Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Письма, написанные семейным особам, 1860-1862.
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письма к разным лицам

СОДЕРЖАНИЕ

Перед Судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли

О немощах, открываемых наставнику

Обязанности восприемников

Семейные тяготы

О детском чтении

Приветствие детям

Об осторожности в разговорах с неверующим

Школьные смуты

О людской лжи

Служебные отношения

Доносы

Неприятная молва

Скорби

О тоске

О тоске

Смущение есть самое душевредное искушение

Зависть

Леность к молитве

Самоукорение

Как и чем умерять себя

О покаянии и исполнении Заповедей Божиих

Поститься должно, соображаясь с телесными силами

О питье чая до обедни

О безмолвии в миру

Истинная любовь

Должно помнить о смерти

Пожелания на Новый год


Перед Судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли

Напрасно вы приняли к сердцу мои замечания. Я написал просто, что находил нужным высказать. Неудовольствия тут никакого не было ни на волос. Неправильно вам советовали, чтобы наставнику писать под влиянием чувства действующаго. Иное дело с другими людьми, а наставнику должно описывать действия обсужденныя, особенно ошибки свои: или действия гнева, или вообще движения ветхаго человека и оскорбления самолюбия.

Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются или порицаются; но на Суде Божием характеры, как природныя свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающия его обстоятельства. Прочтите в "Лествице" сл. 26 отд. 28 и в книге Аввы Дорофея поуч. 10, с. 126-127.

О немощах, открываемых наставнику

Когда вы пишете мне о каких-либо немощах своих душевных, то после кажется вам, что это производит во мне отвращение. Напротив, я всегда ублажаю тех людей, которые искренно исповедают свои ошибки и явно открывают свои немощи и недостатки. Сильно не упрекайте себя и за холодность, особенно этим не смущайтесь: во-первых, вы человек и, естественно, подлежите изменению в устроении душевном, во-вторых, попущается это и промыслительно, чтобы вы не осуждали других за холодность и равнодушие в подобных случаях.

Обязанности восприемников

От восприятия младенцев при крещении не должно настойчиво уклоняться. Нас судить будет Бог всеведущий, Которому вполне известно, сколько могут назидать духовных детей восприемники в настоящее время. Впрочем, обязаны они часто молиться за детей своих, чтобы Господь, имиже весть судьбами, удержал их на пути благочестия и не попустил совершенно заблудить от стезей спасения; и вообще молитва за близких нами должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем.

Семейные тяготы

Семейныя тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задния мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворить о нас полезное по воле Своей святой.

От души желаю вам всего того, что вы выразили в краткой приписке вашей, касательно истиннаго разумения дел и кроткаго обращения с другими, и благодушнаго перенесения скорбей, и благоразумнаго отражения интриг человеческих, и козней исконнаго врага. Поминайте Царепророка Давида, который помощию Божиею перешедши подобныя обстоятельства, написал о сем так: терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей и от брения тины (греховной), и постави на камени (Заповедей Божиихъ) ноземои, и исправи стопы моя. И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Псал. 39).

О детском чтении

Мнение мое в отношении занятий чтением такое, чтобы прежде всего занимать юный ум Священною Историею и чтением житий святых по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно с помощию Божиею суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих и какия бедственныя последствия бывают от нарушения оных. Все это выводить из примера прародителей наших, вкусивших от запрещеннаго древа, и за то изгнанных из рая.

Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв, символа веры и избранных псалмов, например: "Живый в помощи Вышняго", "Господь просвещение мое" и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай,- не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Особенныя тонкости и предосторожности по сему предмету не совсем уместны. Нужно вести дело проще, с надеждою на помощь Божию, которой и всегда просить должно за молитвы блаженнаго нашего отца [Макария].

Приветствие детям

Приветствие мое о Господе NN.; от всей души желаю им наслаждаться детским покоем в непонятном для них мире духовном, дондеже будут разумевати. Не вотице сказано: приложиши разум (то есть разумение), приложится и печаль. Впрочем, отцу и матери желаю взирать на ангельское пребывание детей, получать утешение и отраду души в случающейся и встречающейся печали.

Об осторожности в разговорах с неверующим

В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить себя. Знайте, что вы чрез брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанины, то есть пагубныя вражия возражения и сомнения, которыя он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать? Одно посоветуйте брату вашему, чтобы он ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, быв побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла. По сей причине и притворяются они не понимающими, для чего Бог создал человека с свободною волею.

Школьные смуты

Как-то вы там вблизи школьных смут пребываете? Если когда-либо, то в настоящее время еще более потребны вера и упование и прошение милости и Покрова Божия. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по Заповедям Его святым, точию о взаимном мире да не нерадим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, точию не человекоугодием по духу мира. Разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных, еже буди нам иметь помощию Божиею за молитвы блаженнаго нашего отца. Также да не забываем слов Апостола: "Терпения имате потребу, да волю Божию сотворите" и пр.

О людской лжи

Вам кажется, что некоторые люди позволяют себе безстыдно лгать, а на самом деле это совсем не так, а вот как. Ежели по слову св. отцев и одна страсть ослепляет человека, то что будет, когда их соберется куча целая? Например, высокоумие, честолюбие, от них же гнев и ненависть к препятствующим. Если, говорю, возобладают такия страсти человеком, может ли он иметь правильный взгляд на вещи? Не станет ли он, под влиянием этих страстей, выдавать неправильныя мнения за сущую правду? Как человеку кажется, так он и говорит.

Не будьте слишком строги к представляющим дело в ложном виде. Вот и солгавший на женщину, думаю, сделал это не намеренно, а как светский человек, от разсеянности, смешав два разговора вместе, бывший в известной комнате и другой где-либо в ином месте, по слуху (об известном предмете)... Пример сему и у нас был. Г. Муравьев (А. Н.), бывши в Скиту в двух келлиях разных, в одной видел переплетное мастерство, а в другой токарный станок, и после спутал в одну келлию и так напечатал в своей книжке.

Когда будет бороть вас подозрение, то вы говорите себе: "Может быть, это не так",- и оставляйте дело в среднем смысле.

Служебные отношения

Служебныя дела ваши день ото дня усложняются и затрудняют ваше положение.

Что делать? В настоящее время - неустройство в целом мире от брожения умов и от чрез меру развитаго самолюбия. Не говоря уже о каких-либо увлеченных людях, видим, что между самыми благонамеренными людьми редко можно найти двух во всем единомысленных и согласных; но и из таких людей всякий думает по-своему, видит вещи по-своему и действует с настойчивостию тоже по-своему,- когда в силах, то открыто, более же политически и ухищренно. И так действуют потому, что иногда уверены в правильности своих убеждений до папской непогрешимости, иногда же уклоняются в человекоугодие по человеческим разсчетам.

В первом случае забывается слово Апостола: "Мняйся видети что, не уразуме, якоже подобает"; и еще: "имут ревность, но не по разуму", а в последнем случае - слово Псалмопевца: "разсыпа Бог кости человекоугодников". Находясь среди таких обстоятельств, кто еще не имеет совершенно полной власти, непрестанно да памятует совет Самого Господа: "будите мудры яко змия, и цели яко голубие", то есть, видя несправедливое действие [кого-либо], вместо того, чтобы раздражаться от негодования, должен употреблять мудрость, чтобы достигать цели, не во всем, а хотя в главном или в чем возможно; подобно как змия, когда ранят тело ея, всячески старается соблюсти главу. Вообще ныне время такое - хотя бы в чем-нибудь достигать благонамеренной цели. А в отношении главнаго предстоятеля, кто бы он ни был, должно иметь следующее соображение: действовать, приспособляясь к его характеру; и кто уклончив - одно говорит на словах, а другое выражает в действиях и на бумаге, с таким не должно прибегать к словесным объяснениям,- они напрасны: а лучше самое дело пускать в ход на волю Божию: пройдет - хорошо, не пройдет или подвергнется неправому изменению - вы за это отвечать не будете. Должно успокоивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение и требует посильнаго и возможнаго действия, а не сверх силы и возможности.

Доносы

Доносы должно принимать средним образом вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет. Не должно и своим выбором служащих смущать, зная, что Господь избрал Иуду в лик Апостолов, за [дело] предательства котораго никто не обвиняет ни перваго, ни последних. Полезно помнить совет пророка Давида: Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне (Псал. 36). Читайте и весь псалом.

Неприятная молва

Даровавши всем радость вечную да утолит и скорбь вашу временную, касательно разнесшейся молвы о ваших служащих.

Вдруг оскорбляться этою молвою не должно, а лучше постараться сделать наблюдение и, отыскавши виновных, сделать исправление. Молва эта не есть что-либо необыкновенное,- чего на свете не бывает! Всякому классу людей своего рода бывают искушения. Касательно же себя нужно искать успокоения в собственной совести, в терпении и молитве, веруя несомненно, что подобными искушениями очищаются наши согрешения, происходящия от несправедливаго мнения и подозрения в отношении других. Пр. Марк подвижник пишет, что кроме сих средств, то есть терпения и молитвы, невозможно избавиться от тяжести искушений.

Скорби

Укрепляйте себя верою и надеждою на милосердие Божие. Сотворивый толикий мир силен поправить и ваши дела. Кто похвалится не жалеть об ошибках прошедшаго времени? Но за эти ошибки мы же терпим скорби временныя, чтобы избавиться от скорбей вечных, как устрояет о нас промышляющий Господь, наводя различныя на нас искушения к очищению нашему и к обучению духовному, чтобы возбудить в нас веру опытную и живую, и упование непостыдное, как свидетельствует апостол Павел, говоря: "Скорбь соделовает терпение, терпение же упование; упование же не посрамит". Поэтому презирайте злыя внушения врага, который, по слову апостола Петра, "яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити" или грехом, или безмерною скорбию и отчаянием. Но силен Господь за молитвы общаго нашего отца защитить вас от нападений вражиих, равно и от тех неприятностей, которыя смущают вас и отягчают душу вашу.

Утешает нас Апостол, говоря: "верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но с искушением сотворит и избытие". Укрепляйте себя сею надеждою и не удивляйтесь, что вы как будто стали равнодушны ко всему и даже к своему семейству. Непомерная скорбь притупляет отрадныя чувства и в этом отношении. Но будем молиться Господу, да сотворит с нами милость Свою. В подобных случаях полезна молитва по примеру мытаря, который противу укоризн и порицаний и унижений фарисея не оправдывался ни словом, ни мыслию. О! Дабы и мне усвоилась молитва сия.

О тоске

На днях видел я во сне покойнаго батюшку о. Макария и он наскоро приказал мне приготовить письмо против тоски.

И во сне, и проснувшись, думал я об этом.

Тоска, по свидетельству Марка подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.

Тоска происходит и от других причин: от оскорбленнаго самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, оттого и томимся.

Разсмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска) и не оскудевает ли в вас вера и упование на Всеблагий Промысл Божий? Аностол сказал: "верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но со искушением сотворит и избытие", то есть избавление от скорби и искушения. Если таких причин не найдете за собою, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям. В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма св. Златоуста к Олимпиаде. (Книжка в хорошем русском переводе). При внимательном чтении этих писем вы увидите, что, во-первых, печаль и тоска бывает смешанная, происходящая по ухищрению вражию, от мнимоблагих причин; во-вторых, увидите, как зловредна и душевредна такая печаль, что угодник Божий, вопреки общаго обычая святых, вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевредной печали и похитить оную из сетей коварнаго врага; и для сего употребил труд усиленный, несмотря на свое заточение и крайнюю болезнь телесную и другия неудобства. Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную.

Еще спрашиваете меня: отчего после исповеди N. получил облегчение, а после приобщения св. Таин тягостное чувство?

Судьбы Божии неисповедимы. Одно лишь известно, что Господь все устрояет к нашему смирению, ради котораго изливает на людей Свою милость. Впрочем, думаю, что может быть N.. получив облегчение душевное после исповеди, ожидал получить после приобщения св. Таин утешение духовное, вопреки евангельскому слову, что "Царствие Божие не приходит с соблюдением"; потому и получил противное чувство ради вразумления; или, может быть, злохитрый враг пред причащением или вскоре после онаго окрал душу памятозлобием, негодованием и обвинением кого-либо или каким-либо человеческим и неблаговременным словом.

Да покроет нас милость Божия от коварств вражиих!

О тоске

Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастися, а иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемаго. Отраду же некоторую в тоске вашей находите вы при мысли о смерти, потому что тут представляется избытие многих ваших тягот. Но если бы мы, как сказано в Отечнике, знали вполне, какое томление несут за гробом не получившие милости Божией, то охотно бы несли всякую здешнюю тяготу, внешнюю и внутреннюю. Если о всякой вещи должны молиться Богу, да будет воля Твоя, то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечнаго спасения. Ежели же кто не вполне располагается или предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторыя мнимоблагия желания, то он по временам будет впадать в малодушие и нетерпение, в избежание чего и советует Авва Дорофей мыслит так: хощу, якоже будет.

Жалуетесь на тоску и печаль. Такое состояние души бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собою. Печаль, по духовным причинам бывающую, Апостол называет полезною весьма; "печаль яже по Бозе, - говорит он, - покаяние нераскаянно во спасение соделовает". Нераскаянно - значит, если человек не обращается вспять от покаяния к благочестивой жизни. Этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом нашим. Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову Апостола, смерть соделовает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается оной, оставив упование на Бога.

Печаль мирскую производят три причины: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, которыя, по слову Апостола, не суть от Бога, но от мира сего. Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не возстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, по видимому блаженствующих. Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет: "Идеже зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь. Премудрость же, яже свыше, первее чиста есть, потом мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна, нелицемерна" Несумненна - значит неосудлива. Считающие себя умеющими и более других разумевающими склонны к осуждению.

Вот аз скудоумный, увлекающийся желанием пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указал вам причины, наводящия тяготу душевную, - не в обличение, но сердечно желая избавления вам от нестерпимой печали, которая отравляет жизнь вашу. Сами вникните и разсмотрите, от чего более происходит томление духа вашего и, призывая со смирением и верою помощь Божию, постарайтесь по силе удалить неправильные поводы и причины. Не вотще Апостол сказал: "терпения потреба, да волю Божию сотворивше, жизнь вечную улучим". Да, не малое терпение и разумение и смирение потребно, чтобы избавиться обоюдной стремнины, где, с одной стороны, искушает тонкое миролюбие и тягота плоти, а с другой - ревность не по разуму, доводящая до рвения; и все это лишает мира душевнаго, тяготит, томит, смущает. Господи! Помози, заступи, спаси и помилуй! Помилуй нас, яко немощны есмы! Враг же противоборющий безчеловечен и добра ненавистник, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити; но да упразднится его кознодейство.

Смущение есть самое душевредное искушение

Смущение, по каким бы оно благовидным причинам ни приходило, есть самое душевредное искушение. Посему должно считать неправильными и несправедливыми те причины и поводы, по которым оно возбуждается. Ежели всеблагий Господь заботится о пользе нашей душевной и спасении нашем более, нежели мы сами, то и должно нам всегда искать успокоения от возмущающих нас мыслей в благости и всемогуществе Божием; а неуместною заботливостию нашею и безвременным опасением и боязнию ничего сделать не можем. Будем жить, пока дарует нам жизнь Жизнодавец, Иже мертвит и живит, поразит и исцелит, вся устрояяй премудростию Своею, по единой благости, ко благому и полезному и спасительному. Не должно забывать евангельское слово: "Горе, егда добре рекут о нас вси человецы".

Зависть

Пишете вы, что видя себя хуже других, склоняетесь на зависть.

Обратите это чувство к другой стороне и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере онаго и будете получать успокоение от различных тяготь душевных. Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но видно вам это не полезно. При этом должно знать, что иногда люди по собственной неосторожности, сделанной когда-либо прежде, подвергаются впоследствии затруднительным обстоятельствам. В таком случае против смущения надобно вооружаться самоукорением, и помощию Божиею человек будет уснокоиваться. Добром сделанным оправдывать себя нельзя в таком смущении по закону духовному: сделавши что-либо доброе кому, жди о сем скорбнаго искушения. Не вотще Апостол говорит: "аще живем духом, духом и да ходим: не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще". Заметьте эти два признака, не свойственные благочестивой жизни.

Леность к молитве

Касательно препятствий и лености на молитве, также и другой борьбы душевной, помните всегда слово евангельское, что "нудится Царствие Небесное и нуждницы восхищают оное". Не удивляйтесь нимало тому, что ощущаете в себе движения и чувства, противныя евангельской любви и простоте. Безстрастие не все имеют. А если кому и дается оное, то по многой борьбе и по великом подвиге, более же за смирение. А нам немощным нужно в свое ободрение и утешение помнить и держаться псаломскаго слова: "прозябоша яко трава, и проникоша вси делающие беззаконие, яко да потребятся в век века". То есть, когда будем ощущать в себе противныя чувства и движения или помыслы, должны потреблять их самоукорснием и призыванием помощи Божией.

Самоукорение

Ради самоукорения не должно приискивать случаев, в которых невиновны, тем более когда это не успокоивает нас, а лишь в большее приводит смущение. Причина явная и готовая к самоукорению - грехи наши и гордость, если тотчас не открываются другия причины. При том надобно помышлять, что в каждом деле и поступке недостаточно одной благонамеренности, а потребны благоразумное искусство и основательное обсуждение дела. Вот тут-то много поводов и найдется к самоукорению и смирению, а не к смущению, которым обнаруживается тайная гордость. Смирение всегда сознает себя скудным искусства и уменья поступать как должно; впрочем, всегда успокоивает себя сознанием своей худости и благонамеренностью, которой прежде всего ищет Бог от человека. Смирение заботится о возможном совершении и достижении своих целей, собственно в делах внешних, и чуждо неуместной настойчивости. Сам я хоть и непричастен сему, но вопрошающим обязан высказать истину. Объяснять, кому следует, свое душевное устроение весьма полезно, и доставляет внутреннее облегчение; но нужно войти во вкус сего собственным опытом, при доверии и оставлении собственных разумений. Не должно думать, чтобы мы могли сделать кого-либо несчастным или благополучным. Это принадлежит только Богу и собственной воле человека, если благоразумен пребывает пред Сотворшим его.

Как и чем умерять себя

Вы спрашиваете, чем себя умерять в своих действиях? - Смирением, самоукорением, покаянием и страхом Божиим, памятуя всегда слово псаломское, чтобы уклоняться прежде от зла, а потом уже стараться творить благо.

В подобных случаях, например, какие были между вами за детей, если не удержите себя в границах умеренности, можно после опять помягче объясниться, что польза детей заставила вас крупно поговорить. Такое объяснение потребно по разсмотрении вообще с людьми, не понимающими христианскаго смирения и обычая примиряться испрашиванием прощения; а иногда и это не нужно, но [нужно] самоукорение.

О покаянии и исполнении Заповедей Божиих

Если бы Господь по милосердию Своему не даровал нам таинства покаяния, врачующаго многия немощи наши, то куда бы деваться нам неисправным, присно готовым нарушать обеты св. крещения? Главная сила покаяния состоит в смирении, которое, как и всякая добродетель, имеет свои степени. Блажен, кто обретается хоть на какой-нибудь из степеней преблаженнаго смирения, которое во всяком неприятном и скорбном случае более себя винит, что оно не умело поступить, как бы следовало, а потому и пребывает всегда более спокойно. Мнимая же правость наполняет душу смущением, весьма вредным на пути благочестия.

Мы имели указание от покойнаго отца нашего (Макария) на слова Петра Дамаскина, что спасение человека совершается между страхом и надеждою, чтобы не отчаяваться и безполезно не надеяться (3 ч. Добротолюбия о семи деланиях). Обе эти крайности душевредны и опасны. Господь чрез притчу о мытаре и фарисее ясно показал, как повинные и слабые грешники могут получать чрез смиренное покаяние не только спасение, но и оправдание; и как человек, по видимому безгрешный и с различными видимыми добродетелями, может быть отвержен Богом за горделивый образ мыслей. Если ап. Иаков и говорит о делах, что "вера без дел мертва есть", но говорит о сем не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворить ему в нужде, говоря так: "аще брат или сестра наши будут и лишены дневныя пищи, но речет им могущий благотворить: идите с миром, то кая польза?" А св. ап. Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия в сердце и любви к ближнему, говоря так: "Аще раздам вся имения и предам тело мое во еже сожещи е, любве же не имам, ни кая ми есть польза". И Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: не имею, несть солга; потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: благотвори требующему, елико рука твоя может.

Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагия видимыя дела. При оскудении же делания Заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием; и наоборот, как показано у Исаака Сирина (сл. 34, с. 168),

Поститься должно, соображаясь с телесными силами

Наступающий пост старайтесь проводить разсудительно, соображаясь с телесными силами. По нездоровью и в 69 апостольском правиле разрешается елей в среду и пяток, и даже некоторым на Страстной седмице с покаянием и самоукорением, памятуя мудрое изречение св. отцев, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Св. Исаак Сирин пишет об одном старце, который вкушал пищу через два дня. Если же приходилось ему побеседовать с приходящими час или два, тогда он уже не мог вкушать пищу обычно, а принуждаем был сокращать срок времени и вкушал более обычной порции. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми, к тому же и нездоровье привязывается к вам. Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое разсуждение со смирением.

Ежели в душевных недостатках приемлется покаяние, смирением растворенное, то в телесных немощах покаяние и самоукорение еще более имеютъ место. Св. Лествичник приводит слова: "не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь". Начните, помолившись Богу, вкушать пишу в пост с елеем. Если же нужда потребует по нездоровью вашему и большаго, то в виде лекарства можете употреблять и большее. Представьте со смирением немощь вашу Господеви, и силен Он устроить все во благое.

Во время приготовления [к Св. Тайнам] нужно несколько дней употреблять пищу без елея, но только советую вам придумывать пищу попитательнее, из сухих плодов и подобнаго, по желудку вашему, чтобы вы были способны к службам (если это возможно) и присматривать за детьми, и в доме.

О питье чая до обедни

Пить или не нить чай до обедни в праздники? В этих случаях всякому должно смотреть на указание своей совести и на свою немощь телесную. И чтобы помирить совесть с немощью, хорошо бывать у ранней обедни и, напившись чаю, можно отправляться и к поздней обедне, смотря по обстоятельствам.

Если же не случится быть у ранней, а немощь пересилит к чаю, то нужно после приносить в этом покаяние, как и во всяком нарушении Заповедей Божиих по немощи. Если мы немощны телом и духом, то более должны держаться смирения и покаяния, не оставляя и того, что по силе своей нести можем. Смущаться во всяком случае вредно. Видя же немощь свою и неисправность, за таких себя и считать должны.

О безмолвии в миру

Безмолвие - в числе семи деланий у Петра Дамаскина в Добротолюбии; и сказанное в 254-м ответе Варсонофия Великаго, чтобы не обращаться свободно с другими, для вас, живущих в мире и семейных, имеет одинаковый смысл и значение. Безмолвие в этом делании названо и безпопечительностью, чтобы не заботиться по человеческим разсчетам о чем-либо, а во всем, касательно себя и семейства, возлагаться на Промысл Божий, делая только возможное по силе своей. Свободно же не обращаться с другими - в славянском переводе читается: иметь бездерзновенность, то есть не мешаться в чужия дела, избегать знакомств и связей без надобности, также неуместных толков и пересудов, говорить кратко и по нужде, и только на вопрос. Но скажу, что делание сие неудобоисполнимо не только для вас, но и для нас. Потому-то блаженный старец наш о. Макарий и сам держался пути самоукорения и познания своей немощи и других тому же научал, так как без смирения и исправные делатели не оправдятся.

Истинная любовь

Весьма кстати и во-время N. пожелал узнать свойства той любви, без которой ни раздаяние всего имения, ни предание тела на сожжение недействительны. Свойства эти изъясняет сам Апостол в том же месте, говоря: "Любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (то есть не помнит зла), не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит (то есть все покрывает), всему веру емлет, вся уповает (то есть всегда надеется всего лучшаго), вся терпит. Любы николиже отпадает" (от Бога и от людей в самых трудных обстоятельствах). Блажен, кто стяжал такую любовь; а мы, немощные, хотя да стремимся к стяжанию свойств и качеств ея самоукорением. смирением и покаянием. Необходимыя сии добродетели притупляют горесть и горечь стеснительных обстоятельств, подавая облегчение и соразмерную отраду душе страждущей, и по силе смиряющейся, и кающейся с самоукорением, которое состоит том, чтобы всегда причиною скорбей и огорчений и стеснительных обстоятельств поставлять грехи свои и гордость. Видимой гордости в нас как будто не заметно; но обнаружение тонкаго самолюбия и честолюбия нередко проявляется в негодовании, раздражительности, в ревности не по разуму, а иногда в некоем завидовании удачам других. Самолюбие и честолюбие, хотя и тонкия, много препятствуют стяжанию той любви, о которой сказано выше. Не вотще изрек св. Давид: виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя. Первая степень к достижению истинной любви есть искание прощения грехов правильными средствами. А св. Лествичник еще смиреннее говорит: аще и на всю лествицу добродетелей взыдеши, о оставлении согрешений молися.

Должно помнить о смерти

Смерть всему конец. К этому концу надобно сводить все счеты наши и разсчеты. В таком случае, то есть если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отчета, то можем избавиться от излишних забот и чрезмерных скорбей, вернее огорчений душевных. Ежели не будем забывать, что "многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное и что все хотящии благочестно жити гоними будут", то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческия от покорных исконному врагу человечества, паче же человеческаго спасения; также почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не вотще праведный и многострадальный Иов говорит: "не искушение ли есть житие сие человеку". Да подражаем сему праведнику в вере и терпении, благословляя имя Господне и памятуя слова Апостола: "любящим Бога все поспешествует во благое"; и паки: "его же любит Господь, наказует" и прочее. И "аще страждем со Христом (то есть подобно Ему терпим неправедныя обвинения и оскорбления), то с Ним и воцаримся. Еже буди всем нам получити милостию и человеколюбием Божиим.

Я часто повторяю слова опытных, что надобно пользоваться настоящим; и кто настоящим пользуется хорошо, того и последствия бывают отрадны, если не оскудеет вера. Сотворим, елико можем помощию Божиею, дондеже время имамы; а будущее предоставим Всеблагому Промыслу Всесильнаго Бога, Егоже судьбы нам недоведомы. Вся Ему возможна, точию да будем покорны всесвятой и всеблагой Его воле.

Многогрешн. I. Амвросий.

Пожелания на Новый год

Желаю вам, с милыми вашими малютками, вступить в Новый год с новыми силами и с новым мужеством к терпению находящих скорбей и неприятностей, в них же не бывает оскудения для всех, хотящих спастися и наследовать блаженную вечность. Не ложно слово Апостола, что "все, хотящие благочестно жити, гоними будут". О, дабы подал нам Господь постоянство и крепость, неуклонно и с верою взирать душевными очами к горнему воздаянию да таким образом удобно презрим дольние и земные разсчеты, выгоды и невыгоды, приятное и скорбное по сказанному: "любящим Бога вся поспешествуют во благое!"


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную