Л.А. Тихомиров
Носители народного разума

На главную

Произведения Л.А. Тихомирова


В современной России глубоко нарушилось одно существенное условие правильной государственной, социальной и культурной жизни. Лучший слой населения, носители ее знаний, ее развитости затерты низшими элементами. Салтыков-Щедрин когда-то грозил пришествием "чумазого" в виде грубого человека из народа, в действительности же "чумазый" также удобно развивается и в интеллигенции. И вот этот-то всесословный чумазый завладевает русской жизнью, оттирая от влияния на нее все наиболее развитое, сознательное, умственно и нравственно лучшее.

Необходимое условие высокой государственной, социальной и культурной жизни составляет то, чтобы страна имела сильно работающую умственно личность на всех отраслях, где нужен ум и знания, а это нужно повсюду. Повсюду нужна наука во всех своих бесчисленных отраслях, нужна техника, нужно знание родной страны, знание законов политики и общественности, нужно присутствие сознательной и образованной личности во всех народных слоях, во главе всех ячеек ее организованного существования. Нужно, чтобы народной всюду жизнью руководили эти лучшие люди. Это основное условие того, чтобы мы имели культуру, чтобы она была сильна, прочна и давала тон жизни.

В настоящее время Россия представляет нечто диаметрально противоположное. Мы не демократизировались, а охлократизировалисъ. Толпа у нас всюду на первом месте. Современный русский почти утратил понятие о том, что есть разница между невеждами и знающими, между умными и глупыми, и о том, что ценность имеет только человек знающий, порядочный и умный. Утрачено сознание того, что приобрести знание — вовсе нелегко. Читатель газеты "Копейка", за одну копейку в день, считает, что он уже вооружен знаниями, при которых может критиковать и министров, и архиереев, и профессоров и решать сложнейшие экономические и судебные проблемы. При таком понятии о знаниях, общество, конечно, не уважает и не ценит людей действительно знающих и развитых, не понимает их высоты.

Эта охлократизация составляет гибельнейшее явление современной России, потому что устраняет из жизни влияние знающего и умного человека, и этим прямо отгоняет его. Люди действительной научной и социальной ценности органически не могут действовать на митингах, в кабаках, на уличных сборищах и во множестве нынешних органов печати. Куртизанство пред толпой им противно, они не могут отрешиться от уважения к знанию и к развитой мысли. В результате такие люди уходят из практической жизни, оставляя господство над нею полуграмотным борзописцам и горлодерам. Но это — гибель страны, уничтожение ее культурности.

Остановить охлократизацию общества составляет первый вопрос культурного развития. Без сомнения, достигнуть этого возможно, в конце концов, только систематической работой законодательства и управления в таком направлении, чтобы первенствующее значение всюду обеспечивалось не отбросами общества, а лучшему отбору его сил. Но мы не можем увидеть такого движения политики и законодательства раньше, чем в образованной части страны не явится сознание того, что во главе каждого дела должен стоять лучший человек, а не случайный выскочка, не любимец толпы, не простой фаворит власти.

Злее всего препятствует этому понимаю страшная современная партийность, готовность всем жертвовать господству своей партии, поддерживать хотя бы никуда негодных людей и насаждать их повсюду только потому, что они "правые" или "левые". Наша нескончаемая политическая борьба становится здесь поперек дороги необходимейшему условию развития культуры. Однако, думаем, что лучшая часть наших образованных сил могла бы бороться с этим подчинением науки и культуры политике, могла бы своим систематическим влиянием воскрешать всюду сознание того, что это гибельно, преступно и, наконец, неприлично. С борьбы за культурность приходится начинать, создавая своим личным поведением и проповедью примеры уважения к знанию, таланту, честности, независимо от партийности и вопреки ей. Теперь у нас чем талантливее, крупнее и независимее человек, тем большее ожесточение вражды он вызывает со стороны противных партий, которые замалчивают его созидательную деятельность, облыгают его личность, стараются его уничтожить. Это поведение варваров, деяние убийц Лавуазье и Кондорсе. Пора встрепенуться людям культуры и пробуждать кругом себя сознание, что такое отношение к творческой личности есть преступление против цивилизации. Не одного человека губят здесь его политические враги, а все его создания, которые они крадут из общественного сознания, зарывая в землю капитал ума и знаний, предназначенный для прогресса общества.

Как ни захвачены мы властью "чумазого", но есть же и у нас известное количество избранных, понимающих, что вечные задачи культуры, прогресс мысли, знания и этики — бесконечно важнее всех наших политических программ и задач и что потому жертвовать творчеством мысли в пользу торжества какой-нибудь партии — преступно и доказывает полную ничтожность людей, позволяющих себе так действовать. Есть и у нас еще люди, не утратившие такого сознания, но они вместо того чтобы противостоять партийному варварству, робко молчат. Их обязанность, напротив, — возвысить голос, бороться за творчество личности, ума и знания. С этого приходится начинать, и пока не воскреснет у нас то уважение к культурности, какое существовало пять-шесть десятков лет назад, до тех пор не могут стать на высоту ни учреждения, ни законодательство, ни политика.

Сознание цены культурности должно предшествовать социально-политическому движению, которое поставит своей целью сделать направляющей силой страны, во всех отраслях ее жизни, носителя и созидателя культуры.


Впервые опубликовано: Московские ведомости. 1913. № 296, 24 декабря.

Тихомиров Лев Александрович (1852-1923) — политический деятель, публицист, религиозный философ.



На главную

Произведения Л.А. Тихомирова

Монастыри и храмы Северо-запада