Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О различии нечистот внешних и духовных
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


3 декабря [...]

Получил письмо ваше из В. Пишете, что вам в мысли сравнения представился осел, везущий навоз с хутора в усадьбу. Сравнение это не совсем сходно с настоящим смыслом и значением самаго дела. Навоз животных и простой человеческий способствует к удобрению земли, потому его и возят на усадьбу и на поля. Напротив же, навоз грехов человеческих не только не полезен, но и вреден, и заразителен для нив душевных и усадеб сердечных; и потому его вон вывозят, как из усадеб, так и с полей, очищая оныя, на такия места, с которых бы во время духовнаго половодия мог быть снесен этот греховный навоз в море милосердия и забвения Божия, как сказано одним пророком: если человек искренно покается и не обратится вспять, то Господь не воспомянет грехов его. И другой от святых говорит: грехи всякаго искренно раскаявшагося, и не возвращающагося вспять, пред очами Божиими подобны горсти песка, брошенной в море.

Вам более нравится, ежели кто участок своей земли, ради удобрения, делит на три поля, а не на семь полей. Также и для очищения нив душевных удобнее делить оныя на три поля, начиная сперва очищать часть поля сугубаго славолюбия, т.е. искания человеческой славы и похвалы или превозношения и презрения других и, наконец, третье* поле - сугубаго сребролюбия, то есть любоимения и любостяжания. Когда эти три поля очистятся, то с ними незаметно отсекутся и другия страсти, от них происходящия, т.е. гнев и памятозлобие, печаль земная, зависть, ненависть, охлаждсние и леность относительно молитвы и дел благочестия. Впрочем, кто делит участок земли сердечной для очищения онаго от греховной примеси и на семь частей, то есть на семь страстей или смертных грехов, и тот неплохо поступает, лишь бы только занимался этим очищением как следует.

______________________

* Так в письме. - Прим. издателя писем.

______________________

Но обратимся опять к возницам навозным и к хозяевам этого неудобнаго товара. Чтобы дело очищения нив душевных шло как следует, для сего требуется быть внимательным как хозяевам, так и возницам. Первые должны внимательно осмотреть неудобный свой запас и искренно объявить оный возницам; а сии должны внимательно разсмотреть и искренно объявить: как и куда свезти этот запас, чтобы он не остался незахваченным и неснесенным в море милосердия Божия во время духовного водополия.

До зде - образное толкование. Но объяснение простое и прямое действительнее и полезнее, котораго и следует держаться, особенно вам, по вашему душевному настроению. Бог есть существо простое; и жизнь духовная должна быть простая. Образность в православной Церкви допускается только в церковных обрядах и в семи таинствах; потому они и называются таинствами. Все же прочее имеет прямое и ясное значение. Поэтому и нужно избегать образности и иносказательности, особенно в исправлении нравственнаго своего устроения.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную