Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Ответы осуждающему Православную Церковь
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


31 марта 1875 года

Письмо ваше от 25 февраля я получил, но по болезненности моей и крайнему недосугу вскорости не мог вам отвечать. Пишете о старшем своем брате, что он хороший человек, и хороший был христианин, но теперь от современных столкновений поколебался относительно учения Православной Церкви, и просите меня грешнаго написать ему что-либо для убеждения его в истине. Если бы брат ваш сам мне написал об этом, тогда бы можно было ему отвечать. Но как сам он мне не пишет, то не в порядке вещей и мне писать к нему о чем-либо. Пожалуй, вам могу написать несколько слов о неправильных мнениях брата вашего. А вы уже сами распорядитесь, как знаете.

1. Брат ваш пишет вам, что евангелистам принадлежат очень немногие догматы.

Главных догматов Православной Церкви только два: догмат о Святой Троице и догмат о воплощении Сына Божия. Об этих догматах говорит все Евангелие. А кратко и ясно изложено о сем в предисловии каждой Псалтири. Книга эта имеется везде, не только в сельских церквах, но и в частных православных домах. Сами это прочтите, и брату можете указать.

2. Брат ваш пишет: "Догматы - это положения, ясно формулированныя. Догматы выработались вселенскими Соборами".

Догмат есть не положение человеческое, ясно формулированное, а истина Божественная о Боге, - истина, которую люди сами по себе никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была самим Богом. Истину можно изследовать, истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать нельзя. Да так люди добрые и не говорят.

3. Брат ваш утверждает: "От догматов до духа христианскаго как до звезды небесной далеко".

Неправда. Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим, Апостолам, открыл догмат о Святой Троице, сказав: "Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", то тут же с сим догматом соединил нераздельно и учение о духе христианском, говоря: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. (Мф. 28, 19, 20). Всем, здраво разсуждающим, известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении Заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любит всех безразлично, как христиан, так равно и турок, и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: "Аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь". Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим.

4. Брат ваш говорит: "Ересь есть уклонение от мнения большинства".

Неправда. Ересь есть уклонение от истины Божественной, а не от мнения большинства. Не большинству Господь поручил истину, сказав: Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство (Лук. 12, 32). Римская Церковь численностию в несколько крат превосходит Церковь православную, но, уклонившись от истины, она уклонилась в ересь. "Ересь" происходит от греческаго слова аирао - "выбираю". Истинная Церковь принимает все Писание, как Ветхое так и Новое, во всем его объеме и полноте. Например, в одном месте Святаго Евангелия Господь говорит: Егда же приидет Утешител, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Иоан. 15, 26). А в другом месте Евангелия сказано, что Господь, даруя св. Апостолам власть отпущать грехи, дунул и глагола им: Приимите Дух Свят: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся (Иоан. 20, 22, 23). Православная Церковь, принимая оба эти места, исповедует, что Дух Святый исходит от Отца и преподается верным чрез Сына.

Римская же Церковь, оставив втуне первое место Евангелия и слова Самого Господа, и основавшись только на втором месте, утверждает, что Дух Святый исходит и от Сына, и чрез это в догмате о Святой Троице вводит два начала. Каковая несообразность обличается и чрез подобие солнца. От солнца рождается свет и исходят лучи. Никто не утверждает, что лучи исходят и от света солнечнаго, а только без света солнечнаго лучи не сияют.

Так же и Арий произвел злую ересь из двух мест евангельских, оставив втуне главное. У евангелиста Иоанна Господь, говоря о Своем равенстве с Отцем по Божеству, сказал: Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30). В другом же месте, говоря, что Он по человечеству менее Отца, сказал: Отец Мой болий Мене есть (Иоан. 14, 28). Арий, избрав для утверждения своего мнения второе место и отвергнув первое, произвел зловредную ересь. Так и все еретики поступали, утверждая свое ложное вероучение местами Св. Писания по выбору; истинное же вероучение утверждается полнотою всего Св. Писания.

5. Брат ваш приписывает ненависть и вражду истинным пастырям Церкви, собиравшимся на Вселенских Соборах.

Это несправедливо. Если была при этом ненависть и вражда, то только от противной стороны еретичествующих. Истинные же пастыри собирались на Соборы из любви к ближнему и для умиротворения истинных христиан, волнуемых смутами и ложным учением еретичествующих. Во-вторых, для изследования и утверждения истины, по Заповеди Самого Господа: Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне (Иоан. 5, 39). В-третьих, пастыри церкви собирались по временам на соборы для защищения истины и по обязанности своей, так как Господь наемниками называет тех пастырей, которые, видя еретиков, как волков, терзающих стадо Христово, не отгоняют их, а уклоняются от крепкаго защищения своего стада.

6. Брат ваш говорит: "Я считаю совершенно возможным человека, признающаго все решительно догматы веры, и вместе с тем очень далекаго от духа христианства".

Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет неправильныя, сбивчивыя и ложныя понятия о вере и истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа христианскаго и духа Христова.

Из всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индеферентистов, которые учат: веруй, как хочешь, а только имей любовь к ближнему. Индеферентисты думают утверждать свое мнение на учении Иоанна Богослова. Но в его посланиях сказано, что кроме Духа Христова, есть дух лестчий и дух антихристов. Потому св. Иоанн и предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, аще от Бога суть (1 Иоан. 4, 1).

7. Вы пишете, что брат ваш кончил курс в Петербургском университете. Если бы кто стал уверять брата вашего, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в университете, а только имей любовь к ближнему и получишь хорошую должность в окружном суде или даже в судебной палате, поверил ли бы брат ваш этому? Подобно должно разсуждать и о том, что невозможно иметь духа Христова тому, кто не имеет правильнаго и истиннаго ведения догматов веры христианской.

По недосугу и по слабому здоровью более писать не имею возможности. А вкратце скажу: если брат ваш искренний и добросовестный человек, как вы пишете, то пусть с верою помолится Господу нашему Иисусу Христу, чтобы вразумил его в истине, и после пусть прочтет также с верою "Православное исповедание" Петра Могилы. (Книга эта есть в Задонской книжной лавке, а если не найдется, то я вам могу выслать).

Как Всеблагий Господь устроит о брате вашем, так пусть и да будет. Хощет бо Господь всем спастися и в разум истины приити.

Настоящий Светлый Праздник Воскресения Христова желаю вам встретить в радости и утешении духовном.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную