| ||
Письма к разным лицам Нет худа без добра. Преданность в волю БожиюСкорбное письмо ваше получил, какого не ожидал. Что делать? Хотя неприятно, и очень неприятно встретившее вас обстоятельство, но будем судить об этом по словам старинных опытных людей, которые давно решили, что нет худа без добра. Может быть, и для вас это неприятное обстоятельство послужит основательным поводом ко взятию своей части из капитала вдруг, чтобы скорее развязаться, и жить так, как вам угодно и где угодно. Господь устрояет нашу душевную пользу часто и чрез неприятныя обстоятельства. [Сыну] смерти не желай и не намаливай, потому что ты не знаешь, что для него полезнее, жить или не жить. Господь же, как Всеведущий и Всеблагий, да устроит о нем и о тебе полезное; и вместо неправильной молитвы лучше подавай на проскомидию записку с именами сына и невестки о здравии и спасении, чтобы вынимали за них части. Это будет средство вернее и надежнее. О капитале много не думай, не может быть, чтобы он так скоро разстроился. Если меньше дел будет, зато меньше и хлопот будет. Сама теперь видишь, что счастье человека не в великом капитале. Не считай вполне виновною разстройства свою невестку, а считай это попущением Божиим, которое должно понести разумно и со смирением и со страхом Божиим. Господь все видит и все знает, и всеми управляет по Своему мановению и Своей всесильной воле. Должно это всегда помнить и всячески остерегаться, чтобы не прогневлять Его благости, и самое Его наказание считать для нас великим благодеянием в отношении пользы душевной и вечнаго нашего спасения. Блага здешния кратковременны, и никто богатства земнаго не переносит с собою в будущую жизнь, разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения. Молись искренно и усердно о невестке своей, чтобы Господь устроил о ней и о тебе полезное. И о сыне... повторяю тебе, молись не так, как думаешь, но чтобы Господь устроил его жизнь по Своей святой воле. Как ныне дела идутСлава Богу, и благодарение Господу, что сын ваш, за молитвами покойнаго батюшки о. Макария, занимается своим делом как должно. Это для вас немалое утешение. Ныне у всех дела идут тихо. На словах издали кричат, что будто бы дело идет все к лучшему и к лучшему, а на деле видим противное. Подай, Господи, терпение да уменье быть, хоть не голодными да холодными, да пошли, Господи, христианскую кончину, кому придет жребий, чтобы перейти в будущую жизнь с христианским напутствием, в раскаянии и смирении, со упованием на милосердие Божие. Насчет дочери вашей ждите ея участи по воле Божией. Если бы пришлось определить ее хоть и в среднем положении, отказываться не должно, лишь бы был порядочный человек, а не забияка. Девство и супружествоПисьмо ваше получил. Прежде отвечал я вам одно - по содержанию прежняго письма, - а теперь, кажется, придется отвечать другое, потому что содержание письма - почти другое. Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девою, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало: поступить ли девою в монастырь, или оставаться девою в мире для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя по видимому и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто: "Посягшая печется, како угодити мужу, а непосягшая печется, како угодити Господеви: разделися жена и дева". Вы пишете, что поколебались в прежнем намерении. Хотя и имеете малое, по-видимому, извинение в том, что не давали обещания поступить в монастырь; но все-таки это поверхностное извинение не успокоивает вас, а наводит тревожное опасение, как бы вам не лишиться вечнаго блаженства в будущей жизни, ища ненадежнаго счастия в мире. Поэтому не спешите, а разсмотрите дело супружества со всех сторон и разсмотрите основательно. Также не мешает разсмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское; кроме собственных свойств его, разсмотреть и самое его положение, и самыя обстоятельства, его окружающия. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство. Все это пишу не для того, чтобы желал я отторгнуть вас от предположеннаго намерения. Решение этого дела представляю вам самим; а написал все сказанное для того, чтобы подать вам повод и способ разсмотреть это важное дело со всех сторон и потом уже решить основательно, чтобы после безполезно не раскаяваться. Сверх того прибавлю, что и девою в мире неудобно остаться, как вы предполагали, чтобы жить в каком-то несбыточном и неосновательном уединении, одной с священными книгами, руководствуясь одним благим намерением. Ежели никто не может сам собою научиться наукам человеческим, накупив все возможныя к тому книги, то еще более неудобно и невозможно научиться самому собою науке духовной, которая называется наукою наук и художеством художеств. Матери, скорбящей о неверии сына. О говении22 ноября 1869 года Простите, что на скорбное письмо ваше, полученное мною в конце августа, доселе не отвечал вам. Я очень желал написать вам что-нибудь в утешение и несколько раз принимался за письмо к вам, но желание мое оставалось без исполнения, сперва по крайнему недосугу и молве от посетителей, а потом вследствие посетившей меня болезни, которая в продолжение месяца и более не давала мне возможности заниматься обычным моим делом. Теперь по милосердию Божию опасность, по-видимому, миновала; но я еще очень слаб, и не знаю, буду ли и теперь в состоянии удовлетворительно ответить на письмо ваше. Однако с помощию Божиею напишу сколько могу и как умею. Вы писали, что подав однажды нищему милостыню о здравии вашего сына, смутились, когда он стал молиться о упокоении его. Не смущайтесь этим. От ошибки и недоразумения нищаго не могло и не может произойти ничего противнаго для вашего сына; и ничего большаго, и лучшаго никому нельзя пожелать, как в свое время сподобиться Царствия Небеснаго. А что вы в скорби своей о сыне иногда думали, что лучше бы было для него умереть, нежели жить так, как он живет,- за это укорите себя, и с полною верою предайте и себя самую и сына вашего воле всеблагаго и премудраго Бога. Если Господь чьи дни сохраняет, то благодетельствует: если чью жизнь пересекает, то паки благодетельствует; и вообще, по слову св. Церкви, Господь глубиною мудрости человеколюбно все устроивает и полезное всем подает. И потому для человека нет ничего лучше и полезнее преданности воли Божией, а нам Суд Божий непостижим. Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына как должно. Самоукорение это полезно, но сознавая вину свою, должно смиряться и раскаяваться, а не смущаться и отчаяваться; также не должно очень тревожиться вам мыслию, будто вы одне - невольною причиною теперешняго положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободною волею, и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом! Спрашиваете, не написать ли вам сыну вашему наудачу в Москву и как ему написать, чтоб тронуть его сердце? Напишите ему сперва вкратце, чтоб узнать, где он теперь находится, а когда это узнаете, то можете написать ему подробнее. Можете тогда ему сказать, что он теперь вероятно собственным опытом испытал, к чему ведет безбожие и вольнодумство; что, стремясь к необузданной свободе, он забыл, что от греха, особенно досаждения родителям, произошло самое рабство, котораго прежде не было на земле и т.п. Помолясь Богу, пишите, как Господь положит вам на сердце. Но сперва, повторяю, нужно вам узнать, где он находится в настоящее время и в каком положении. И вообще вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже весть судьбами вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженнаго Августина молитва благочестивой его матери. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, в чем вы по неведению согрешили. Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это, как евангельский крест; благодарите Бога, пославшаго вам оный к пользе вашей душевной и к очищению согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен. К утешению и назиданию вашему прочтите и в Евангелии от Матфея главы с начала 5-й до 11-й. Пишете, что по слабости глаз не можете заниматься тонким рукоделием и просите меня назначить вам какое-нибудь послушание. От скуки можете вязать чулки, или иное что подобное. Наконец, пишете, что в прошедший Успенский пост по совету моему вы говели и приобщились Св. Таин и что исполнение этого христианскаго долга оживило и подкрепило вас. Слава Богу! И в наступивший Рождественский пост опять советую, поготовившись, приступить к сему Божественному и спасительному Таинству. По заповеди церковной православные христиане должны приобщаться Св. Таин во все четыре поста, а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться, кроме постов, и в большие промежутки, как например, между Успенским и Рождественским постом. Призывая на вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланиемъ. Многогр. I. Амвросий Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
| ||
|