Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Об отношениях с Восточными церквями, о происхождении душ, о противодействии кощунству
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письма написаны к одному лицу.

СОДЕРЖАНИЕ

О происхождении душ. О живом единении русской Церкви с греческой. О русском духовенстве

О противодействии журнальному кощунству

О Восточных Церквях. Не всех Бог спасает разумом, но многих и простотою


О происхождении душ. О живом единении русской Церкви с греческой*. О русском духовенстве

В письме твоем от 24 сентября делаешь мне много вопросов, на которые по многим причинам отвечать неудобно. Ты спрашиваешь, как тебе согласить книги: Православное Исповедание и Богословие Макария относительно происхождения душ. Прочти сам в первой - вопрос 28-й, у второго - во 2-м томе § 7-й и увидишь, что известный священник совсем не то тебе говорил, будто души происходят от родителей по одному естественному порядку.

______________________

* Настоящее письмо опубликовано в собрании писем иеросхимонаха Макария; но так как редакция его принадлежит о. Амвросию, то оно публикуется и здесь с дополнением.

______________________

Петр Могила говорит, что по совершенном изображении членов тела от семени человеческаго душа дается от Бога; а в Богословии Макария говорится, что по изображении членов телесных от семени человеческаго душа посредственно творится Богом. Разница только в выражениях. В первом говорится не ясно, а в последнем яснее: а в книге о конечных причинах объясняется, почему древние отцы говорили об этом предмете прикровенно, - именно ради того, что в тогдашнее время преобладала склонность к материализму. Впрочем, это такой предмет или вопрос, в тонкое изследование котораго не входя, многие спаслись. И нам ("особенно монахам", -добавлено рукою о. Моисея) должно заботиться более о практическом - ведении, а от спорных предметов, паче же от споров удаляться, памятуя слово Апостола, что они ведут к разорению душ ("Св. Исаак Сирин учит, чтобы нам, монахам, не догматствовать", - добавлено рукою о. Макария).

В записке о живом единении России с Грециею, по нашему мнению, следовало бы прежде всего выставить на вид то, как Господь первоначально основал Вселенскую Православную Церковь, состоящую из пяти Патриархий, или частных Церквей; и когда Римская церковь отпала от Вселенской Церкви, то Господь как бы пополнил это лишение основанием на севере Церкви Русской, просветив Россию христианством чрез Греческую Церковь как главную представительницу Церкви Вселенской.

Внимательные и разсудительные из Православных усматривают тут два дела Промысла Божия: во-первых, Господь позднейшим обращением России к христианству охранил ее от вреда папистов, во-вторых, показал, что Россия как просвещенная христианством чрез Греческую Церковь и должна быть в единении с сим народом как главным представителем Вселенской Православной Церкви, а не с другими поврежденными еретичеством. Предки наши так и поступали, видя, может быть, жалкий пример, кроме римлян, в Церкви Армянской, которая чрез отделение свое от Церкви Вселенской впала во многия заблуждения.

Армяне заблудили[сь] по двум причинам: во-первых, приняли клеветы на Вселенскую Церковь; во-вторых, пожелали самоуправства и вместо сего подчинились тонкому влиянию западных, от которых ограждены были и самою местностию. Злокозненный адский враг тоже ухитрил и ухитряет и над русскими, только несколько измененным образом. Армяне спутались сперва приятием клеветы на Вселенскую Церковь, а после пожеланием самоуправства. А русские могут быть ближе к тем же действиям, принимая клеветы на предстоятелей Вселенской Церкви. И таким образом по злоухищрению вражию и нашей оплошности выйдет то, что мы, самовольно уклоняясь от полезнаго и спасительнаго единения с Вселенскою Церковью, невольно и незаметно подпадем вредному влиянию западных мнений, от которых охраняло и ограждало нас само Провидение, как сказано выше. Так как теперь все приражены к грекам и особенно к греческому духовенству, то в записке следовало как бы спрятывать оных в ином месте под именем Восточных Патриархов, а в другом - под именем Вселенской Церкви, которой они главные представители. Также нужно бы выставить на вид, что иное дело есть безусловное повиновение, и иное - сношение с Греческою Церковию. В последнем случае нет ничего обязательнаго к безусловному повиновению.

В записке этой некоторыя места сказаны слишком резко и неопределенно; например, от западнаго неверия не обереглось и наше духовенство; можно подумать, что все наше духовенство повредилось теперь неверием. Лучше бы сказать определеннее, что западное неверие стало часто проникать и в наше духовенство. Так же нехорошо сказано: и Академическия ограды не ограждают от неверия, и еще прогрессом и цивилизациею прельщаются духовныя лица. Выражения эти следовало бы заменить такими, которыя бы определенно выражали частность, чтобы не оскорбить многих непричастных сему.

О том человеке, который будто бы оказал услугу Церкви, а не по правому намерению, можем сказать только слово Писания: от плодов их познайте их; также: конец всякое дело венчает и обнаруживает; о подробностях же говорить невозможно.

Жаль очень, что мнения важных лиц о делах восточных расходятся; а тут требовалось бы более всего единомыслие. Но да будет воля Господня! Силен Господь отклонить противление некоторых, если это нужно будет. Мнения о сем, также и тамошния дела, так перепутались, что Един только Бог ведает и силен устроить полезное.

Книжки о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа написаны нехорошо, без строгой исторической точности и последовательности; богословския термины заменены простыми человеческими выражениями; упущено то, что следовало бы особенно выставить на вид, смотря по духу настоящаго времени; словом, вместо богословской жизни выходит почти просто человеческая.

В журнале "Народное чтение", хоть и нет особенно назидательнаго, но, по крайней мере, нет пока ничего противнаго.

Книжки, жития святых на русском языке, не успели еще прочесть.

Рукописи твои посылаю, кроме письма к Преосвященному Димитрию и извлечения из отчета Преосвященнаго Кирилла, которых не нашлось; в одной из этих бумаг положен портрет.

О противодействии журнальному кощунству

Письма твои от 11-го и 18-го ноября получил. В последнем выражаешь сомнение и недоумение о неполученных тобою рукописях, а нами - твоего письма. Возложись на Промысел Божий: силен Господь покрыть тебя, а в случае требования от тебя объяснения (чего, кажется, не может быть) можешь сказать, что ты проездом забыл оныя у нас и просил переслать их к тебе.

В первом письме пишешь об общей вашей скорби, что прошение родителя вашего не имело желаемаго успеха. Человеку лютеранскаго исповедания не к тому лицу нужно было обращаться с прошением. О Государыне говорят, что она всем сердцем привержена к православию, потому, вероятно, и не приняла участия в вашем родителе. Еще пишешь, что в П. Т. Б. есть много благонамеренных людей, которые желали бы выказать противодействие настоящему журнальному кощунству, и спрашиваешь нашего мнения, как в таком случае лучше действовать, официально или литературно, в книжках или журнале, и чем преимущественно?

Наше мнение, если будет возможно, то нужно действовать всеми сими способами, смотря по выходкам кощунства и неверия и вольнодумства; преимущественно же обращать внимание на зловредныя, и об оных доносить словесно или официально могущему остановить это зло, выставляя на вид вредныя последствия дерзких выходок безверов.

Не мешало бы составить и журнал об обличении современных заблуждений, хоть не самостоятельный, а примкнутый к другому полезному журналу, и из этого журнала особенно важныя статьи отпечатывать после и отдельными книжками. Прилично бы было, кажется, составить из сего второй отдел журнала "Народное чтение" и писать слогом, сообразным с материею, а не мужицким; но тут с другой стороны опасность: как бы не повредить простой народ ядом неверия, выставляя на вид разныя вольнодумства. Это нужно помолиться Богу хорошенько, разсмотреть со всех сторон и особенно с той стороны, много ли людей из простонародия читают сей журнал. И общим советом, разсмотрев дело сие, с помощью Божиею приступить к действию в том или другом журнале; а пока, чем будет можно, указанное тобою братство о Господе да противодействует злу.

Доказательство Облеухова о возможности плотского соединения бесов с людьми, написанное по поводу напечатания жития преп. Евфросинии в числе сказок, теперь не вовремя, когда в кругу переученых усиливается мнение, что совсем и бесов нет, ни их злоначальника диавола. Притом и в древних житиях не видно подобнаго примера. А можно донести министру просвещения, что ни с чем не сообразно писать и печатать сказки об отечественных лицах, которыя святость свою доказывают нетлением мощей своих, что известно целой России.

Ты опасаешься, как бы не сделаться тебе односторонним и особенно потому, что слышится упрек некоторых касательно уклонения на одну сторону до пристрастия. Есть слово Евангельское: сия творите и оных не оставляйте. Поэтому нужно всегда смотреть на обе стороны и прежде на ту, которая к нам ближе, хотя бы тебе пришлось действовать и в пользу отдаленных братий. Соображая обстоятельства и пользу обеих сторон совокупно, с помощью Божиею, можешь избавиться от увлечения.

Мысль и желание Гр. иметь живое общение с Греческою Церковью и поддержать греков и греческое духовенство весьма похвальны и имеют благое основание; но как сего достигнуть при настоящем положении дел и обстоятельств и наших, и греческих? Кто может все это соображать и видеть, в том невольно будет пропадать охота к сему начинанию по причине труднаго достижения сей цели. Другая причина, что никто из этих людей не имеет полной силы и полнаго влияния по причине множества лиц; есть пословица: ум хорошо, два лучше того, а три - хоть брось. И оттого часто может не выказывать живаго участия, что не раз его основательное предложение было оставлено втуне, а пущено в ход других по причине их численности или почему другому.

Предложение же о построении благолепной церкви не было принято, может быть, и по причине скорости, ибо все новое обыкновенно начинается не иначе, как со временем и постепенно, и по соображении нужных обстоятельств.

Начало премудрости есть страх Господень, от котораго бывает хранение заповедей Божиих, а когда страха Божия нет, то и нравственность во многих сословиях в большом упадке; так что при настоящем положении дел мудрено приискать средства положительно-действительныя к возстановлению нравственности и практической жизни.

Соображаясь со всеми этими обстоятельствами, не знаю, что тебе сказать о твоем нехотении предполагаемой должности и склонности твоей служить но духовно-учебному управлению. Усматривай сам, как и где лучше для тебя; соображайся с своими силами и молись Богу, чтобы сам Господь устроил, где для тебя полезнее. Одно твердо помни, что достижение успеха, желаемаго в обоих случаях, сопряжено более не с надеждою [на себя], а только нужно везде трудиться по силе своей Бога ради о возможном успехе и от Господа ожидать воздаяния. Везде и при всем должно помнить совет Марка подвижника: во всяком неудоборешимом обстоятельстве ищи, что угодно Богу, и обрящешь полезное решение сего дела.

О Восточных Церквях. Не всех Бог спасает разумом, но многих и простотою

Письма твои от 4-го и 15-го мая получил, и отвечаю прежде на последнее. Мнение того, кто находит нужным ослабить могущество Греческой иерархии и исхитит из ея рук Патриархии - Иерусалимскую, Антиохийскую и Александрийскую или хотя две последния, к коим принадлежат арабы, - необдуманно, легкомысленно и весьма неосновательно и прямо содействует давно желаемому намерению западных врагов наших, ищущих сего ослабления чрез разъединение.

Мера эта и всегда бы была вредна, кольми паче в настоящее время, когда и без того турки ухищряются еще более поработить и отяготить греков и греческое духовенство вмешательством во взаимныя их отношения, ограничивая последнее жалованием, чтобы уничтожить их прежнюю свободу и независимость, в которых сохранялось не только Православие, но и греческая народность (смотри о сем в Духовной Беседе в № 17 „Путешественники"). Может быть, западные ради своих целей внушили туркам эту лукавую мысль, чтобы в мутной воде производить свою ловитву; но последние крепко ухватились за нее и могут великий причинить вред православию, если действительно так лукаво будут поступать, как представляется в № 17 „Беседы". Что тогда скажут увлеченные порицатели греческаго духовенства, когда оно, будучи ограничено жалованием, не может удовлетворять обычной алчности турецких чиновников? Разсудительно ли при таких обстоятельствах возводить вины на греческое духовенство и подавать повод к разъединению Патриархии, чтобы созидать свое мнимое самостоятельное владычество на Востоке?

Записка Г. основательно написана. Весьма справедливо его мнение, что не ослаблять греческое духовенство, а стараться оное по возможности освобождать от тяжкаго угнетения турок; помогая ему и усиливая оное, мы можем достигнуть и своих целей, которых никак не достигнешь отдельно; находясь же под главою онаго и в дружелюбных с ним отношениях, мы можем сделать всежелаемое, потому что при таких отношениях будут приниматься оным все наши советы касательно улучшения состояния болгар и арабов. Причем нашим на Востоке нужно помнить, что все достигается постепенно, а не вдруг, особенно при затруднительных обстоятельствах; и не надеяться черезчур многой пользы[получить] от одной образованности и просвещения.

Не всех Бог спасает разумом, но многих простотою. Никто не одобрить невежества, но если выставить на вид весь вред вольномыслия, роскоши и прочаго, происходящий от мнимой образованности и ложнаго просвещения, то явится недоумение о том, нужно ли спешить без разбора образовывать всех арабов и в какой мере. Теперь арабы переносят душеполезную бедность, которой никак не понесут образованные. Без сомнения нужны для них обученные сведущие священники с приличным содержанием, но кому их приготовлять, нам или греческому духовенству, об этом нужно подумать. Кажется, основательнее бы посоветывать братии последняго, чтобы оно принимало хотя избранных арабов в новую Иерусалимскую семинарию или обучало их в другом каком-либо месте. Нам же брать это дело на себя можно не иначе, как по общему совету и согласию с греческим духовенством. Притом скоро ли еще наши обучатся арабскому языку? Мысль Неклюдова,- обучать в русских семинариях живому арабскому и греческому языку, - хороша; но чтобы иметь в этом успех, надо в семинариях исключить преподавание некоторых предметов, не осуществляющихся на деле, а только отягощающих учеников и препятствующих нужнейшему обучению.

Взгляд Неклюдова более других основателен и в записке его все сказано дельно, но уже Архиерея неприлично возвращать с Востока, а нужно только настроять его к благоразумным действиям, к покорному и смиренному обращению и отношению к греческому духовенству и взаимному с оным советыванию об общей пользе православия, внушая ему (нашему Архиерею) все выгоды такого отношения и неизбежно вредныя последствия отдельнаго и самостоятельнаго действования.

Благодарю за уведомления, писанныя от 4-го Мая. Приятно было слышать, что в Синод поступают на службу люди благонамеренные - С. и С. О том не унывай, что записки твои мало еще приводятся в исполнение; но Бога ради с благим намерением занимайся поручаемыми тебе делами. Дай Бог, чтобы была польза и от немецкаго сочинения Левисона. О Бежецких* богомолах сказать ничего не могу, потому что достовернаго о них ничего не знаю. Не тяготись тем, что за брата Максима возстают на тебя родственники. Всякому доброму делу или предшедствует или последует искушение. Когда нужно будет, тогда и объявите о сем.

Родителю твоему содействием Божиим желаю вразумления в Германии; родственнице же твоей М. П. с дочерью Л. посылаю благословение Божие.

Пишешь, что намереваешься отправиться в Киев с греческим архимандритом Александром Лаокарис; нам приятно будет видеть его.

______________________

* Это о Ржевском о. Матвее, ученики котораго в прежнем его Бежецком приход продолжали без него проходить благочестивую жизнь. - Примечание Е.В.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную