| ||
Мемуары эти с чувством живейшей признательности посвящаю Троцкому. Так как после гильотинирования я бы уже не смогла написать эти воспоминания, то приходится написать их сейчас. Но это ровно ничего не значит, я давно заметила, что будущее мое почти не расходится с моим мечтанием о нем. Поэтому пишу эти мемуары будущего смело и знаю, что не ошибусь. * * * Вечером, только что собралась ужинать, зашла Вера Валерьяновна. — Я на одну минуточку! Страшно тороплюсь. — Да куда ты? Посиди. — Не могу, тороплюсь. Забежала только попрощаться: мне на завтра назначено гильотинироваться. — Милая! —обрадовались мы.—Как все хорошо устроилось! Ведь нам всем тоже на завтра. — Ночуй у меня,—сказала я.—Вместе все и поедем. Ну, где тебе с Галерной тащиться на Дворцовую площадь. От меня все-таки ближе. А сегодня будем доедать земляничное варенье. Уговорили ее с трудом. — Знаешь, в последнюю минуту всегда столько дела. Я ужасно была рада — вместе будет весело, а то стой там в хвосте часа три, пока до тебя дойдет очередь. Вчера, говорят, рубильщики забастовали на экономической почве и проморозили публику до пяти часов. Делегация от рубильщиков обратилась к осужденным с просьбой поддержать их требования. Ну, те отнеслись с чувством и обещали в крайнем случае объявить забастовку и до тех пор не казниться, пока правительство не пойдет на уступки. И к пяти часам инцидент был ликвидирован. Но эти хвосты прямо возмутительны! С одной стороны тянутся чуть не до Невского, с другой — к Дворцовому мосту, с третьей — заворачивают далеко за Эрмитаж. Гильотина, несмотря на новейшую технику и электрический привод, работает медленно. Что толку, что оттяпывают сразу по пятьсот голов, надо же сначала уложить этих пятьсот человек. Толкотня, беспорядок. Ждать на морозе приходится по два часа. В публике ропот и возмущение. — Налоги дерут, а ничего толком устроить не могут. Туда же, подумаешь,—сильная власть. Дураку сила — самому на погибель. Отчасти они правы. Неужели же нельзя придумать какую-нибудь карточную систему. Или поставить районные гильотины. Заболтались часов до двенадцати. Много забавного. Говорят, наши модницы придумали для гильотины специальный парик а lа Marie Antoinette. Платят за него бешеные деньги. Ну, стоит ли того? От сырости все эти парики моментально развиваются, да и вообще дурацкий вид, когда такая Мария Антуанетта стоит в хвосте. Другое дело во времена Французской революции. Там женщина входила на эшафот, словно на сцену. Публика на нее смотрела, и она всем была видна. В народе гильотиной интересовались, она и пугала, и привлекала. К изобретателю ее относились как к существу загадочному и замечательному. Мальчишки на улицах распевали песенку: Guillotine,
Палач тоже был лицом, привлекавшим к себе общее внимание. — Monsieur de Paris [Господин Парижа (фр.)]. Теперь не то. Теперь гильотина поставлена как фабричное дело. Работают на ней рабочие, и все ясно и просто. А все эти буржуазные претензии придать делу торжественность и красивость — смешны и глупы. Ах, когда же мы наконец дорастем до правильного отношения к повседневным мелочам современной жизни. Русский народ так быстро свыкся и сроднился с гильотиной, что даже странно думать, что ее когда-то не было. Относится к ней с добродушием, только ему одному свойственным, и называет «Галотина Ивановна». Коль не станешь к именинам
поется в народных частушках. Утром поднялись рано. Правду говорила Вера Валерьяновна, что в последнюю минуту всегда набирается масса дела. К девяти часам пришел Мишель, друг нашего семейства. Ему удалось обменяться очередью с одним из своих сослуживцев, и он будет гильотинироваться вместе с нами. Пока пили чай да закусывали, пробило десять, и пора было собираться. Мишель — незаменимый человек! — сделал на дорогу бутербродов. — Может быть, часа три в хвосте стоять придется, проголодаемся. Наконец собрались. Выходим. Извозчика, конечно, ни одного. В трамвай не влезть. Пошли пешком по Садовой. — Какая досада! — ворчала Вера Валерьяновна.—Сразу неудача. Это не предвещает ничего хорошего. Она вообще суеверна. Наконец около Сенной набрели на извозчика. — Три красненьких? — Да ты с ума сошел! Мы ведь не веселиться едем, а по делу. Гильотинироваться. — А по мне все равно,—гнусит в ответ борода из-под нахлобученной шапки.—Все едино, куда вас несет. Другие б, наоборот, прибавили, коли последний раз на извозчике едут. — За что же тебе прибавлять-то? — Вам хорошо,—бубнила борода,—вам голову срежут, да и никаких хлопот. А тут — работай, да лошадь корми, а овес-то нонче... — Бери две красненьких,—торговался Мишель.— Хорошо поедешь — прибавим. — Знаю я вас,—совсем уж озлился извозчик.—Не очень нам тоже выгодно вас, смертников, возить. Вон намедни вез одного, тоже все форсил: «Прибавлю да прибавлю», — подвез его к гильотине, а он говорит: «Обожди минутку, я только деньги разменяю, а то у меня миллион в одной бумажке». Да и сиг в толпу. Ну, я ждал, ждал, слез с козел, пошел его искать. Не видали ли, говорю, товарищи, чернявого, в бурой кепке? А они хохочут, говорят: «Уж не этот ли?» Смотрю —а он, подлец, уж казнился, и голова на снегу валяется! Веселый рассказ извозчика привел нас в благодушное настроение. Кстати подвернулся и другой, и мы поехали На Дворцовой площади масса народу. Экипажи, моторы, пешеходы. Но особой толкотни нет, вероятно, потому, что на домах и заборах расклеены воззвания Троцкого о том, что наблюдение за порядком поручается самим гильотинирующимся. Мы расплатились с извозчиком и дали ему на чай, за что он пожелал нам «легкого пару». Знакомых — масса! В одном из хвостов видела Ольгу Николаевну и Наталью Михайловну. Обе в париках ala Marie Antoinette, но почему-то не пудреных, а рыжих. От мороза лица у них посинели, и, право, ничего во всем этом не было красивого. Очень потешал публику какой-то бритый молодой человек. Говорят, что это конферансье какого-то маленького театрика. Мимо хвостов шныряли мальчишки-газетчики и продавцы сбитня и жареных пирожков. Мишель хотел попробовать, но я его отговорила — такая грязь, и пахнет сальной свечкой. В одном из хвостов вышел скандал. Какой-то юркий молодой брюнет пролез не в очередь, и не успели соседи оглянуться, как он уж казнился. Поднялся скандал. Стали кричать, что кто-то кому-то дал взятку, что евреи всегда умеют первые пролезть. Холодно, скучно. Мишель попросил постеречь его очередь и прошел посмотреть поближе на гильотину. Его очень беспокоил вопрос, что отверстия для голов там слишком маленькие. — А я голован и человек полный! —говорил он.—Я себе все уши обдеру. Около меня ссорились две дамы: — Как можно так душиться перед гильотиной! Это совершенно неприменимо. С вами стоять рядом нельзя — мигрень разыгрывается. — Скажите, какие нежности,—фыркала другая.—Успокойтесь, не успеет ваша мигрень разыграться. Она была права. Дверца решетки, окружающей гильотину, распахнулась, и наш хвост быстро стал продвигаться вперед. — Не напирайте, не напирайте! — Нельзя ли поделикатнее... — Ну и публика! — Совершенно несознательные элементы. Следовало бы всем нам, смертникам, самоопределиться, составить союз и вообще взять гильотинное довольствие в свои руки. — Теперь уже не поспеть. — И о чем раньше думали! — Проходи, проходи, не задерживай! — И то идем. Опубликовано: Тэффи Н. Вчера. Пг., 1918.
Тэффи Надежда Александровна (наст. фамилия: Лохвицкая, по мужу Бунинская; 1872—1952) — русская писательница, поэтесса, мемуаристка, переводчица. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и генерала Николая Лохвицкого, соратника адмирала Колчака. | ||
|