Л.А. Тихомиров
Необходимость Церковного Собора

На главную

Произведения Л.А. Тихомирова


За последние пять лет "Московские ведомости" во множестве статей напоминали и доказывали необходимость созыва Поместного Собора Русской Церкви, опровергая все возражения, которые по этому поводу обычно делаются. Все эти указания доселе оставались бесплодными, но наша обязанность требует говорить не о том, что уже и без нас всеми сознано, а даже по преимуществу о том, что еще не успело утвердиться в общем сознании. Считаем долгом снова напомнить о Соборе в эти дни воспоминаний Рождества Спасителя, установившего Церковь, основу которой составляет соборность.

Окруженная множеством врагов, подрываемая со всех сторон, Православная Русская Церковь теперь особенно нуждается в сплочении сил, в их авторитетном направлении на общее дело, в воодушевлении пасомых, в их доверии к пастырям и архипастырям, в крепкой опоре пастырей и архипастырей, какую способно дать лишь сплоченное и воодушевленное тело Церкви. Все это может быть достигнуто только посредством Собора. Пока же это не достигнуто, десятки миллионов православных будут все больше погружаться в вялость и апатию, иные же - уходить в ереси и секты. Когда человек не ощущает себя живо и ясно членом одного великого целого, а в то же время не может жить религиозно в одиночку, он поддается искушению создавать вокруг себя особое церковное общество, которое по своей обособленности от общественного тела и разрастается в секту.



А между тем, начавшись иногда как будто безобидно, такое отъединение от Церкви само собой влечет далее постепенное отрицание и богоустановленности иерархии, и таинств, и догматов, а следовательно отрешение и от вселенских канонов, и в общем от христианского спасения души. Даже и те, кто думает больше о государственном благе, чем о спасении душ, должны принять во внимание, что уходящие из Церкви мало-помалу перерождаются из религиозных отщепенцев в политических отрицателей и в конце концов зло, порождаемое небрежением к Церкви, создает мстящие за это революционные силы.

Что касается верующих во Христа, то они не могут не помнить, что христианам заповедана совместная жизнь для спасения, что все отдельные люди суть лишь живые камни, из совокупности которых только и может воздвигаться храм церковный, в котором обитает Христос. Где же у нас эта совокупная жизнь, где этот храм, когда все так разрозненно и коллективная церковная жизнь не имеет ни общего плана, ни общего руководства? Ведомственное руководство течением дел соответственно существующим узаконениям, - это совсем не то, чего жаждет живая верующая душа и за недостатком чего впадает в апатию.

Только поместный Собор может выручить нас из этого апатичного, захирелого и недовольного состояния. Он только и может дать живой толчок к деятельной церковной жизни всех нас в совокупности. Без него нам нельзя устроиться уж хотя бы по одному тому, что попытки устроить жизнь православных на должных началах остаются без Собора - не авторитетны.

Если масса мирян погружаются в апатию, то лучше ли положение пастырей? Не они ли жалуются на малолюдство храмов, на уклонения от исповеди и св. причастия, на оскудение даяний, на невнимание паствы к увещаниям? Но если хороший священник еще и может, конечно, устроиться с прихожанами в согласии и взаимном попечении, то даже и такому пастырю приходится жаловаться на разные средостения, отрезывающие его от архиерея, на недостаток вследствие этого епископского руководства и на чрезмерность влияния канцелярских.

В свою очередь и архипастыри не имеют между собой достаточно живого общения, слишком мало обмениваются мыслями, а в общецерковном управлении не только видят медленность и не систематичность вершения дел, но нередко принуждены жаловаться на недостаток независимости. При недостатке силы церковное управление не может не испытывать давления совершенно посторонних влияний, разными путями появляющихся. В общей цепи причин и следствий все это отражается на всей жизни Церкви. Мы постоянно видим травлю наших епископов газетами, и если кара закона постигает иногда клеветников и оскорбителей, то этим нимало не восстановляется доверие к архипастырям. Это доверие пребывает незыблемо только в церковном обществе, организованном и живом, части которого непосредственно знают своих членов, своих собратьев и архипастырей, и судят о них не по басням журналистов, а по тому, что видят на своих собственных съездах и соборах.

Положить начало этому сплочению и оживотворению церковной жизни может только Поместный Собор, совершающийся в предстоянии пастырей и мирян. Только он может создать авторитетное высшее управление Церкви, объединить епископа с его епархией в совместной жизни священников и прихожан. Тщетны надежды достичь чего-нибудь доброго с небрежением к каноническим путям. Никакая личная благожелательность не способна заменять тех форм церковного существования, какие указаны в соборных постановлениях "изволися Духу Святому и нам".

Если мы желаем жить с Богом, то должны жить и по указаниям Божественным, а не по своим умышлениям, должны жить по закону церковному не только в своем личном существовании, но также в совместном, коллективном существовании. Нарушение этого создает грех вместо святости, а грех наказуется тем злом, которое сам же порождает.

В этом нарушении церковных норм мы живем уже слишком долго и породили этим множество зла, нас раздирающего своими всесторонними отражениями. Пора переходить на путь истинный, пока еще не истощено долготерпение Божие. "Время сотворити Господеви", как любит выражаться наш уважаемый сотрудник алексей Александрович Нейдгарт. Пора сходиться на Поместный Собор.


Впервые опубликовано: Московские ведомости. 1913, № 299 (30 декабря).

Тихомиров Лев Александрович (1852-1923) - политический деятель, публицист, религиозный философ.


На главную

Произведения Л.А. Тихомирова

Храмы Северо-запада России