Епископ Виталий (Иосифов)
Речь Преосвященнейшего Виталия, Епископа Калужского и Боровского

На главную

Творения Епископа Виталия (Иосифова)


Возлюбленные отцы и братия! С тех пор, как я прибыл на паству Калужскую, и вошел в дела ее управления, я имел сердечное желание, по крайней мере около года, лично побывать в Оптиной пустыни, и познакомиться с старцем, иероехимонахом Амвросием. — Известно, что в нашем отечестве находится четыре лавры. Нужно ли подробно характеризовать эти лавры, отличающиеся от других монастырей и своим особым положением, и значением в нашей церковной жизни, и числом своих иноков, а также и своим внешним благоустройством? Есть у нас и другие святые обители менее знаменитые, но занимающие однако выдающееся место среди наших монастырей. К числу таковых относится и достоуважаемая, знаменитая Оптина пустынь, столь славная своим старчеством. — Когда я выехал из своего епархиального города Калуги в эту пустынь, то и не думал о кончине преставльшегося старца о. Амвросия.

Но судьбы Божии неисповедимы!

Душевно скорблю, что я не имел возможности осуществить своего сердечного желания — войти в духовное общение с почившим в Бозе великим старцем, у гроба коего мы теперь предстоим. Скорбим мы ныне все, отцы и братия! Но больше всех скорбит и печалуется искренно и горько братия сей св. обители, Оптиной пустыни, где почивший старец о. Амвросий подвизался более 50 лет, и где он не мало потрудился в устроении ее внутренней и внешней жизни. Скорбит о нем неутешною скорбью Казанская обитель Шамординская, которая обязана ему и своим основанием и благоустройством во всех отношениях. Скорбит о нем и вся здешняя область, представители которой в лице разных достопочтенных лиц с городским головой и гласными граждан гор. Козельска во главе, находятся теперь в сем св. храме. Мы видим здесь присутствующими многих и очень многих почитателей старца и из других различных местностей нашей св. Руси. В особенности мы считаем долгом указать в этом случае на достопочтенную благотворительницу Шамординской обители боголюбивую Анну Яковлевну Перлову. Не перечисляем всех почитателей старца. Имя его почитаемо даже за пределами нашего отечества.

В лице почившего о Господе иеросхимонаха Амвросия достолюбезно и глубокоуважаемо для всего православного Русского народа особенно то, что известно нам под именем, так называемого, старчества, ярко процветшего в Оптиной пустыни. Старец — это подвижник, трудящийся на ниве Христовой, и денно и нощно пребывающий в исполнении закона Божия, и делающийся таким образом надежным руководителем и воспитателем и других на пути ко спасению. Св. апостол языков говорит: праведнику закон не лежит (1 Тим. 1, 9). Почему? Потому что, исполняя закон, он при помощи благодати Божией, воплотил его в своей жизни и деятельности так, что сам сделался законом для других. И кто но усматривал всего этого в лице высокого старца — подвижника, иеросхимонаха Амвросия?! Кто в нем не находил своего мудрого советника, руководителя и наставника на всякую истину?! Вот тайна, в которой заключается вся разгадка того всеобщего уважения к старцу со стороны знатных и незнатных, богатых и убогих, ученых и некнижных и всех, кто к нему но желанию или даже из за одного любопытства обращался.

Старчество, развившееся на почве христианских начал, представляет собою цвет иноческой жизни. Господь наш Иисус Христос учил: люби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя. Вот две заповеди, в которых заключается весь закон. Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель сказал им: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Иоан. ХIII, 34). Св. апостол Павел говорит: если не имеем любви, то все наши дела, а тем более слова, все вообще наше внешнее благочестие, есть не что иное, как медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. III, 1 — 3). Любовь Христова заключает в себе вообще все христианские добродетели, и служит союзом совершенства. Любовь Христова, по учению великого Апостола, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (4 — 7). Вот этою то любовью, спасающею нас, и был проникнут великий старец Амвросий, воспитавшийся и созревший в знаменитой Оптиной пустыни. Вот почему, повторяю, достолюбезно и глубоко чтимо имя великого старца Амвросия не только у нас, в пределах православной Руси, но оно также известно и уважаемо далеко — на востоке.

Скорбим мы, отцы и братия, скорбим глубоко о кончине преставльшегося раба Божия, старца иеросхимонаха Амвросия. Но прошу всех и молю: да не скорбите, братие и сестры, якоже и прочий не имущий упования (1 Солун. IV, 13)! Памятуйте, что между здешним миром и миром загробным существует духовная непрерывная связь. Тело старца бездыханно, и сделалось во гробе неспособным к проявлению жизнедеятельности духа, жившего в нем и оживлявшего его. Мы веруем, что душа старца и теперь с нами, все видит, с нами и скорбит, и радуется. Вознесем теплые молитвы ко Всевышнему об упокоении души преставльшегося раба Божия, иеросхимонаха о. Амвросия, да вселит Он его душу с лики праведных в своих блаженных обителях. Будем просить и молить старца да ходатайствует и он своими молитвами пред Престолом Божиим о нашем спасении. Душе старца будет приятна наша молитва, если, подобно ему, будем утверждать свою жизнь на началах любви Христовой. Да престанут от нас всякого рода пререкания и разделения и да царствует между нами единение любви во имя Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ныне и присно, и во веки веков Аминь.


Опубликовано: Жизнеописанiе въ Бозѣ почившаго Оптинскаго старца Iеросхимонаха Амвросiя съ его портретомъ и факсимиле. Въ двухъ частяхъ. Москва, Печатня А.И. Снегиревой, Остоженка, Cавеловскiй пер., соб. д. 1900. С. XXI-XXII.

Виталий (Иосифов, Василий Александрович (1833-1892) — русский православный епископ. Епископ Калужский и Боровский, автор ряда духовно-нравственных статей в "Руководстве для сельских пастырей" и церковных поучений.



На главную

Творения Епископа Виталия (Иосифова)

Монастыри и храмы Северо-запада