Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
В чем сила заповеди о посте
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письма разным лицам

1. В чем сила заповеди о посте

Очень рад, что служащие у вас стали почитать середу и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Господь же во святом Евангелии глаголет: "Аще кто преслушает Церковь, буди тебе яко язычник и мытарь". Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше разсуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами православной Церкви. Апостол пишет: "Един Бог, едина вера"; то есть как истинный Бог один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина - в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России.

2. Смысл и необходимость поста

Письмо твое от 1 октября получил, в котором пишешь, что на основании слов Самого Спасителя, - не то оскверняет человека, ч то входить в уста, а что выходит из уст, - дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище; теперь же пока, кроме Успенскаго и Великаго поста, других не соблюдать.

Но слова Спасителя, приведенныя тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов. Прочитай-ко сначала 7-ю главу от Марка, где сказаны эти слова, и увидишь, по какому случаю они сказаны. Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь в обличение их неправильнаго понятия о чистоте человеческой и сказал: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит от него, то оскверняет человека. То есть как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А св. апостол Павел говорит: "Аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни". Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходить в забвение Бога и высокаго своего назначения, как и в Псалмах сказано: "уты, утолсте, разшире, и забы Бога сотворшаго его".

О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии. Во-первых, из примера Самого Господа, постившагося сорок дней в пустыни, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: "за неверствие ваше"; а потом прибавил: "сей род ничим же может изъити, токмо молитвою и постом". Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе [от] Марка, когда спросили Господа, почто ученицы Иоанновы и фарисейскии постятся, а Твои ученицы не постятся, Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; ...приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни. Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными - Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же жених у сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому святая Церковь и установила освящать сии дни постом.

Итак, если по милости Божией у тебя проявилось благожелание очиститься от внутренних пороков, то да будет тебе известно, что сей род ничим же может изъити, как только усердною молитвою и постом, впрочем, постом благоразумным. А то у нас тут был один пример неблагоразумнаго поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсть суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь семя конопляное и ел его с квасом, и от такого крутаго перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжение целаго года не могли поправить его.


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную