Д.В. Веневитинов
О математической философии

(Ответ Вагнера г-ну Блише)

На главную

Произведения Д.В. Веневитинова


Вагнер, защищая свои понятия об общей математике, выбирает пример из анатомии, развитый Океном в его философии, и, подчинив законы сего анатомического явления следующей геометрической теореме: что две параллельные линии, пересекаемые третьею линиею, составляют с сею последнею ровные углы, доказывает, что сия идея есть общая и может найти применения во всех науках и искусствах.

"Из сего примера, — говорит он, — ясно видно, что математическое выражение всякой идеи есть самое чистое и самое общее, что математика, рассматриваемая с такой точки зрения, действительно есть язык идей, язык ума. Так же ясно, что в таком выражении идей заключается и органическая форма вселенной, или закон мира, и что, кроме сего закона мира, не может существовать другой науки, исключая тех, которые, переходя в область частного, развивают изобретение сего закона мира в различных случаях; следственно, математика есть единственная общая наука, единственная философия, и все прочие науки суть только применения сей исключительно чистой науки, применения в области духовного или физического"*.

______________________

* Математика есть наука полная, заключающая в себе самой свою цель и свое начало, она есть даже орган всех наук, но можно ли сказать, что она наука наук, закон мира? Мне кажется, что сие заключение выведено несправедливо Постараемся объяснить себе общее понятие о законе мира и определить сферу математики, как науки Шеллинг в начале своего "Идеалиста" ясно доказал условия всякого познания: итак, познание мира должно разделяться на два понятия: на идею мира (абсолют) и на развитие сей идеи если же математика есть высшая наука, то не должна ли она существенно разделяться на две части: на науку абсолютной идеи (абсолютного нуля) и на науку проявления сего нуля? Но математика никак не может удовлетворить сему требованию в обеих частях своих она является наукою мира конечного: в арифметике представляет бесконечное — нуль в форме развития, в геометрии исследует бесконечное — точку в форме появления Конечно, математика есть самая точная, самая свободная наука форм, ибо она никогда не вступает в сферу другой какой-либо науки, но служит напротив того, необходимым условием для всех прочих наук. Она изобретает свои предметы, свои средства в природе видимой нет точки, нет линии, нет треугольников, они существуют только в идее математика Отымите у математики все, что ее окружает, и она будет существовать отдельно от всего, сама по себе но это доказывает только то что и организм мира имеет все атрибуты целого, единого, бесконечного. Определите грамматику и логику, усовершенствуйте натуральную историю, начертите поэзии постоянную сферу, постоянный ход, и вы увидите, что они все будут отражать постоянный закон мира так же ясно, как и сама математика, с тою только разницей, что предметы их будут находиться вне их, как, например, предмет грамматики и логики в языке и мысли, предмет натуральной истории в царствах природы, и что они все невольно будут выражаться математически. Что же из этого заключить можно? Что математика такое же необходимое условие для всех наук, какое пространство, время и числа для всех явлений мира, но как независимо от мира (организованного) существует идея мира (организация), так и независимо от математики, как познания, существует идея всякого познания, то есть наука первого познания, наука самопознания, или философия. Итак, в некотором смысле математика есть закон мира (организм абсолютный), но одна философия — наука сего абсолюта. (Прим. Д. Веневитинова )

______________________

Из сего следует, что все науки заимствуют свою реальность от одной математики (как уже доказано вышеупомянутым примером из натуральной философии Окена), что все их истины открываются посредством нее одном и тогда только делаются истинами, когда возвышаются до общего значения.

"Присоединим к доказательству геометрическому другой арифметический пример, и тогда объяснится для нас процесс, которому все повинуется, равно как в духовном, так и в физическом мире. Сей процесс в самом чистом и в самом общем виде выражается умножением где переменно и во взаимной зависимости проявляются два числа в третьем синтетическом (сложном) В произведении 5х6 шесть повторяется пять раз, пять — шесть раз, и так каждый фактор перенесен в форму другого. Вот теория, или общее выражение, всякой синтезы. Так, например, в идее фантазия должна принять форму разума, разум — форму фантазии и т.д.

"Таким образом, математика в общих идеях своих совершенно выражает форму или организм мира; такая математика есть, без сомнения, закон мира, есть наука. Из сего легко можно заключить, что происхождение чисел не что иное, как постепенное развитие единицы, которая сама себя ограничивает, что происхождение фигур в противоположных между собой направлениях жизни составляет линии, пересекающиеся углами или встречающиеся в окружностях. Теперь г-н Блише допустит мне, что арифметика представляет закон мира в форме развития, а геометрия в форме появления, что, следственно, в арифметике заключается натуральная философия, в геометрии — натуральная история. Я присоединяю также к натуральной философии и натуральной истории философию, имеющую предметом то, что подлежит только внутреннему созерцанию, и сию философию называю я частью идеальной философиею (предмет ее о нераздельном), частью историею мира (о человеческом роде); но это нимало не противоречит моему предположению: что натуральная философия относится к натуральной истории, как арифметика к геометрии.

"После сих замечаний г-н Блише согласится со мной, когда я говорю*, что такая математика, вероятно, была древнейшей наукой древнейших жрецов и исчезла у греков только по смерти Пифагора. — На эту идею о математике опирался я**, представляя противоположность между древностью и новейшими временами, причем я показал, что древнейшим народам закон мира был ясен по враждебному чувству природы, между тем как новейшие могут найти сей закон в одном только умозрении, что сверх того в первые времена бытия человечество, нравственно и физически проникнутое законом мира, находилось к природе в совершенно другом отношении, нежели в новейшие времена.

______________________

* См Wagner, Vom Staate.
** См Religion, Wissenschaft, Kunst und Staat in ihren gegen-seitigen Verhaltnissen betrachtet, Erlangen 1819. (Прим. Д. Веневитинова).

______________________

"Сие отношение древних к природе (которого слабые следы доселе видим мы в животном магнетизме) было простое и непосредственное, между тем как отношение новейших есть одностороннее и искусственное. — Я показал, как впоследствии человек выступил из целого своего существования, раздробился, так сказать, на части, и религия утратила свою чистоту".

После сего Вагнер упоминает об учениях Будды, Моисея и Зороастра преобразовать человека и снова примирить его с природою; он показывает влияние пророков, приуготовивших в нравственном мире перемену, которою ознаменовалось появление Христа.

Потом объясняет он простое отношение первобытного человека к природе, основываясь для сего на законе полярности и развивая действие ума и воли в их соединении. Наконец, распространившись несколько об односторонности опытных познаний и о животном магнетизме, Вагнер заключает статью свою следующим образом:

"Вот точка зрения, с которой я взирал на науку, стараясь объяснить древний мир новейшему. Если я доказал, что органическая форма мира (закон мира) исключительно, ясно и достаточно выражается математикою, то, бесспорно, надобно употреблять все усилия, чтобы усовершенствовать познания сего математического организма, дабы все общие и высокие открытия свободного ума перенеслись в чувство и а законы нравственности, сделали человека царем природы и поставили его на такую степень, на которой бы он, как стройный звук, согласовался с общей гармонией вселенной".

1825


Впервые опубликовано: Собр. соч. 1934. С. 258-262.

Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805-1827) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ.



На главную

Произведения Д.В. Веневитинова

Монастыри и храмы Северо-запада