| ||
Допрос затянулся, и жандарм почувствовал себя утомленным; он сделал перерыв и прошел в свой кабинет отдохнуть. Он уже, сладко улыбаясь, подходил к дивану, как вдруг остановился и лицо его исказилось, точно он увидел большую гадость. За стеной громкий бас отчетливо пропел: «Марш, марш вперед, рабочий народ!..» Басу вторил, едва поспевая за ним, сбиваясь и фальшивя, робкий осипший голосок: «...ря-бочий на-ред...». — Эт-то что? — воскликнул жандарм, указывая на стену. Письмоводитель слегка приподнялся на стуле. — Я уже имел обстоятельство доложить вам на предмет агента. — Нич-чего не понимаю! Говорите проще. — Агент Фиалкин изъявляет непременное желание поступить в провокаторы. Он вторую зиму дежурит у Михайловской конки. Тихий человек. Только амбициозен сверх штата. Я, говорит, гублю молодость и лучшие силы свои истрачиваю на конку. Отметил медленность своего движения по конке и невозможность применения выдающихся сил, предполагая их существование... — «Крявавый и прявый...»,—дребезжало за стеной — Врешь! — поправлял бас... — И что же — талантливый человек? — спросил жандарм. — Амбициозен даже излишне. Ни одной революционной песни не знает, а туда же, лезет в провокаторы. Ныл, ныл... Вот, спасибо городовой, бляха № 4711... Он у нас это все, как по нотам... Слова-то, положим, все городовые хорошо знают, на улице стоят — уши не заткнешь. Ну, а эта бляха и в слухе очень талантлива. Вот взялся выучить. — Ишь! «Варшавянку» жарят,—мечтательно прошептал жандарм.— Самолюбие — вещь недурная. Она может человека в люди вывести. Вот Наполеон-простой корсиканец был... однако достиг... гм... кое-чего. — «Оно горит и ярко рдеет...» — «То наша кровь горит на нем»,—рычит бляха № 4711. — Как будто уж другой мотив, — насторожился жандарм.—Что же, он всем песням будет учить сразу? — Всем, всем. Фиалкин сам его торопит. Говорит, быдто какое-то дельце обрисовывается. — И самолюбьище же у людей! — «Семя грядущего...»,—заблеял шпик за стеной. — Энергия дьявольская,—вздохнул жандарм.— Говорят, что Наполеон, когда еще был простым корсиканцем... Внизу с лестницы раздался какой-то рев и глухие удары. — А эт-то что? — поднимает брови жандарм. — А это наши, союзники, которые на полном пансионе в нижнем этаже. Волнуются. — Чего им? — Пение, значит, до них дошло. Трудно им... — А, ч-черт! Действительно, как-то неудобно. Пожалуй, и на улице слышно, подумают, митинг у нас. — Пес ты окаянный! — вздыхает за стеной бляха,—Чего ты воешь, как собака? Разве ревоционер так поет! Ревоционер открыто поет. Звук у него ясный. Кажное слово слышно. А он себе в щеки скулит да глазами во все стороны сигает. Не сигай глазами! Остатний раз говорю. Вот плюну и уйду. Нанимай себе максималиста, коли охота есть. — Сердится! — усмехнулся письмоводитель.— Фигнер какой! — Самолюбие! Самолюбие, — повторяет жандарм.— В провокаторы захотел. Нет, брат, и эта роза с шипами. Военно-полевой суд не рассуждает. Захватят тебя, братец ты мой, а революционер ты или честный провокатор — разбирать не станут. Подрыгаешь ножками. — «Нашим потом жиреют обжо-ры»,— надрывается городовой. — Тьфу! У меня даже зуб заболел! Отговорили бы его как-нибудь, что ли. — Да как его отговоришь-то, если он в себе чувствует эдакое, значит, влечение. Карьерист народ пошел, — вздыхает письмоводитель. — Ну, убедить всегда можно. Скажите ему, что порядочный шпик так же нужен отечеству, как и провокатор. У меня вон зуб болит... — «Вы жертвою пали...»,—взревел городовой. — «Вы жертвою пали», — жалобно заблеял шпик. — К черту! —взвизгнул жандарм и выбежал из комнаты.—Вон отсюда! — раздался в коридоре его прерывающийся, осипший от злости голос.— Мерзавцы! В провокаторы лезут, «Марсельезы» спеть не умеют. Осрамят заведение! Корсиканцы! Я вам покажу корсиканцев!.. Хлопнула дверь. Все стихло. За стеной кто-то всхлипнул. Опубликовано: Тэффи. Юмористические рассказы. СПб.: Шиповник. 1910.
Тэффи Надежда Александровна (наст. фамилия: Лохвицкая, по мужу Бунинская; 1872—1952) — русская писательница, поэтесса, мемуаристка, переводчица. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и генерала Николая Лохвицкого, соратника адмирала Колчака. | ||
|