу по обстоятельствам - постарайтесь; совершенно же сего из виду упускать не должно.

Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей.

Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения новаго угодника Божия свят. Тихона Задонскаго. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемыя христианския правила. Чтение двух русских светил, св. Димитрия Ростовскаго и св. Тихона Задонскаго многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, (а) не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9). И в другом месте: Но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Галат. 1,8).

Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистаго серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры, и нечистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которыя взимаются на разум Божий (ср.: 2 Кор. 10, 5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы с означенным разбором и изберите потом который более придется по духу вашему.

Пишете: "Желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубнаго разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я". Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях, вы и сами заметили, что не полезно. Поэтому, в случае разногласия, лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались; но никак но спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и разсуждение должны быть наедине и как можно похладнокровнее - чтобы было действительнее. Впрочем, если вы успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разныя человеческия причуды не могут так зловредно действовать.

В заключение вашего письма пишете, что вас заботит время труднаго рождения, и заботит и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Вымените или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день - молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее 12 раз в день "Богородице Дево, радуйся", хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся".

Вот, что мог, по моей немощи и по моему скудоумию, написал вам усердно. Всеблагий же Господь и Преблагословенная Его Матерь да устроит о вас и о вашем семействе все полезное и душеспасительное! Призываю на вас мир и благословение Божие.

О христианском воспитании детей

Простите, что доселе не отвечал на письмо ваше, полученное мною 4 ноября. Все, что вы объясняете в нем, принял я с искреним сердечным участием, и все это время помнил, что вы ждете от меня ответа, и желал написать вам, но не мог этого исполнить, потому что при немощи телесной до крайности отягощен был недосутом, особенно от посетителей.

Пишете, что замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство, а большей частию оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. Притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряют человека, когда он станет понимать это. Потому много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток; со временем, может быть, и в нем неизбежныя в жизни испытания пробудят должное чувство; а только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему по возможности обо всем здравыя понятия, согласно учению православной Церкви.

Пишете, что до сих пор сами занимались с ним и прошли с ним Священную историю Ветхаго Завета и спрашиваете, как и чему его учить, и кого избрать для этого. Прошедши с ним Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому Завету, а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость катехизиса не прибавит ему теплоты. Катехизис никому не прибавляет теплоты, а довольно того, чтобы дети имели правильныя понятия о догматах и других предметах православной Церкви.

Если желаете, чтобы православное учение действовало и на сердце сына вашего, то читайте с ним "Православное Исповедание" и "Училище Благочестия", а законоучитель пусть обучает его по катехизису, принятому в учебных заведениях. Что касается до выбора учителя, то я, не зная никого из московскаго духовенства, вам ни на кого не могу указать; а помнится нам, что батюшка о. Макарий кому-то советовал избрать в законоучителя для детей младшаго возраста не священника, а диакона: это проще, а потому бываете удачнее; московские диаконы - все кончившие курс в семинарии, и катехизис хорошо знают. Если желаете, можете выбрать для своего сына какого-либо диакона с свидетельствованной нравственностью и благочестием, который хотя и не магистр, но из кончивших курс семинарии. Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить, только наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения исполнить это, так как по вашему сознанию священная обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающаго она особеннаго значения не имеет.

Перед исповедью и сами вы займетесь вашим сыном и приготовьте его к этому Таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть Заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще, можете ему говорить иногда полушутливым тоном: "Ты вед молодой князь, чрез такие поступки не ударяй себя лицем в грязь".

Пишете, что вы глубоко уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и вечнаго блаженства на Небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной - ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью; но вам кажется, что не имеете призвания учить, и не можете говорить с должной силою убеждения об этом великом предмете. Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания и притом другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности; и притом слова матери более могут действовать на них, нежели слово посторонняго человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь о сем Богу, да устроит полезное о сыне вашем, якоже весть.

Вы пишете, что у него прекрасная память, - пользуйтесь и этим. Передавайте ему, кроме наставлений, душеполезныя повести, и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом с помощию Божиею при содействии опытов в жизни может перейти в чувство. Вы жалуетесь, что мать отвлекает вас от занятий с сыном. Можете объяснить ей прямо, что польза сына требует, чтобы вы с ним занимались, а она, как разумная бабушка, конечно в этом должна снизойти вам без огорчения.

Повторяю: призывая Божию помощь, действуйте касательно сказаннаго, как умеете, как вас вразумит Господь и как можете,- ничтоже сумняся и ничтоже бояся.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную