Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Ревность о благочестии должна быть разумна
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


13 ноября 1871 года

При последнем прощании вы два раза оградили себя крестным знамением, в первый раз с словами: "Богомудро, целомудро, преподобно и праведно"; а во второй раз со словами: "Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". По краткости времени и по чувствуемой тогда мною слабости телесной я не мог ничего сказать вам вопреки. Теперь же объясняю, что крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святыя Троицы, произнося: "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", или с именем Единаго от Троицы, нас ради вочеловечшагося и волею распеншагося, произнося: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Выше сказанныя же слова по значению своему вовсе не идут к крестному знамению. Хотя при словах: "Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", произносимых иереем при совершении Евхаристии, диакон творит звездицею крестное знамение, но там это имеет свое особенное значение.

Слова же: "Богомудро, целомудро, преподобно и праведно", имея значение только духовно-нравственное, никак не могут заменять [ни] имени Святой Троицы, ни имени Господа Иисуса. Именем Иисуса поражай мысленные ратники, - говорит св. Лествичник, - ибо нет крепчайшаго против них оружия ни на небеси, ни на земли. Лучше советую вам слова: "Богомудро, целомудро, преподобно и праведно" приложить к четырем главным духовнонравственным добродетелям, к совершению которых, по слову смиреннаго Никиты Стифата*, должны быть направлены четыре начальнейшия силы ума человеческаго - разум, остроумие, постизание и твердомыслие. Добродетели эти: мудрость, целомудрие, мужество и правда, которыми человек должен ограждаться, чтобы отразить и победить три главныя страсти: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. При отражении каждой из сих трех страстей потребно иметь и богомудрый разум, и великое твердомыслие.

______________________

* Славянск. Добротолюбие, Сотн. 1, гл. 12.

______________________

То и другое требовалось, да еще в какой степени, целомудренному Иосифу, чтобы избежать сетей прелестницы, непрестанных и опасных! И опять - сколько потребно было мудрости духовной и вместе великаго твердомыслия трем преподобным Вавилонским отрокам, чтобы, презрев славу человеческую и гордость житейскую, сохранить свое преподобие, живя при дворе языческаго царя, не употреблять, во-первых, мясной пищи, а питаться семенами, вопреки строжайшаго приказания царя и, во-вторых, не поклониться златому идолу при народном собрании всего царства, хотя и предлежало им быть ввергнутым в огненную пещь седмократно разженную. Наконец, праведному Иову сколько потребно было постизания, твердомыслия и вместе богомудраго разума, чтобы среди великаго счастия и славы не пристраститься ни к чему земному, и опять, среди великих бедствий, в крайней нищете и несказанной болезни не только не пороптать, но даже нисколько не погрешить ни словом, ни мыслию, а всегда быть способным благословлять Господа, даже и тогда, когда лицемерные друзья его и огорченная жена его, самое сильное и самое искусительное оружие диавола, побуждали к противному.

К сказанному прибавлю, что мудрости свойственно иметь не только остромыслие, но и дальновидность, и предусмотрительность, и вместе искусство, как поступить. Двое из замечательных покойных Оптинских старцев часто говаривали, один: искусство - половина святости; а другой, при чьих-либо ошибках от неуместной ревности, всегда произносил: свят, да неискусен; потому что неискусство, при неуместной ревности, часто может производить безтолковой путаницы не менее самаго греха.

Вот я вам выставил великие примеры, хоть для малаго подражания, как жить богомудро, целомудро, преподобно и праведно.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную