Л.А. Тихомиров
Затруднения при покупке книг Даля и Кузьмина

На главную

Произведения Л.А. Тихомирова


Излишне объяснять, как интересуют в настоящее время всех книги В. Даля "Записка о ритуальных убийствах" и господина Кузьмина "Материалы к вопросу об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях". Казалось бы — достать нетрудно. Обе упомянутые книги продаются в с.-петербургском магазине "Нового времени", который имеет отделение в Москве. Однако я целую неделю по телефону и через посылаемых служащих тщетно просил московский магазин "Нового времени" дать эти издания, получая ответ, что ждут из Петербурга. Наскучив этим, я написал в с.-петербургский магазин, прося выслать их наложно и вместе с тем упрекая в плохом снабжении Москвы. В ожидании, через несколько дней, во вторник прошлой недели, снова спросил московский магазин и снова получаю ответ, что книги еще не высланы. Целый ряд моих знакомых также жалуются, что не могут получить этих книг. В четверг — один из них спрашивал книгу в магазине "Нового времени", и ему ответили, что распродана. Не удивительно ли? Во вторник не получены, а в четверг уже раскуплены. Один наш сотрудник в это же время спрашивал их в магазине и тоже получил ответ, что книги распроданы. Ответили — сотня экземпляров. Не много, конечно, но кто же расхватал эту сотню в течение одного или полутора дней?

В ответ на мой заказ петербургский магазин "Нового времени" выслав книги, имел внимание особо уведомить меня, что московский магазин существует самостоятельно и может требовать от с.-петербургского магазина все, что ему нужно. Почему же он не требует достаточного количества книг, которые столько лиц тщетно у него спрашивают? Нельзя было бы одобрить, если бы это происходило от недостаточного внимания к публике. Но невольно являются опасения гораздо хуже. Не скупаются ли книги в одни руки? На это уж магазину следовало бы обратить внимание.

В этой же книжке у Остроглазова, имевшего удачу спасти ее для потомства, мы читаем цитату из Лютостанского, гласящую, что когда П.И. Бартенев попытался издать книгу Даля, то еврей-наборщик ночью проник в типографию, разбросал набор, похитил оригинал и бесследно скрылся. Полиция разыскивала его бесплодно в обеих столицах. Остроглазов же помещает сходную справку о "Книге кагала" Брафмана, которая в Вильне в 1869 году была вся скуплена одним богатым евреем, чтобы прекратить ее обращение в публике. По словам Остроглазова, это напечатано в "С.-Петербургских ведомостях" (1870, № 286. Статья "Евреи в Одессе"). Ввиду таких предупреждений в самой книге, продавцам надлежит быть крайне осторожными, чтобы издание не было закуплено какими-нибудь еврейскими "патриотами" для уничтожения. Конечно, Даля очень полезно прочесть и тем добросовестным евреям, которые способны не закрывать глаз на подозрительные явления в жизни своего племени. Но, во-первых, нельзя же все издания отдавать даже им, а во-вторых, уж тем паче нельзя равнодушно допускать скупку книг для уничтожения их. Издателям следовало бы принять меры, чтобы дать возможность и русским покупателям иметь их книги. Я не допускаю и мысли, чтобы в магазинах "Нового времени" могли смотреть чисто коммерчески: что безразлично, кто бы ни купил книгу — хотя бы и для сожжения.

Как раз сегодня, в понедельник, в магазине можно было купить Даля. Но во имя интересов всех обделенных считаю полезным заявить об их жалобах и опасениях, в надежде, что магазины "Нового времени" примут меры для прочного удовлетворения того жгучего интереса публики, который возбуждают издания, так или иначе дающие сведения по вопросу о ритуальных убийствах.


Впервые опубликовано: Московские ведомости. 1913. № 261 (12 ноября).

Тихомиров Лев Александрович (1852 — 1923) — политический деятель, публицист, религиозный философ.



На главную

Произведения Л.А. Тихомирова

Монастыри и храмы Северо-запада