Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец
Внешняя должность не должна препятствовать собранности внутренней. О неверии и хульных помыслах. Об отношении к Богу. Настроение духа не может быть всегда ровное
(Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)

Вернуться в библиотеку

На главную


Письма к разным лицам

Внешняя должность не должна препятствовать собранности внутренней

13 октября 1880 года

На последнее твое письмо от 9 октября по недосугу отвечаю вкратце. Пишешь, что тебе предлагают место управлять домом гостиницы с меблированными комнатами с жалованьем пятьдесят рублей в месяц на готовом содержании. Но ты опасаешься принять это по причине слабаго здоровья, а во-вторых, боишься потерять собранность мыслей, о которой ты много лет трудилась. Попробуй сперва принять должность эту на год, а потом и видно будет, - можешь ли ты проходить оную без вреда душевнаго. Живя при этой должности, старайся всегда быть в церкви, как теперь ходишь, или по крайней мере быть в будни у обедни ранней или поздней по удобству дел. Также старайся уделять времячко и для домашней молитвы в своей комнате. Для этого имей хорошую прислугу, хотя бы и подороже ценою, чтобы заменяла тебя в потребное время. Помози тебе, Господи, приобретать прибыль внешнюю и вместе не лишаться пользы душевной.

В последнем письме пишешь о своей борьбе с сомнением и неверием. Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать. Св. Дмитрий Ростовский пишет: „Перестанем судить и осуждать ближняго, и хульных помыслов не убоимся, равно помыслов неверия и сомнения".

Ты объясняешь о прежием своем духовном настроении, что ты относилась к Христу, как к другу, объясняя Ему свои нужды. Но такое настроение духа лютеранское, а не православное и не смиренное, а высокое. Православное же отношение к Господу должно быть самое смиренное. Св. Исаак Сирин пишет, что мы должны к Господу припадать в таком смирении, считая себя за земляных червяков и подобно им ползающих, и произносить молитву к Господу в детской простоте, как лепечущия дети, а не с высокомудрием.

Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преп. Макария Египетскаго, который говорит, что тело человеческое создано из земли; а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима, и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы все погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы все попрело. Также потребны не только сильные ветры. И по временам и самыя бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах. Подобныя потрясения потребны для человека христианина, носящаго земляное тело, с которым связана его безсмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. И так лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием.

Многогрешный I. Амвросий

Мир тебе!

Р. S. О себе скажу, что здоровье постоянно слабое, и почти постоянно простужаюсь, а особенно нехорошо и тяжело себя чувствую в осеннюю переменную погоду.

Не следует менять место без надежды на перемену жизни

3 апреля 1865 года

Скорбное письмо твое получил, но в свое время отвечать на оное не мог, хотя и очень желал; но немощь и недосуг не дозволили. Впрочем, ты сравнялась со многими другими в этом отношении. На прошлой почте к после обеду приготовлены были письма многия, но в это время тронулся лед на речке и не допустил отвезти на почту; что утром было отвезено, тем все и закончилось. В мудреном твоем положении и мудреной твоей обстановке мудрено тебе сказать что-либо определенное к твоему успокоению. Знаю, что тебе давно тягостно обычное твое занятие; но что же делать, когда нет возможности изменить его на лучшее,- говорю о перемене твоего занятия на другую жизнь. Если же переменить только место, то не только выгоды не обещается, но как бы еще и не прогадать. Тут одно неудобство, а в другом месте могут случиться неудобства многия, которыя будут препятствовать твоему внутреннему настроению духа. Один тебе советь могу преподать в настоящее время: попроси N. достать где-нибудь 4-й том Ефрема Сирина в русском переводе, и прочтите обе каждая порознь 139 слово о смирении и гордости; и даже советовал бы слово это списать и иметь его для руководства и успокоения в скорбных случаях, а близко подходящия к вашему положению места подчеркнуть, чтобы в случае нужды скорее находить потребное.

Что делать? Потерпи; может быть откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением. Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу.

Мир тебе!


Опубликовано: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891), оптинский старец.


Вернуться в библиотеку

На главную