Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Письма к сыну лютеранского пастыря
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Свое душевное устроение не следует изъяснять в общих чертах

21 мая 1861 года

Получил от вас три письма... Смотря на содержание писем ваших, нахожу нужным вам заметить, что вы имеете обычай объяснять свое душевное устроение и внешнее положение в общих выражениях. Такое объяснение может служить препятствием к таким ответам, которых требовало бы ваше духовное настроение. Если подвигнется гнев или страсть плоти, или что другое подобное, нужно указать прямо на такое движение и случай к тому, если человек желает получить духовный ответ. Впрочем, простите, может быть, мое замечание неуместно.

Желаю вам провести с пользою духовною наступившую св. Четыредесятницу и в радости духовной встретить св. праздник Воскресения Господа нашего и Снаса Иисуса Христа.

Многогр. Иер. Амвросий

Все борюсь с нездоровьем, и Бог весть, чья сторона одолеет.

Пожелание терпения и смирения

26 августа 1861 года

Немощь моя и неисправность много виноваты пред вами. Много раз и часто думал писать вам, но никак не собрался. От души желаю вам умудриться во благое и душеполезное, яже без терпения и смирения не стяжаваются. Да помилует нас Господь и да поможет нам в немощах наших.

Многогр. Иер. Амвросий

Совет не спешить, а выжидать, разсматривая, принесет ли предполагаемое дело пользу или нет

24 марта 1862 года

Простите, что по болезненности моей не отвечал на ваши письма. Советую вам не спешить просьбою об отставке, а подождать лучших обстоятельств. Также и предположенное путешествие по св. местам отложить до времени, чтобы разсмотреть, полезно ли это будет по сокровенным причинам. Не все хорошо и полезно, что с перваго взгляду покажется таким. Много сокровенных подсад вражиих, от них же да сохранит нас Господь за молитвы покойнаго отца нашего.

Ответ на письмо лютеранского пастора

14 января 1863 года

Письмо пастора

Достопочтеннейший отец Амвросий!

Глубоко убежденный в вашем христианском сострадании к заблудившимся, осмеливаюсь обратиться к вам с усерднейшею просьбою касательно беднаго моего сына, который недавно имел честь представиться к вам. Вы видели его. Его изнуренный вид, его тусклые глаза, его худощавость сделали на меня грустное впечатление, не позволяющее мне радоваться свиданию с любимым сыном. Причина его разстройства есть [то], что он воображает себе, что он для достижения большей святости должен изнурить себя, отказывая себе даже в достаточной пище и в невинных удобствах жизни. Очевидно, что он погибнет, если никто не вырвет его из его заблуждений, погибнет телом и душею. Сами судите, что родительское сердце должно испытывать при таком угрожающем несчастии. Итак, прибегаю к вам, достопочтеннейший отец, с просьбою. Спасите душу потерявшагося, употребите все ваше влияние на него, чтобы открыть ему глаза и показать бедному фанатику, сколь грешен перед Богом его образ мысли.

И вместе со мною жена моя умоляет вас спасти ей сына, обращая его на путь благоразумия. Пишите к нему. Умоляю вас, употребите все влияние вашего слова и сана, чтобы вразумить беднаго. Дай Боже, чтобы просьбы скорбящих родителей проникли в ваше сердце.

Кажется даже, что честь вашей Православной Церкви требует от вас этого участия. Пока сын мой оставался верным прародительской евангелической вере, он был здоров телом и душею и мы от него ничего, кроме радости, не знали. Теперь докажите, достопочтеннейший отец, что ваша церковь имеет нравственныя средства обратить к благоразумию потерявшагося с тех пор, как он обратился к ней.

Умоляю вас не оставить нашу просьбу без внимания. Имею честь и проч.

Ответ Старца

23 января 1863 года

М. Г. Имел я честь получить от вас письмо, которым вы выражаете вашу родительскую заботливость о сыне вашем и особенно в отношении его телеснаго здоровья. Вам кажется, что он был более здоров прежде присоединения его к православной Церкви. А я вам скажу откровенно, что он и теперь не совсем достаточнаго здоровья, а тогда, на мои глаза, еще более был слаб и худощав телом. Впрочем, в последний приезд к нам он не жаловался на нездоровье, а еще выражал некоторое желание в отношении женитьбы, только не решается еще на это потому, что не имеет достаточных средств к семейной жизни. У него и холостого почти ничего не остается от годоваго жалованья, которое, судя по прежним временам, очень немалозначительно. Вы замечаете в нем фанатизм: но в нем более, кажется, своеобразность, доходящая иногда до странности, от того, что он всегда жил более по деревням, одиноко и уединенно, а потому привык действовать, как ему вздумается. От сего и обнаруживаются в нем неровности, похожия на фанатизм. Впрочем, я и прежде вашего письма лично советовал ему, чтобы держался во всем более золотой середины, как в домашней жизни, так и в обращении с другими. Тем более теперь буду это иметь в виду, по желанию и внушению вашему, и при всяком случае письменно буду напоминать ему об этом. Искренно желая вам всего благого, имею честь и проч.

Письмо старца к сыну пастора

2 марта 1863 года

Возлюбленный о Господе! Давно собирался я писать вам, но немощь моя и недосуг не дозволяли мне. Посылаю вам подлинником письмо родителя вашего. Хотя я не могу вполне согласиться с его мнением, но не могу и совсем отвергнуть онаго в том отношении, чтобы вы по возможности берегли свое здоровье и не изнуряли онаго неуместными лишениями и телесным подвижничеством не по силам. Хороша везде и во всем середина. Неумеренность же и неблаговременность всегда вместо мнимой пользы приносят вред. Знайте, что телесныя добродетели (пост и бдения) только орудия добродетелей; добродетель же в собственном смысле толысо душевная.

Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайнаго и явнаго возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобное. Благоразумная и благонамеренная уступчивость, где нет явнаго нарушения Заповеди Божией и явнаго греха, всего ближе подходит к Заповеди Господней: "Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет". Не говорю вам, чтобы вы уступали людям, если бы некоторые из них стали принуждать Вас к презорливому нарушению постановлений православной Церкви, но объясню только, что среди столкновений между людьми следует стараться сохранить благодушие и мир внутренний, прежде, по крайней мере, стараясь сохранить псаломское слово: "смутихся и не глаголах", потом уже сказанное кь предуспевшим: "уготовихся и не смутихся". Не вотще сказано в Евангелии: "будите мудри, яко змия, и цели яко голубие". Змея, когда ранят ея тело, всячески старается соблюсти целою главу; а христианин в трудных обстоятельствах да старается соблюдать веру в Промысл Всесильнаго и Всеблагаго Бога, Иже воздаст коемуждо по делом терпения, чтобы чрез сию веру удержать себя в пределах незлобия голубинаго. Начал было писать о благоразсудном употреблении пищи и телеснаго бдения, а написалось иное.

Пусть будет так. Бог весть полезное лучше нашего. Письмо родителя возвратите! Мир вам!

Как исповедываться

27 августа 1863 года

Письмо ваше получил... Также и о исповеди, сказано у вас неясно. Надобно исповедывать, в чем согрешили и как согрешили, - вот и все. Хорошо заблаговременно написать не по книге исповедь и прочитать самому перед духовником. Будет и ему понятно и незатруднительно, исповедывающемуся - легко и отрадно.

Письма надо писать ясно

10 декабря 1863 года

Благодарю вас за поздравление меня с днем Ангела. Только в письме вашем не понимаю некоторых слов об узах и о свержении оных и "что-то как-то" вы намерены предпринять и на что-то и как-то решиться, но ясно не выражаете сего. Вперед о намерениях своих лучше пишите прямо и ясно, чтобы после не раскаиваться тщетно. Апостол говорит, что "все являемое свет есть". Пишет он сие о действиях и намерениях духовных и соприкосновенных оным. Повторяется опытными: семь раз смерить и потом уже отрезать. Мир вам и пребыванию вашему.

Разсуждение выше всех добродетелей

31 октября 1864 года

Письмо ваше от 17 октября получил, но по немощи собственноручно писать не могу, а диктую.

Признаюсь, что меня немало удивило сказанное в письме вашем, что вы наняли себе квартиру за 18 руб. без отопления и сами должны покупать дрова и заботиться об этой несродной вам комиссии; а между тем хотите употреблять пищу в скоромные дни - топленое молоко с хлебом, а в постные - вареныя и сушеныя яблоки, которыми снабдила вас матушка. Вникните сами хорошенько в сказанное, и вы ясно увидите противоречие: почти весь свой приход тратить на пространныя и чистыя комнаты и при этом питать себя так скудно и недостаточно, что вы можете совершенно добить свое разстроенное и без того здоровье.

Давно обносится слово православных опытных мужей: не красна изба углами, а красна пирогами. Это слово и теперь из духовной песни не выкинешь. Особенно вам при потрясенном вашем здоровье должно заботиться более о приличном и полезном питании, нежели о нарядности широкой квартиры. Преподобный Кассиан Римлянин повествует, что древние старцы, сошедшись, разсуждали о добродетелях,- какая из них главнее и необходимее; одни из них выставляли пост и бдение, другие - нестяжание и презрение своих вещей, третьи - милостыню и иные - иное, и таким образом многая часть ночи прошла в сей беседе. Наконец после всех великий Антоний сказал: правда, все сие полезно ищущим Бога, но добродетелям сим преимущество дать не попущаем: то, что видим в постех и бдениях ходивших и нестяжание крайнее претерпевших и милостыню исправлявших толико, яко не довлети им имений к раздаянию, но по сих окаянно отпадших от добродетели. Что убо их совратитися с праваго пути содела? Не иное что, по моему мнению, разве не имеяху они праваго и должнаго разсуждения.

Сие учит человека оставляти во всем безмерие и шествовати путем царским, то есть средним. Оно не попущает человеку, чтобы от десныя страны окрадаем был безмерным воздержанием, а от страны шуия не был развлекаем к нерадению и разслаблению. Если человек сам может разсуждать здраво и правильно, то сам да разсуждает; а если не может, да советуется, и благим советом да управляет свои дела.

Св. Лествичник указывает путь к приобретению здраваго разсуждения: "от послушания, - говорит он, - рождается смирение, а от смирения - разсуждение". Как думаю, так и написал вам, впрочем, сами разсмотрите сказанное и примените дело к делу, чтобы концы сходились воедино: если ж один конец будет большой, а другой малый, то выйдет это очень неблагообразно. В Писании же сказано: вся по чину и благообразно да бывают, то есть в надлежащем порядке.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную