Д.В. Веневитинов
О Зароастре и его вероучении

На главную

Произведения Д.В. Веневитинова


«Законодательство и религия на востоке составляют понятия неразрывные, но в сем случае законодательство необходимо должно принять вид совсем особенный. Не будучи делом нации, не готовя ей и впредь участия в действиях власти законодательной, оно не могло освятить права народные; но только один класс или одну касту — сословие жрецов — ставило оно в выгодное положение относительно к лицу властителя, но ни один из азиатских законодателей не возвышался никогда до мысли об законной монархии, как ее понимают европейцы. Ни один не дерзнул поколебать веры в неограниченность прав деспота, который и землею и людьми располагает, как своею собственностью; ни один не осмелился вывести подданных из состояния рабства и сделать их гражданами».

Далее доказывается, что «вера есть единственное средство, которое жрецы могут употребить для освящения своих законов; а сия подпора всегда будет ненадежною, ибо здесь все зависит от личных качеств верующего». Самая вера востока сводится к обрядности и чиноположению: «гиерархия жрецов вознаграждала некоторым образом за оскорбление прав нации и вместо представителей народа являлись (да и то при дворе) представители божеств».

Далее: «Картина лучших времен в воображении азиатца совсем не согласна с понятиями европейца. С самой юности склоняясь под иго власти неограниченной, он привык понимать ее необходимою. Зато утешает он себя другою мечтою. Он воображает идеал деспотизма, идеал такого государства, в коем неограниченный властелин не тиран, но отец своих подданных, в коем всякое сословие, всякое лицо имеет себе определенный круг действия, который оно наполняет, никогда не преступая границ его; где процветают ремесла мирные, земледелие, скотоводство и торговля, где распространены богатство и изобилие, как будто ниспосылаемые божеством благомыслящим в щедрые руки царствующего. Мысль о подобном государстве, о подобном царе служит уже основанием Киропедии. Но вера в этот идеал неизменно сохранялась в Азии в продолжении столетий; она некоторым образом составляет средоточие, около которого образуются предания востока, и она же есть душа законов Зароастровых. Век древнего властителя Ирана, великого Джемшида почитает он золотым веком своего отечества. Джемшид отец народов, славнейший из всех смертных, которого озаряло солнце. В его время не умирали животные, не было недостатка в воде, в плодовитых деревьях и предметах, служащих для пищи. Во времена блестящие его царствования не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей необузданных, сих произведений Девов. Люди казались 15-летними, дети не умирали во все продолжение царствования Джемшида — «отца народов».


Опубликовано: Голос минувшего. 1914. № 1.

Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805-1827) - русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ.



На главную

Произведения Д.В. Веневитинова

Монастыри и храмы Северо-запада