Л.А. Тихомиров
Духовная борьба будущего

На главную

Произведения Л.А. Тихомирова


Тот период мировой культуры, который еще недавно считал себя "новейшим" и который характеризовался чистым материализмом и позитивизмом в философии, исключительным экономизмом и космополитизмом в политике — отжил свой век гораздо раньше, чем думали его прозелиты. Конечно, и теперь ими наполнен мир, но только в нижних этажах культуры. В верхних мы уже входим в преддверие того периода, который обрисовал Владимир Соловьев в своих "Трех разговорах". "Выясняется, — говорил он, — решительное падение теоретического материализма; представление о вселенной как о системе пляшущих атомов и о жизни как результате накопления изменений вещества — таким представлением не удовлетворяется более ни один мыслящий ум: человечество навсегда переросло эту ступень философского младенчества".

Проявления этого уже наполняют и наше время, с его спиритизмом, оккультизмом, воскресением каббалы и магии. До сих пор еще самовольная узость может посмеиваться на проявление этого "атавизма" первобытных времен, но это не простой случайный атавизм, а общее воскресение спиритуализма и мистицизма, вызванное отчасти самим развитием точной науки. Действительно, чем глубже она проникает в чудеса тайн природы, тем яснее делает существование какой-то границы, ее же не прейдеши, между материальной природой и чем-то другим — мистическим, духовным, не подчиненным материальной природе, но владеющим ею.

Для перехода через эту границу нужна такая же духовная сила, такая же приобщенность к мистике, какие характеризуют "тот свет", так смело преданный было презрительному игнорированию материалистами XVIII и XIX веков. И вот уже вторая половина XIX века начинает проявлять все нарастающее стремление к приобщению этим таинственным силам.

Такое воскресение спиритуализма могло бы по-прежнему игнорироваться прозелитами позитивизма, как не имеющее никакого практического значения и не мешающее делам идти по-прежнему на основе материального и экономического прогресса. Но дело в том, что философское направление никогда не ограничивается областью отвлеченного рассуждения, а всегда отражается и на практической деятельности людей, народов и государств. Материальные условия и экономические интересы были и будут всегда, пока не кончится нам мир, и люди каких бы то ни было философских воззрений прибегают в свое действии и борьбе к условиям материальным. Однако действия и борьба вызываются и определяются не материальными орудиями, ей служащими, а целями и побуждениями, по которым люди за них хватаются. Поэтому изменение философских воззрений всегда сопровождается изменением внутренней и внешней политики народов, государств и всего мира. Материальные условия присутствовали и в Пунических войнах, и в деяниях Юлия Цезаря, и в Византийской Империи, в Крестовых походах, и в движении ислама, и во Французской революции. Но весь характер истории был совершенно различен в каждой из этих эпох.

Это обстоятельство имеет, может быть, мало значения для тех людей и тех организаций, которые преданы интересам дня. Не сразу меняется образ мира сего. На век однодневок хватит. Партия политическая легко может видоизменить программу, учреждения государства легко перейдут от одного владыки к другому. Не таков положение тех направлений, которые служат вечному делу и обязаны оставаться при своих целях и задачах во все эпохи, невзирая на тот или иной их характер.

Прежде всего это должно сказать о Церкви и о христианстве вообще.

Радоваться ли назревающему переходу от материализма к спиритуализму? Основа Церкви — вера, то есть элемент спиритуализма, состояние мистики. Но это совсем иной спиритуализм, иная мистика. Не радость христианству и Церкви сулит назревающее изменение характера эпохи и ее борьбы. Эта борьба будет против христианства, как и в эпохе предшествовавшей, но несравненно более жестокая и непримиримая, ибо это нашествие той же силы, какую когда-то победило христианство и только этой победою дала миру свой период культуры и государственности.

Нарастающее воскресение спиритуализма — по всем несомненнейшим своим приметам — не только направится, но уже давно направляется против Христа. В этом существо движения, в этом его цель. В воскресении спиритуализма мы видим признаки древних языческих верований, почти доисторической философии, воззрений на мир, на божество, на человека не в форме грубых верований массы народа тех времен, а в том виде, какой составляет достояние "мудрецов", жрецов, магов и пр. Да и сами прозелиты нового спиритуализма, теософы, оккультисты, спириты связывают себя с этими древними верованиями, философиями, мудрецами. С ними победоносно вторгаются в мир те самые духи, которых христианство низвергло как бесов, выдвигается то мировоззрение, которое, по существу, отвергает Бога, открытого людям в Ветхом Завете и объясненного в воплощении Спасителя. Взамен того новый спиритуализм выдвигает силы хотя и духовного, но совсем другого характера, и Христа, как Бога, отрицает. Этот спиритуализм вместо религии Богочеловека ведет к религии Человекабога и по всему своему характеру напоминает эсхатологические предсказания Нового Завета о "тайне беззакония", имеющей некогда восторжествовать — по крайней мере временно.

Таким образом, в общей сложности пред христианством в ближайших будущих эпохах вырисовывается несомненно жестокая борьба, в которой ему надлежит развернуть все свои духовные силы. Воскресение древнего спиритуализма, разумеется, не должно понимать как предшествие его немедленной победы. В борьбе, если она ведется с должной энергией, происходят и поражения и частичные победы, возможна и новая общая победа христианства, по крайней мере, до нового восстания "тайны беззакония". Но, во всяком случае, мы должны в ходе времен предвидеть самую жестокую и, может быть, самую трудную борьбу, какую только приходилось выдерживать христианству за предшествовавшие почти две тысячи лет его действия в мире. Это должно предвидеть, к этому должно готовиться, чтобы борьба не застала Церковь в том состоянии, о котором сказано: "когда скажут — вот мир и безопасность, найдет внезапно на них пагуба".


Впервые опубликовано: Московские ведомости. 1913. № 298 (28 декабря).

Тихомиров Лев Александрович (1852 — 1923) — политический деятель, публицист, религиозный философ.



На главную

Произведения Л.А. Тихомирова

Монастыри и храмы Северо-запада