Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Письма к особе женского пола, которая хотела уйти в монастырь, но по внешним обстоятельствам вынуждена была оставаться в миру
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Почему не все желания наши исполняются. Во всём надо полагаться на волю Божию

9 апреля 1863 года

На письмо ваше от 3 марта давно собирался отвечать, но не мог, отчасти по недугу, а больше по немощи. К концу поста здоровье мое так изнемогло, что от половины шестой недели до пятницы Светлой недели я и в церкви не был.

Пишете, что благия желания не всегда исполняются. Знайте, что Господь исполняет не все благия желания наши, а только те, которыя служат к душевной нашей пользе. Если мы при воспитании детей разбираем, какое преподавание какому возрасту прилично, тем более Господь-сердцеведец весть, что и в какое время бывает нам полезно. Есть духовный возраст, который считается не по летам, и не по бородам, и не по морщинам; и как иногда 15-летние обучаются наукам вместе с 8-летними детьми, так при обучении духовном еще чаще случается подобное.

Великим постом вам не удалось съездить в Т. обитель, да и теперь вас неохотно отпускают. Возложитесь в сем на волю Божию: видно, надо вам еще потерпеть, помня слова Самого Господа: „В терпении вашем стяжите души ваша". Вы можете дать г-ну Ж-ву слово, что на год еще останетесь при его дочери, но более года не обещайтесь оставаться; и хорошо бы было, если бы г-н Ж. оценил ваше усердие. А в это время и Т. обитель с Божиею помощию несколько благоустроится, и в ней утвердятся новые порядки, которые там вводит новая начальница. Между тем вы на лишния вещи не тратьте денег, а приберегите, сколько можете; на первое время не мешает иметь хоть сколько-нибудь своих средств.

Что касается до теперешней вашей поездки в 3., то вы уже наперед решили, что если поедете, то поедете с тем, чтобы уже не возвращаться. На будущее время остерегайтесь так опрометчиво решать дела наперед и предоставляйте решение оных воле Божией. Если вам ехать с тем, чтобы не возвращаться, то надо вам отложить поездку на год; а если ехать с тем, чтобы посмотреть, что и как, выжидая воли Божией, то можете поехать и теперь.

Монастырь есть духовная школа. Молитве не скоро научишься. Надо терпеть и применяться

На письмо твое от 9 мая не мог отвечать вовремя, сперва по недосугу, а потом по болезни. В нынешнее лето болею, кажется, больше прежняго, и потому менее способен к делу. Хотя в последнем письме пишешь, что в августе месяце думаешь быть в нашей обители, но прилучилось удобное и свободное времячко писать к тебе, потому и пишу, желая тебя уведомить, что обретаюсь еще в живых.

Пишешь, что ты не согласна с мнением м. М. касательно приготовления к монастырю. Сравнение твое воина с монахом в том отношении было бы справедливо, если бы ты выходила на единоборство духовное в пустынном уединении и отшельничестве, а ты желаешь поступить в общежительный монастырь, и потому сравнение это тут не идет.

Дети сами себя приготовлять к поступлению в заведение не могут, а если их приготовляют, то наставники и наставницы. Кто же тебя в деревне будет приготовлять к монастырю? Есть такия заведения, куда принимают детей, если они знают хоть читать и писать. Ты это знаешь, и тебя могут принять в Т. заведение. В детях весьма одобряется и похваляется кроткое и скромное поведение; это не мешает иметь в виду и тебе.

Обратимся опять к сравнению воина. Ты слишком высоко взяла, сравнивая себя с воином обученным. Смиреннее и ближе к делу сравнить себя с рекрутом. Рекрутов принимают в военное звание и необученных: после обучат, кто к чему будет способен, кто к артиллерии, кто к кавалерии, а иной к пехотному хождению, по русской пословице: у кого много толку в голове нет, то ногами отвечай, то есть ходи да ходи, куда пошлют. А у кого будет толк в голове, тому и головной работы дадут, лишь бы только не высокомудрствовал и не унижал ходящих и занимающихся делами внешними, но необходимыми.

Пока довольно. До свиданья!

Виноват! - О молитве забыл сказать что-либо. Молитва вещь такая, что, проживши в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться, как следует; а теперь пока молись, как умеешь и как можешь, только с мытаревою мыслью. Покойный наш о. архимандрит Моисей, 80-летний старец, муж мудрый и опытный, обыкновенно говаривал в ответ на вопросы, подобные твоим: „как уж дело там покажет". Иное дело предполагать, иное - видеть на самом деле.

Оставаться тебе до весны у г-на Ж. хоть и трудно, а будет основательнее, потому что 600 основательнее 300. От усердия, предлагаемаго дочерьми г-на Ж., старшею и младшею, не отрекайся, но принимай с благодарностью; надежду же свою всю возлагай на Бога, всеблагим Своим Промыслом устрояющаго все полезное нам. Этою же мыслью руководствуй себя и в отношении к родственникам. Если Господь возвестит им, то они возвратят тебе должное, хоть и не все; а если не отдадут, то лучше принимать от чужих, чем с своими ссориться. Что же касается до их собственной пользы,- это предоставь им самим: пусть каждый поступает по своему усмотрению.

Пишешь, что тяжело тебе и что здоровье твое может пострадать, если будешь все откладывать. Старайся настоящия твои обстоятельства не очень принимать к сердцу, а жить, подражая, как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево - подогнутся или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок, - не очень на это смотрят.

Кланяюсь N. и N. Мир вам и пребыванию вашему.
Многогр. I. Амвросий

Мы спасёмся терпением

22 ноября 1863 года

Оставь более хлопотать и разведывать о келлиях. Когда пойдешь в монастырь, тогда можно отыскать с благословения м. Игумении, а живя еще в мире и не объяснившись с м. Игуменьей о принятии, не совсем прилично отыскивать себе келлию. Пишешь, что доселе у тебя в руках нет еще ничего вернаго. Но не безпокойся о сем и не сомневайся, а возлагай надежду на всеблагий Промысл Бога, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу; только понуждайся во время настоящей зимы переносить благодушно имеющия быть неудобства и неприятности, в подкрепление свое всегда вспоминая Евангельское слово: „тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную". Если будешь разумно разсуждать и терпеть, то настоящая зима мало-помалу, как бы незаметно и пройдет! Когда пройдут неприятное время и неприятныя неудобства, человек не помнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение. Посмотри на твои обстоятельства и на обстоятельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется. Всем, желающим спастись, коротко сказано: в терпении вашем стяжите души ваши. А мало ли скорбей переносят и те, которыя не ищут спасения и едва ли не более первых? Умудряйся во спасение!

В неопределенном положении тверди 39-й псалом

19 февраля 1864 года

Письмо твое от 1 января получил и очень рад, что теперь тебе пока хорошо в Москве, а в неопределенном твоем положении тверди 39-й псалом: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави па камени нозе мои, и исправи стопы моя.

Больше писать не могу сегодня. О здоровье моем скажет тебе о. М. Посылаю тебе просфору. Г. О. кланяюсь и желаю тебе с нею мирнаго пребывания и всего благаго по воле Божией.

Молись, как умеешь, не смущаясь искушениями

2 июня 1864 года

Пишешь, что о. К. сказал тебе, чтобы по дороге заехать опять в Оптину, и не знаешь как это. О. К. сказал это, не зная, по какой дороге тебе придется ехать, и сказал это просто. Он пророческаго и предсказательнаго духа себе не приписывает. Сказал только потому, что в голову так пришло. Поэтому много об этом не заботься и не безпокойся.

Много предметов в твоих письмах написано, да отвечать теперь на все нет времени, да и неблаговременно, потому что находишься еще в неопределенном положении. Молись пока как можешь и как умеешь, ожидая конца от Промысла Божия. Веруй, что силен Господь помиловать тебя. Он пришел не праведники спасти, но грешники призвать на покаяние, как Сам объявил в Евангелии, прибавив, что радость бывает на Небеси о едином грешнике кающемся. Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякаго, желающаго молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени милостию Божиею избавишься от сего искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения. Вкратце сказано: „Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное". Помни это и старайся терпеть все находящее неприятное и скорбное, - прощай разумеющему, и не разумеющему, по слову Господню: „оставите, и оставится вам". Вот что значит умудряться во спасение.

На всяком месте можно спастись

7 июля 1864 года

На письмо твое отвечаю вкратце. Немощь и недосуг не дозволяют распространяться. Живи пока, где удобнее и где не будешь в тягость, ожидая перемены к лучшему. От уныния можешь и побренчать клавишами по нужде. Поминая старинное слово опытных: нужда мудрена,- и не хочешь, да хохочешь.

Впрочем знай, что на всяком месте можно благоугождать Богу исполнением святых и животворных Его Заповедей; потому-то и говорится иногда, что не место спасает человека, хотя удобное место подает много удобств к тому. Говорится же так по той причине, что везде потребны осторожность, охранение себя и понуждение ко благому. Адам и Ева были в раю, но по неосторожности и недостатку хранения и там нарушили Заповедь. К этому еще прибавить, что всякий человек, верующий по-православному, как Лот, более хранит себя в том месте, где видит неудобство и опасность. Впрочем, сказанное не мешает исполнению задушевнаго твоего желания, котораго жди в свое время от Промысла Божия. Мужайся и да крепится сердце твое!

Должно везде беречь себя от душевнаго смущения

Письмо твое от 3 августа получил. В неопределенном твоем настоящем положении предавайся Промыслу Божию и направляйся к тому, чтобы на всяком месте заботиться о пользе душевной. Сказано: „на всяком месте владычество Его", то есть Божие. Хотя иногда и самое место приносит пользу человеку, но не совершенную. Главное зависит от нашего благаго произволения. Иногда и неудобное место бывает полезно, потому что человек там остерегается и блюдет себя, а на удобном месте разслабляется и предается безпечности. Такъ, Лот в Содоме сохранился от вреда, а подвергся оному в Сигоре, в месте, которое он считал недоступным для зла.

Не вотще повторяется слово опытных: береженаго Бог бережет. И ты береги себя прежде всего от смущения душевнаго. Как бы оно благовидным ни казалось, но почитай его искушением вредным, потому что в смущенном положении человек не способен ни к чему доброму и полезному. Видно, неудачи - твой крест. Обещают то и другое, но ни то, ни другое не исполняется. Потерпи, поминай заповедь Самого Господа: „В терпении вашем стяжите души ваша". Не представляй изветов к самооправданию в малодушии и нетерпеливости,- что ты имеешь душеполезное намерение, но тебе не удается. Из сказанных выше слов Господа видно, что нет ничего полезнее для нас, как терпение встречающихся скорбей, какого бы рода оне ни были. Где ни придется нам жить, будем терпеть встречающияся неудобства, ожидая воли и мановения Божия в исполнение нашего главнаго желания. Когда будет, тогда пусть и будет.

Мир тебе, мир душе твоей, мир прибыванию твоему.

Должно остерегаться тех, кто "мирскими удобствами" отвлекает от монастыря

17 октября 1864 года

Получил от тебя письмо без числа, а по почтовому штемпелю от 2 октября. Пишешь, что был тебе толчок, а потом оттуда же и милости пошли: родственник твой берется устроить тебе пенсию. Это бы хорошо. Но потом пишешь, что он предлагает тебе все удобства к жизни, только чтобы ты оставила мысль идти в монастырь. Не знаю почему, но сдается мне, что от этих „удобств к жизни" ничего не может быть хорошаго, и гораздо лучше тебе жить в твоем неопределенном положении и потерпеть еще, выжидая воли Божией. Г. писала тебе, что она не пошла бы в монастырь, если бы ты с ней осталась жить. А я тебе скажу, что я думаю напротив. Потом ты и о себе говоришь мне: если бы не вы, я бы не решилась тоже идти в монастырь.

Никто вас не понуждает идти в монастырь. Живите только но Заповедям Господним, как учит Евангелие; и кто из вас будет жить по-христиански, тому, думаю, рано или поздно, а в свое время само собою придется поступить в монастырь. Когда придется, это Богу одному известно, но советую остерегаться всех, предлагающих мирския удобства и выгоды, с тем только, чтобы оставить монастырь и жить с ними. Эти люди и толчками, и приманками не престанут безпокоить всех, желающих поработать Господу искренно. От скорбей и мир не избавляет.

Упрек за неискренность

1 декабря 1864 года

Письма твои от 4, 29 и 25 ноября получил, и прочитав последнее, немало удивился тебе. Сама решительно не желаешь принять предложение Г.; пишешь, что у нея в доме ничье здоровье не устояло, что присутствие твое там ни к чему не поведет, что у тебя ни сил, ни терпения нет жить с нею, и между тем ей отвечала, что не можешь согласиться на ея предложение, не попросивши моего совета или благословения. Благословить тебя идти к Г. не могу, потому что ты сама этого не желаешь, а сказать, что я не благословляю, - значит брать на себя неудовольствие ея за отказ, между тем как на это твоя собственная воля. Стало быть ты сослалась на мое благословение только ради отговорки. Разве для этого существует духовное отношение? Если поступать так, то из этого выйдет одна путаница и нарекание на духовное отношение. Вот тебе замечание, вперед так не делать.

Если не хочешь куда поступать, то находи собственныя отговорки, не ссылаясь на постороннее благословение, которое испрашивается тогда, когда человек не решается предпринимать что-либо или недоумевает в чем-нибудь и просит совета, как поступить. Письмо Г. печатаю только в половину, чтобы ты прочла и приклеила другую половину облатки.

Пишешь, что тебе назначают пенсию только в 50 р. серебром. Не знаю, а кажется по нужде можно прожить с этою суммою в общине Аносьевой, если не потребуют от тебя вклада и если бы пенсия твоя была очень верна и тверда и аккуратно платилась ежегодно. Но помнится, что Аносьева пустынь, кажется, тебе не понравилась. Сама из опыта видишь, где нравится и где не нравится.

Везде итог выходит один - везде надобно приготовиться к смирению и терпению и вооружиться мужеством и упованием на милость и помощь Божию. В Евангелии сказано: „в мире скорбни будете". А в Деяниях Апостольских: „Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное". Кто желает спастись, терпит скорби; и кто уклоняется от пути спасительнаго, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего. Мир тебе!

Как приучать воспитанницу к серьезным занятиям

16 января 1865 года

Давно лежат у меня без ответа два письма твоих от 7 и 23 декабря. Несколько раз собирался писать тебе, но немощь и недосуг одолели. Особенно к концу Рождественскаго поста я очень изнемог от умножившагося числа посетителей; потом опять праздничное время со всякою молвою и изнеможение от разных толков не давали мне возможности отвечать тебе.

В первом твоем письме выражаешь скорбь о сделанной тобою ошибке и говоришь, что горько плакала при мысли, что я тебя оставляю. Никогда я не думал оставлять тебя; писал тебе то, что писал. только для того, чтобы в другой раз ты действовала осторожнее и основательнее, а более о сем не смущайся и не безпокойся. Во втором письме пишешь, что перешла к В. И., но не объясняешь на каких условиях. Видно, на условиях нужды.

Спрашиваешь, как приучать питомицу твою к серьезным занятиям, но сама сознаешь трудность своего дела. Особенно мудрено советовать издали, когда не знаешь, как будут приняты наши слова. Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи - ночь, а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом. И вообще, соображаясь с обстоятельствами, делай что можешь, призывая помощь Божию и содействие свыше от Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины приити. В благия минуты можешь сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов, должна читать духовныя книги и на слово не верить всякому вздору без разбора: что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Когда в будни нельзя бывать в церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Неопределенным положением своим не смущайся, а жди с терпением устроения себе от Промысла Божия.

Не унывай и умудряйся

23 февраля 1865 года

С о. М. послал я тебе просфору и поклон и ожидаю с ним известия от тебя и о тебе. А пока хоть вкратце скажу тебе на последнее твое письмо от 28 января. Живи, как живешь и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь. В затруднительном положении, в которое ставят тебя странности других, умудряйся: делай, как можешь, а другие пусть поступают, как хотят. Не знаешь, что отвечать, когда говорят, что нам дана благодать. Несомненно веруем, что А. И-не и всем православным христианам при крещении дана благодать Божия; но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения Заповедей Божиих, из коих главная - смирение. Сказано: от плод их познаете их; и смотри на плоды, особенно свои, каковы они.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную