Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
О ереси шалопутов
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


29 июля 1882 года

Возвращаю присланную тобою книгу, в которой находится статья о шалопутах. Эта новая еретическая секта составилась из двух прежних старых сект, давно существовавших, особенно в Тамбовской губернии,- секты хлыстов или скопцов, которых ссылали в Сибирь за скопчество и секты молоканов, или субботников, называвших себя духовными. Субботниками их называли потому, что оне более веровали Ветхому Завету и собирались вечерами по субботам под воскресные дни петь свои песнопения. Молоканами же их называли потому, что они, вопреки постановлению православной Церкви, в среду и пяток нарушали пост, беднейшие из них - хотя одним молоком. В другие же дни ели, что придется. Духовенство притесняло их за то, что они уклонялись от хождения в церковь, а правительство притесняло их за то, что дети их не хотели служить в военной службе,- всегда убегали из полка и укрывались, если не в домах своих родных, то в домах своих сектантов в ином месте.

В секте хлыстов всегда бывало много денег, потому что у них не оставалось наследников, и все богатство поступало в кассу секты, под надзором главнаго их лица. До сих пор в нашей стороне жива старушка, которая в юности была православная и теперь в старости православная; а в продолжение 30 лет блуждала по разным раскольничьим и другим сектам. Она разсказывает, что сама видела в г. Моршанске Тамбовской губернии, в доме главнаго сектанта хлыстов Платицына, в подвале котлы золота. И раз при ней напали на Платицына полицейские чиновники. Он насыпал им в карманы золота, и они отправились.

Враг рода человеческаго по своим гибельным расчетам из двух этих сект составил одну, отделив самыя грубыя стороны, например, в хлыстах - скопчество и плясание, и кружение, и оставив только наружную благовидность с затаенным лицемерием и лукавством, как, например, одна из мнимоискренних шалопуток развратила священника с женою и тайно выкрала у него из дома все, что он собирал в продолжение 10 лет.

Наружная благовидность шалопутов привлекает многих неопытных, особенно простолюдинов. Не всякий знает апостольское запрещение: еретика человека по первым и вторым наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10-11).,

Слово "ересь", "еретик" происходит от греческаго слова αίρέω - "выбираю". Истинные христиане, составляющие единую соборную Церковь Христову, принимают все Писание вполне, как новое, так и ветхозаветное, только кроме ветхозаветных обрядов. А еретики разнаго рода только по выбору некоторыя места Писания принимают, которыя им нравятся, как, например, шалопуты основывают свою жизнь на одном только месте Евангельскаго изречения: блажени милостивии, яко тии помиловани будут. А что Господь сказал Апостолам, а в лице их и преемникам их - епископам и пресвитерам: Саушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лук. 10, 16),-это оставляют втуне, и на эти слова Христовы не обращают никакого внимания, как и на другия слова Христовы: ...аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Единая святая соборная Церковь уподобляется кораблю, а разные еретики, как и шалопуты, думают переплыть житейское море без корабля, а на лодках, но горько обманываются. В недавнее время один, как видно из главных членов шалопутских, неизвестно как разбогатевший, построил богадельню (а помещаются в ней более не церковныя) в г. Сухиничи Калужской губ. и вскоре после этого умирал страшною смертию,- четыре дня драл себе руками лицо и волосы и призывал бесов, чтобы скорее взяли его душу. Четыре человека не могли удержать его рук, чтобы он не терзал самаго себя, и неизвестно как скончался. Господь явно чрез это показал многим, чтобы не увлекались наружною благовидностию и прибыльной жизнию.

Шалопуты много надеются на безразсудный пост, и некоторые из них крайне изнуряют себя, и этим изнурением тщеславно хвастаются, восприемля мзду свою. Нет времени описывать безразсудность шалопутов. Апостол утвердительно говорит, что всякий еретик есть самоосужден, то есть сам себя обрек на вечное осуждение чрез гордость свою и непокорность святой и истинной соборной Церкви, как Сам Господь говорит: "Аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь".

К шалопутам прилично относятся апостольския слова к Колоссянам (Кол. 2, 18): "Никтоже вас да прелъщает изволенным ему смиреномудрием (низкими поклонами и крайним изнурением от поста) и службою ангелов (то есть получением книг из ангельскаго общества по чугунке), яже неуведеуча, безъума дмяся от ума плоти свое"; как тот гордый шалопут, кричавший священнику: "Я - посланник от Господа; ты меня слушай, а не я тебя должен слушать".

Кроме шалопутскаго заблуждения и погибели их самих, шалопуты опасны и вредны для всей России. Если шалопуты умножатся и будет война, то солдаты из шалопутов разбегутся, и чрез это произведут смятение в полках. По этой причине и правительство должно преследовать заблуждение шалопутов; тем более должно быть на страже духовенство, которое к тому обязывается и самым своим призванием.

Шалопуты живут несколько дворов за одной задней оградой, чтобы удобнее укрывать своих беглых и самим укрываться, когда их преследуют на ночных собраниях. Шалопуты показывают только одну благовидную наружность, а на самом деле народ лукавый и злой. И название им дано самое приличное: "шалопуты" - люди шальные и такой путь избравшие. Ежели шальныя собаки опасны и вредны, то шальные люди еще опаснее и вреднее. Не напрасно Апостол говорит, что "князь тмы и власти воздушныя действуют в сынех противления". А этот князь чему хорошему научить может покаряющихся ему? Разве только душевредному и душепагубному.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную